В Думу внесен проект о декриминализации ст. 212.1 УК РФ

Авторы проекта посчитали, что его принятие обеспечит соблюдение конституционных и международно-правовых принципов при привлечении к ответственности лиц, допускающих нарушения установленного порядка организации либо проведения публичных мероприятий

В Думу внесен проект о декриминализации ст. 212.1 УК РФ

Один из адвокатов указал, что ст. 212.1 УК, введенная в 2014 г. для купирования протестной активности, и последующая практика ее применения – наглядный пример того, к каким последствиям приводят решения, во главу угла которых ставится политическая целесообразность, а не глубокое понимание права. Второй посчитал, что дисквалификация нормы, предусматривающей уголовную санкцию за участие в мирных публичных мероприятиях, в полной мере будет отвечать требованиям ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В Госдуму внесен законопроект № 989250-7, которым предлагается признать утратившей силу ст. 212.1 УК «Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования».

В пояснительной записке авторы проекта сослались на Постановление КС от 10 февраля 2017 г. по делу Ильдара Дадина. Тогда Суд признал положения ст. 212.1 УК РФ соответствующими Конституции, но неправильно истолкованными судами, и постановил внести в нее изменения.

Как разъяснил КС РФ, для привлечения к уголовной ответственности по ст. 212.1 УК РФ необходимо соблюдение ряда условий: на момент совершения деяния обвиняемый ранее в течение 180 дней не менее трех раз должен быть подвергнут административному наказанию по ст. 20.2 КоАП РФ; применение административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 20.2 КоАП РФ, подтверждается вступившими в законную силу судебными актами; правонарушение повлекло причинение вреда здоровью граждан, ущерб имуществу физических и юридических лиц, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, иным конституционно охраняемым ценностям или содержало реальную угрозу причинения такого вреда.

Отмечается, что одной из причин, по которой 12 сентября 2019 г. на Пленарном заседании Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству настаивал на отклонении законопроекта № 95064-7, также направленного на декриминализацию неоднократного нарушения установленного порядка организации либо проведения публичного мероприятия, помимо того, что ст. 212.1 УК была признана не противоречащей Конституции, является тот факт, что в Постановлении КС РФ № 2-П указывается, что материалы уголовного дела Ильдара Дадина свидетельствуют, что не все судебные акты о его привлечении к административной ответственности по ст. 20.2 КоАП вступили в законную силу.

«Более того, на данный момент отсутствует возможность надлежащей проверки в рамках предварительного следствия вступивших в силу судебных актов о привлечении к административной ответственности из-за действия административной преюдиции. Именно поэтому депутатами фракции КПРФ внесен законопроект № 791911-7 “О внесении изменения в статью 90 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации”», – подчеркивается в пояснительной записке.

Также указывается, что 5 сентября 2019 г. Тверской районный суд г. Москвы признал Константина Котова виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 212.1 УК РФ, и назначил наказание в виде четырех лет реального лишения свободы за четыре случая нарушения установленного порядка организации либо проведения публичного мероприятия, три из которых, согласно указанному постановлению КС РФ, не могут быть сопряжены с причинением или реальной угрозой причинения вреда здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, иным охраняемым законом ценностям.

Авторы проекта отметили, что КС в Определении № 7-О от 27 января указал на необходимость пересмотра судебных решений по делу Константина Котова, принятых на основании ст. 212.1 УК РФ в истолковании, расходящемся с ее конституционно-правовым смыслом, выявленным в Постановлении КС РФ от 10 февраля 2017 г. № 2-П. По их мнению, принятие законопроекта будет иметь большое значение для обеспечения соблюдения конституционных и международно-правовых принципов при привлечении к ответственности лиц, допускающих нарушения установленного порядка организации либо проведения публичных мероприятий.

В комментарии «АГ» адвокат АП Владимирской области Максим Никонов указал, что ст. 212.1 УК, введенная в 2014 г. для купирования протестной активности, и последующая практика ее применения – наглядный пример того, к каким последствиям приводят решения, во главу угла которых ставится политическая целесообразность, а не глубокое понимание права.

Он с сожалением отметил, что попытка КС РФ в постановлении № 2-П «подправить» ст. 212.1 УК при помощи конституционно-правового толкования, вместо того чтобы признать ее неконституционной, не нашла отклика в правоприменительной практике «на земле». «То, как общие правовые позиции КС РФ обходятся правоприменителями, можно было наблюдать практически “в прямом эфире” по делу Константина Котова. По-видимому, с такими подходами “калибровку” ст. 212.1 УК РФ нельзя закончить, ее можно только прекратить, исключив из Кодекса», – предположил Максим Никонов.

Адвокат АП Санкт-Петербурга Александр Передрук указал, что положения ст. 212.1 УК РФ действуют уже почти шесть лет, при этом Конституционный Суд неоднократно обращал внимание на конституционно-правовой смысл данной нормы, рекомендуя законодателю внести релевантные изменения, чего до сих пор сделано не было. «На мой взгляд, лучшее решение – это дисквалификация нормы, предусматривающей уголовную санкцию за участие в мирных публичных мероприятиях, что в полной мере будет отвечать требованиям ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод», – посчитал адвокат.

Метки записи:   ,
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля