Суд смягчил Сергею Юрьеву меру пресечения
В ходатайстве адвокат указал, что в постановлении первой инстанции изложены общие тезисы, дело рассматривается более года, общий срок производства превышает четыре с половиной года, из которых более двух лет к нему применялись жесткие меры пресечения
Один из защитников Сергея Юрьева адвокат Наталья Якупова отметила, что рассмотрение дела судом затянулось, поскольку орган предварительного следствия в нарушение УПК назначил экспертизу в учреждении, которое вообще не имело права проводить экспертизы такого рода. В результате была назначена комплексная комиссионная судебная экспертиза, которая еще не завершена.
26 августа Мосгорсуд удовлетворил жалобу руководителя МКА «Межрегион» Сергея Юрьева, обвиняемого в хищении денежных средств ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения» в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ), и избрал ему меру пресечения в виде запрета определенных действий.
Напомним, следствие посчитало, что в 2007 г. Сергей Юрьев узнал о подготовке Госкорпорации по ОрВД к проведению конкурса на право заключения договора об оказании юридических услуг на территории России. У адвоката якобы возник преступный умысел, направленный на хищение денег Госкорпорации путем обмана ее руководства о действительной стоимости юридических услуг и завышения цены договора. По мнению следствия, адвокат привлек в качестве соисполнителей руководителя Управления правового обеспечения и имущественных отношений Росаэронавигации Владимира Мнишко, ранее состоявшего адвокатом в МКА «Межрегион», а также адвоката коллегии Виктора Евкина (в настоящее время его статус прекращен).
В последующем Сергей Юрьев, по версии следствия, рассчитывая на победу, решил организовать представление в Госкорпорацию заключения экспертной организации о стоимости запрашиваемых юридических услуг на основании разработанной им методики. При этом он якобы достоверно знал, что при использовании его методики расчетное значение первоначальной (максимальной) цены договора в заключении будет существенно завышено относительно действительного значения. С 2008 по 2018 г. конкурс на заключение договора выигрывала МКА «Межрегион». За этот период учреждение перевело коллегии свыше 1 млрд руб.
В постановлении о привлечении в качестве обвиняемого также отмечалось, что в рамках исполнения договоров Юрьев в период с 2008 по 2017 г. ежемесячно подписывал акты приема-передачи юридических услуг и отчеты к ним, часть из которых не представляли существенного юридического и материального значения. По версии следствия, таким образом Сергей Юрьев похитил денежные средства Госкорпорации на сумму свыше 970 млн руб.
19 апреля 2019 г. Мещанский районный суд г. Москвы удовлетворил ходатайство следователя Московского межрегионального следственного управления на транспорте СК РФ об избрании в отношении адвоката меры пресечения в виде содержания под стражей. 30 мая того же года Мосгорсуд оставил постановление в силе. В последующем срок стражи неоднократно продлевался.
16 октября 2020 г. Мещанский районный суд удовлетворил ходатайство защиты об изменении меры пресечения на домашний арест. Такая же мера пресечения была применена и в отношении Владимира Мнишко. Мосгорсуд оставил постановление нижестоящей инстанции без изменения.
12 июля 2021 г. Мещанский районный суд продлил Сергею Юрьеву домашний арест до 16 октября, отказав защите в ходатайстве о применении более мягкой меры пресечения либо об установлении в соответствии с ч. 9 ст. 107 УПК условий домашнего ареста, обеспечивающих право на охрану здоровья.
Сергей Юрьев обжаловал решение в Мосгорсуд. В апелляционной жалобе (имеется у «АГ») он отметил, что в постановлении изложены общие тезисы (инкриминируемое преступление относится к категории тяжких; подсудимые могут скрыться от суда, воспрепятствовать производству по делу в разумные сроки и т.д.), однако конкретные сведения, их подтверждающие, отсутствуют. Он обратил внимание, что общий срок производства по делу составляет около 55 месяцев, из которых свыше 27 к нему применялись жесткие меры пресечения.
Адвокат обратил внимание апелляционной инстанции, что дело рассматривается с 8 июля 2020 г. – т.е. больше года. Так, 13 ноября 2020 г. по делу была назначена комплексная судебная финансово-экономическая и бухгалтерская экспертиза, производство которой поручено РФЦСЭ при Минюсте России. Экспертиза, указал адвокат, продолжается по сей день – т.е. более 7 месяцев. Ходатайства стороны защиты о присутствии Сергея Юрьева при ее производстве и даче объяснений экспертам – что могло бы ускорить проведение экспертизы – экспертами и судом отклонены. «Таким образом, исходя из обстоятельств дела, соблюдение разумных сроков судопроизводства от меня либо от меры пресечения никоим образом не зависит», – подчеркивается в жалобе.
Адвокат указал, что в обвинительном заключении содержится история о якобы криминальном характере его участия в открытых конкурсах и оказания квалифицированной юридической помощи в 2007–2018 гг., «сочиненная следователями, которых уже уволили из Московского межрегионального следственного управления на транспорте СК России».
Сергей Юрьев также отметил необходимость восстановления ухудшающегося здоровья и проведения вакцинации от COVID-19. Он указал: сторона защиты обращала внимание, что осуществляемый в условиях домашнего ареста или запрета определенных действий оперативный контроль УИИ ФСИН России, в том числе с применением технических средств (электронного браслета и синхронизированного с ним GPS-навигатора), позволяет постоянно отслеживать место нахождения подконтрольного лица в режиме реального времени, что исключает любую возможность скрыться от суда. Следовательно, определение условий домашнего ареста (в части охраны жизни и здоровья) или применение меры пресечения в виде запрета определенных действий не противоречит задачам эффективного судопроизводства по делу. Этот довод, почеркнул Сергей Юрьев, не опровергнут стороной обвинения.
В связи с этим адвокат попросил избрать ему меру пресечения в виде запрета определенных действий – в частности, запретить выходить из дома с 22:00 до 10:00 следующего дня за пределы жилища и общаться со свидетелями по делу. Если суд придет к выводу о невозможности избрания данной меры пресечения, то установить условия исполнения домашнего ареста, касающиеся обеспечения права на охрану здоровья, разрешив прогулки, посещение спортзала и медучреждений.
Как рассказала Наталья Якупова, Мосгорсуд удовлетворил жалобу и избрал запрет определенных действий. «Постановления пока нет, поэтому нельзя точно сказать, какие были установлены ограничения», – добавила защитник.
Также она отметила, что судебный процесс по рассмотрению дела затянулся, поскольку орган предварительного следствия в нарушение УПК назначил экспертизу в учреждении, которое вообще не имело право проводить экспертизы такого рода. В результате была назначена комплексная комиссионная судебная экспертиза в государственном экспертном учреждении, которая еще не завершена.