В НК предлагается конкретизировать видовую принадлежность безналичных денежных средств и бездокументарных ценных бумаг
Необходимость изменений возникла в связи с принятием поправок в Гражданский кодекс в части изменения видовой принадлежности таких объектов гражданских прав, как безналичные денежные средства и бездокументарные ценные бумаги
В комментарии «АГ» один из экспертов отметил, что при отсутствии рассматриваемых поправок операции с безналичными денежными средствами и бездокументарными ценными бумагами нельзя было бы рассматривать как операции с имуществом в целях налогообложения, поскольку ст. 38 НК РФ исключает из состава имущества имущественные права. Второй назвал логичным придание изменениям обратную силу с 1 октября 2019 г., заметив, что этот аспект законодательной инициативы необходимо внимательно соотнести с правилами ст. 5 НК РФ о действии актов во времени.
1 апреля Госдума приняла в первом чтении законопроект № 903584-7, которым предлагается внести изменения в п. 2 ст. 38 «Объект налогообложения» Налогового кодекса и указать, что если иное не предусмотрено настоящим пунктом, под имуществом в НК понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ. Для целей настоящего Кодекса не признаются имуществом имущественные права, за исключением безналичных денежных средств и бездокументарных ценных бумаг.
В пояснительной записке указывается, что необходимость внесения законопроекта возникла в связи с принятием Закона о внесении изменений в ч. 1, 2 и ст. 1124 ч. 3 Гражданского кодекса в части изменения видовой принадлежности таких объектов гражданских прав, как безналичные денежные средства и бездокументарные ценные бумаги.
Так, в ст. 128 ГК указывается, что к объектам гражданских прав относятся вещи (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги), иное имущество, в том числе имущественные права (включая безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, цифровые права).
Авторы законопроекта посчитали, что налоговые последствия операций с денежными средствами не могут зависеть от их формы (наличные или безналичные). По их мнению, налоговые последствия операций с ценными бумагами тоже должны быть одинаковые вне зависимости от того, имеют они документарную форму или нет. В связи с этим они предлагают сохранить действующие правила налогообложения таких операций.
Кроме того, отмечается в пояснительной записке, налогообложение операций с имущественными правами имеет некоторые особенности по сравнению с налогообложением операций с имуществом, поэтому «автоматическое» (без внесения изменений в Налоговый кодекс) признание безналичных денежных средств и бездокументарных ценных бумаг имущественными правами и непризнание их имуществом для целей налогообложения приведут к путанице, новым вопросам и необоснованным спорам в правоприменении.
Изменениям в п. 2 ст. 38 НК РФ предлагается придать обратную силу с 1 октября 2019 г., т.е. со дня вступления в силу новой редакции ст. 128 ГК.
В комментарии «АГ» юрист компании «Центр правовых стратегий “Лексфорт”», UBL Group Марина Момзикова отметила, что пояснительная записка к законопроекту содержит верный посыл: на данный момент налогообложение операций с одними и теми же, по сути, объектами (денежными средствами и ценными бумагами) зависит от формы их выражения (существования), что недопустимо. Она указала, что на практике уже появились вопросы в части необходимости уплаты НДС при реализации бездокументарных ценных бумаг и безналичных денежных средств.
«Отрадно, что законопроект сохраняет положение вещей без громоздких изменений в Кодекс, – поправки в ст. 38 НК РФ лаконичны и конкретны. Придать изменениям обратную силу весьма логично – сохранятся единые правила налогообложения с 1 октября 2019 г.», – подчеркнула Марина Момзикова. Однако, заметила она, этот аспект законодательной инициативы необходимо внимательно соотнести с правилами ст. 5 НК РФ о действии актов во времени.
Адвокат, руководитель налоговой практики Адвокатского бюро «Инфралекс» Иван Шиенок отметил, что при отсутствии рассматриваемых поправок операции с безналичными денежными средствами и бездокументарными ценными бумагами нельзя было бы рассматривать как операции с имуществом в целях налогообложения, поскольку ст. 38 НК РФ исключает из состава имущества имущественные права. «По этой причине законодатель, считая целесообразным продолжать рассматривать данные объекты гражданских прав как имущество в целях налогообложения, вносит в ст. 38 НК РФ изменения, исключающие безналичные денежные средства и бездокументарные ценные бумаги из состава имущественных прав. Таким образом, в целях НК РФ они будут продолжать рассматриваться как имущество и облагаться в прежнем порядке», – указал адвокат.