Судебная журналистика и вызовы для инхаусов: что обсудили в первый день КМЮФ
Иллюстрация: Midjourney.com
Накануне на III Казанском международном юрфоруме прошло более 20 сессий, включая пленарное заседание. Эксперты обсуждали самые разные темы — от особенностей работы юридических СМИ и методик управления банкротными процедурами до налоговой реформы и новых вызовов, с которыми в последнее время сталкиваются инхаус-юристы. Журналисты Право.ru участвовали в нескольких дискуссиях и модерировали одну из них.
Открылось мероприятие пленарным заседанием, на котором завязалась дискуссия между заместителем председателя Следственного комитета Александром Федоровым и главой комитета по государственному строительству и законодательству Павлом Крашенинниковым. Первый настаивал на необходимости ввести юридическую ответственность юрлиц. Генерал-полковник уверял, что этот правовой институт поспособствует либерализации отечественного законодательства, а бизнес сам даже заинтересован в этой новелле. Депутат Госдумы в ответ заметил, что действующее правовое регулирование уже и так предусматривает возможность наказывать фирмы в достаточной мере. Парламентарий выступил и против введения полной адвокатской монополии.
В гражданских спорах диплом юриста и гражданство России должны позволять представлять интересы доверителей. Этих фильтров достаточно, на мой взгляд.
Чем юристы могут заинтересовать правовые медиа
На Казанском юрфоруме подробно обсудили и особенности работы судебных журналистов. Редактор арбитражного отдела «Коммерсанта» Анна Занина кратко рассказала об основных форматах, в которых их издание описывает интересные разбирательства. По ее словам, любой юрист может предложить им рассказать на страницах газеты о действительно значимом споре.
Модератор сессии, шеф-редактор Право.ru Светлана Меркулова попросила уточнить, какие конкретно темы могут по-настоящему заинтересовать деловое СМИ. Занина в ответ назвала основные критерии, которые позволят опубликовать судебное дело в «Коммерсанте»: новизна, эксклюзивность и важность спора для практики. Кроме того, она посоветовала юристам в письмах журналистам описывать кейсы простыми словами без подробного пересказа всей истории.
Заместитель главного редактора журнала «Арбитражная практика для юристов» Анастасия Григорьева объяснила тонкости редакционной политики СМИ, которое делают «юристы для юристов». Она подчеркнула, что для них актуален зачастую тот спор, который дошел уже как минимум до кассации, при этом суды вынесли противоречивые судебные акты по этому делу.
Вместе с тем исполнительный директор научно-образовательного центра «Право и бизнес МГУ» Александр Молотников считает юридические медиа не очень популярными даже среди самих юристов. Он аргументировал это тотальным недоверием общества к СМИ в принципе.
Многие из нас живут в парадигме «Я никому не верю».
Развивая тезис коллеги, руководитель блока «Право» в «Российской газете» Александр Московкин заметил, что большинство людей на досуге хотят развлекаться, а не читать «юридическую скукотищу». Тем более сейчас, по его наблюдениям, главным источником информации стали телеграм-каналы, а не сайты изданий.
Проблемы инхаусов
О проблемах, волнующих инхаус-юристов, говорили на деловой панели «Юрдеп-2025», которую модерировал руководитель направления правового сопровождения судебной работы «Тинькоф» Кирилл Коршунов. Целый пласт проблем юрдепам крупных компаний принесли ограничительные меры. При этом речь не только о санкциях, но и о контрсанкциях, из-за которых все сложнее найти подходящих контрагентов, поделилась директор департамента управления правовыми рисками в МТС Анна Войцехович.
Она рассказала, что российские власти фактически приняли больше ограничительных мер, чем США и Европа вместе взятые. Ситуацию усложняет и размытость критериев по тем или иным вопросам, например сложно определить, какие именно сделки подпадают под необходимость согласования с правительственной комиссией. Докладчик отметила: «Правила меняются слишком часто». Регулярно бизнесу приходится изучать и возможность проведения платежей, искать, кому за границу можно отправлять деньги без последствий.
Не менее актуальную тему затронул директор Центра мониторинга законодательства и правоприменения МГЮА Олег Гринь. Он говорил об относительно новом и уже закрепленном законодательно способе совершения сделки с использованием технических средств (п. 2 ст. 434 ГК). Речь идет в первую очередь о переписке по электронной почте, которую суды учитывают, если стороны договорились о такой форме общения. При этом важно иметь в виду, что записи в базе 1С никак не подтвердят наличие договорных отношений, предупредил коллег Гринь. Он сослался на подход Арбитражного суда Западно-Сибирского округа в делах № А03-1501/2017 и № А70-3897/2020.