В Госдуму внесен проект поправок в УК, предусматривающих криминализацию пропаганды запрещенных веществ
Разработчики проекта считают административную ответственность за пропаганду и незаконную рекламу наркотиков и психотропных веществ слишком мягким наказанием
Адвокаты критически оценили законопроект. По мнению одного из них, криминализация пропаганды наркотиков приведет либо к появлению очередной «мертворожденной» нормы, либо к волюнтаризму и явным злоупотреблениям со стороны правоохранительных органов. Второй адвокат полагает, что законопроект – очередная попытка ограничения конституционного права на свободу слова.
30 октября в Госдуму был внесен законопроект (№ 826083-7) о введении уголовной ответственности за пропаганду и незаконную рекламу наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.
Как ранее писала «АГ», 25 октября был опубликован перечень поручений Президента РФ Владимира Путина по итогам встречи с представителями общественности по вопросам развития Дальнего Востока. Ряд указаний правительству и МВД РФ связан с противодействием незаконному обороту наркотических и психотропных веществ.
Наиболее серьезное поручение правительству касается принятия мер, направленных на введение уголовной ответственности за «склонение к потреблению либо пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов с использованием информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”».
Председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции Госдумы Василий Пискарёв назвал данное указание «абсолютно правильным», подтвердив готовность Комитета к его обсуждению и проработке.
Адвокаты тогда не поддержали идею ужесточения ответственности. Комментируя соответствующее поручение, адвокат АБ «Дефенсор» Дмитрий Герасимов, сотрудничающий с Международной правозащитной группой «Агора», в комментарии «АГ» отмечал, что целесообразнее дополнить ст. 6.13 КоАП РФ частью третьей, в которой можно предусмотреть повышенную ответственность за популяризацию запрещенных веществ в Интернете.
Адвокат КА «Лапинский и партнеры» Константин Кузьминых подчеркивал, что уголовная ответственность за склонение к употреблению наркотиков существует и в настоящее время, поэтому появление в данной норме упоминания о совершении указанного деяния в сети Интернет приведет к смешению понятий «склонение к потреблению» и «пропаганда».
Как предлагается наказывать за пропаганду запрещенных веществ
Проектом предлагается дополнить УК РФ ст. 230.3, предусматривающей ответственность за пропаганду и рекламу наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и частей таких растений. При этом ст. 6.13 КоАП, устанавливающая административное наказание за пропаганду и незаконную рекламу наркотиков, должна быть признана утратившей силу.
Часть первая ст. 230.3 УК содержит общий запрет на пропаганду и незаконную рекламу указанных веществ. Диспозиция данной части повторяет ч. 1 ст. 6.13 КоАП. Соответствующие преступления предлагается наказывать штрафом от 100 до 500 тыс. руб. (либо в размере зарплаты или иного дохода за период до трех лет) либо лишением свободы на срок от 2 до 5 лет.
Частью второй предусмотрен квалифицированный состав – пропаганда или реклама запрещенных веществ, совершенные с использованием СМИ, электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет) либо совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства.
В этих случаях предлагается более суровое наказание: штраф от 300 тыс. до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период от 3 до 5 лет либо лишение свободы на срок от 5 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 5 лет.
На сегодняшний день ответственность за пропаганду и незаконную рекламу соответствующих веществ иностранцами и лицами без гражданства содержится в ч. 2 ст. 6.13 КоАП.
В примечании к ст. 230.3 пропаганда и незаконная реклама запрещенных веществ определены как деятельность по распространению материалов и (или) информации, направленных на формирование у лица нейтрального, терпимого либо положительного отношения к таким средствам, веществам, растениям и их прекурсорам, а также их частям либо представления о допустимости их употребления, хранения или оборота. Понятие «пропаганда» и «незаконная реклама» не разграничены.
Там же предлагается установить случаи, не подпадающие под ст. 230.3 УК – не должно считаться преступлением распространение сведений о разрешенных к применению в медицинских целях наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах в специализированных изданиях для медицинских и фармацевтических работников. Аналогичное положение в настоящее время содержится в примечании к ст. 6.13 КоАП.
Как указано в пояснительной записке к законопроекту, привлечение к ответственности по ст. 6.13 КоАП является важным правоохранительным инструментом для формирования общественного мнения о недопустимости наркопотребления и нетерпимости к наркотикам. «Однако работа по данному направлению не отвечает сложившейся ситуации. Так, согласно данным Управления Судебного департамента в г. Санкт-Петербурге, в 2018 году мировыми судьями не было вынесено ни одного наказания по ст. 6.13 КоАП РФ. В 2017 году было вынесено лишь 1 наказание по ст. 6.13 КоАП», – сообщается в документе.
По мнению разработчиков проекта, ст. 6.13 КоАП содержит слишком мягкие санкции, недостаточные для пресечения действий, направленных на незаконную пропаганду и рекламу наркотических средств.
Обосновывая свою позицию, они пояснили, что в последние два года на стены домов в крупных городах наносятся надписи, рекламирующие запрещенные вещества, – как правило, адреса сайтов, где можно их приобрести. «Санкция для пойманного трафаретчика – штраф от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления. Заработок, получаемый им за ночь “работы”, значительно превышает сумму штрафа, что делает неэффективными меры по задержанию таких правонарушителей», – указано в пояснительной записке.
Ужесточение ответственности за пропаганду и рекламу наркотических средств и иных запрещенных веществ, по мнению авторов проекта, позволит более эффективно бороться с этими явлениями.
Примечательно, что законопроект был внесен в Госдуму без отзывов Правительства РФ и Верховного Суда РФ, в то время как ст. 8 Закона о введении в действие УК обязывает инициаторов предоставлять указанные документы одновременно с проектом о внесении изменений и дополнений в Кодекс.
Эксперты критически оценили законопроект
«Благими намерениями вымощена дорога в ад… Несмотря на действительно серьезную проблему наркотизации населения, особенно молодежи, эффект от предложенной криминализации сильно переоценен», – прокомментировал проект управляющий партнер АК «Бородин и Партнеры» Сергей Бородин. Он также добавил, что с учетом редко применяемой ст. 6.13 КоАП криминализация пропаганды приведет либо к появлению очередной «мертворожденной» нормы, либо к волюнтаризму и явным злоупотреблениям со стороны силовиков.
По мнению эксперта, юридико-технические вопросы вызывает также законодательная конструкция нового состава. «Так, предложенная в примечании дефиниция понятия “пропаганда либо незаконная реклама” ориентирует на вменение обсуждаемого состава при формировании у адресатов пропаганды практически любого отношения к запрещенным веществам, что опять-таки не отвечает принципу правовой определенности и может повлечь необоснованные нарушения прав граждан», – пояснил он.
Кроме того, адвокат напомнил, что отсутствие в законе определения понятия «пропаганда» само по себе не свидетельствует о незаконности вынесенных судебных решений, на что еще в 2012 г. применительно к защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, указывал ВС (Определение от 15 августа 2012 г. № 1-АПГ12-11).
Адвокат КА «Лапинский и партнеры» Константин Кузьминых полагает, что законопроект – очередная инициатива, направленная на ограничение конституционного права на свободу слова. «Общество уже проходило это по практике применения ч. 2 ст. 282 УК, – напомнил он. – Возбуждать ненависть и вражду в СМИ нехорошо, но правоприменительная практика по этой категории дел еще хуже».
Эксперт добавил, что разработчики УК обоснованно пришли к выводу о необходимости установления за пропаганду наркотиков административной ответственности, а не уголовной. При этом, подчеркнул он, в ряде других государств гораздо меньше внимания уделяется «полицейской наркополитике», а наркоситуация в соответствующих странах не хуже, чем в России. Кроме того, там более эффективно применяется заместительная терапия в лечении граждан, желающих избавиться от наркозависимости, и не столь сложны процедуры введения в оборот новых психоактивных веществ, необходимых больным эпилепсией.
По мнению адвоката, Россия по большей части является регионом потребления, а не изготовления наркотиков. Он подчеркнул, что многие из тех, кто употребляют запрещенные вещества, являются, по сути, своеобразными пострадавшими от наркоситуации в стране. При этом, с сожалением отметил Константин Кузьминых, российские власти не пытаются лечить таких людей, а стремятся лишь усилить ответственность за нарушение законодательства о незаконном обороте наркотических средств. «Теперь депутаты предлагают народу не говорить о наркотиках вообще. Фактически принятие такого закона исключит саму возможность обсуждения соответствующих тем», – полагает он.