Совет ФПА: В деле Сергея Юрьева обвинение пытается провести ревизию добровольно заключенного и уже исполненного соглашения

Комиссия Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов отметила, что договорная цена, полученная посредством проведения конкурса, процедура и результаты которого не отменены и не оспорены, не может считаться завышенной

Совет ФПА: В деле Сергея Юрьева обвинение пытается провести ревизию добровольно заключенного и уже исполненного соглашения

Вице-президент Федеральной палаты адвокатов Михаил Толчеев пояснил, что опасность прецедента, складывающегося в связи с попыткой привлечения адвоката Сергея Юрьева к уголовной ответственности, Совет видит в подмене профессионального правосознания обыденным пониманием и его разрушительном влиянии на основы гражданского оборота. Вице-президент ФПА Светлана Володина назвала возбуждение уголовного дела в отношении Сергея Юрьева и заключение его под стражу беспрецедентной ошибкой.

Как сообщает пресс-служба, 14 августа Совет Федеральной палаты адвокатов подготовил заявление о недопустимости попыток ревизии принципа свободы договора и преследований на этой основе адвокатов, которые честно, разумно и добросовестно исполняют свои профессиональные обязанности.

Напомним, Сергей Юрьев обвиняется в совершении хищения денежных средств ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения» в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ).

Согласно постановлению о привлечении в качестве обвиняемого в 2007 г. Сергей Юрьев узнал о подготовке ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» к проведению конкурса на право заключения договора об оказании юридических услуг на территории России.

По версии следствия, у адвоката, намеревавшегося заключить договор, возник преступный умысел, направленный на хищение денег Госкорпорации путем обмана ее руководства о действительной стоимости юридических услуг и завышения цены договора. Указывалось, что Сергей Юрьев привлек в качестве соисполнителей руководителя правового обеспечения и имущественных отношений Росаэронавигации Владимира Мнишко, ранее состоявшего адвокатом в МКА «Межрегион», и адвоката коллегии Виктора Евкина (в настоящее время его статус прекращен).

В последующем Сергей Юрьев, рассчитывая на победу, решил организовать представление в Госкорпорацию заключения экспертной организации о стоимости запрашиваемых юридических услуг на основании разработанной им методики. С этой целью адвокат поручил Евкину подыскать экспертное учреждение, которое могло подготовить необходимое заключение. Таким учреждением стал Институт государства и права Российской академии наук. По мнению следственных органов, Сергей Юрьев достоверно знал о том, что при использовании его методики расчетное значение первоначальной (максимальной) цены указанного договора в заключении ИГП РАН будет существенно завышено относительно ее действительного значения. С 2008 по 2018 г. конкурс на заключение договора выигрывала МКА «Межрегион». За этот период учреждение перевело коллегии свыше 1 млрд руб.

В постановлении о привлечении в качестве обвиняемого также отмечалось, что в рамках исполнения договоров Юрьев в период с 2008 по 2017 г. ежемесячно подписывал акты приемки-сдачи юридических услуг и отчеты к ним, часть из которых не представляли существенного юридического и материального значения. По мнению следствия, таким образом Сергей Юрьев похитил денежные средства Госкорпорации на сумму свыше 970 млн руб.

В своем заявлении Совет ФПА указал, что обвинительное заключение по делу Сергея Юрьева демонстрирует очевидный правовой нигилизм, проявленный при проведении расследования, пренебрежение основами конституционного правопорядка, нормами уголовного, уголовно-процессуального и гражданского законодательства. У следствия нет претензий к процедуре проведения конкурса и его результатам. Нет также претензий к видам оказанной адвокатами юридической помощи, их содержанию и объему. «По сути, обвинение сводится лишь к одному – возглавляемое С.С. Юрьевым адвокатское образование стало победителем конкурса на оказание юридической помощи по якобы завышенной цене. При этом первоначальная (максимальная) цена определялась не им, а государственной комиссией», – подчеркивается в документе.

Совет отметил, что при таких обстоятельствах обвинение представляет собой попытку ревизии добровольно заключенного и уже исполненного гражданско-правового соглашения. Возложение ответственности на адвоката, предложившего стоимость своей работы, которая была акцептована в конкурсном порядке специально уполномоченными на то коллегиальными органами, по мнению Совета ФПА, абсурдно, поскольку он не является лицом, ответственным за обоснованность расходования госкорпорациями своих денежных средств, равно как и лицом, ответственным за формирование начальной цены договора.

В документе указывается, что преследование участника гражданского оборота в связи с реализацией им предоставленных законом дискреционных правомочий не отвечает требованиям предсказуемости и правовой определенности правоприменения, создает угрозу свободной реализации конституционных прав граждан. Кроме того, подобные решения являются прямым нарушением взаимосвязанных положений ст. 48 Конституции и ст. 18 Закона об адвокатуре, определяющих квалифицированную юридическую помощь как независимую деятельность адвоката, исключающую какое-либо давление: «Попытки ограничения вмешательства в отношения между адвокатом и его доверителем являются не чем иным, как нарушением гарантированного Конституцией РФ права на квалифицированную юридическую помощь».

Совет выразил надежду, что независимое судебное разбирательство обеспечит надлежащую реализацию принципов применимого права и устранит предвзятость и тенденциозность проведенного расследования.

Кроме того, Комиссия Совета ФПА по защите прав адвокатов под руководством вице-президента ФПА РФ Генри Резника подготовила правовое заключение, в котором подчеркивается, что стартовая (максимальная) цена договора, заключенного между Госкорпорацией и адвокатским образованием 21 января 2008 г., определялась самим заказчиком, а конечная – открытым конкурсом, в котором, наряду с МКА «Межрегион», участвовали еще три организации. Договорная цена, полученная посредством проведения конкурса, процедура и результаты которого не отменены и не оспорены, не может считаться завышенной. Кроме того, в соответствии Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 (в ред. от 27 декабря 2019 г.) государственного регулирования цен на юридические услуги не существует.

Генри Резник отметил, что попытка криминализировать действия Сергея Юрьева по представлению в Госкорпорацию научного заключения Института государства и права Российской академии наук, содержащего обоснование более высокой стартовой цены договора, разрушается фактами, добытыми самим следствием. Установлено, что руководители Госкорпорации с заключением не согласились, самостоятельно определив стоимость юридических услуг с применением индекса-дефлятора к цене действовавшего с 2004 г. между сторонами прежнего контракта.

Кроме того, обвинительное заключение не оспаривает правомерность повышения в новом договоре цены юридических услуг в связи с увеличением их объема, вызванного укрупнением Госкорпорации. «Эту необходимость признал даже В. Евкин, оговаривающий Юрьева. При этом его мнение о примерной величине такого повышения практически совпадает с тем, какая величина была определена конкурсной процедурой», – указывается в правовом заключении.

Указывается, что положения закона о формировании договорной цены юридических услуг и установленные по делу факты следствие пытается обойти с помощью заключений двух судебных экспертиз, сформулировавших выводы о превышении цены данного договора над их среднерыночной стоимостью. «Такой подход изначально дефектен. Государство не регулирует юридические услуги в силу их уникальности. И именно по этой же причине не имеет никакого правового значения для оценки законно заключенного и исполненного договора исчисление среднерыночной стоимости юридических услуг на основе сравнения других договоров с государственными унитарными предприятиями», – подчеркнул Генри Резник.

Он заметил, что уникальность предмета договора Госкорпорации с МКА «Межрегион» отмечают сами эксперты, но, противореча себе, оценивают услуги стандартно. Также вице-президент ФПА обратил внимание на то, что не были исследованы ни одно судебное дело, ни один из разработанных проектов нормативных актов, ни одно правовое заключение; не описаны опыт и квалификация адвокатов, их специализация; не учтены объем работы, длительность судебных споров, количество участников процесса и размер исков.

Генри Резник указал, что юридические фирмы и адвокатские образования в определении цены своих услуг руководствуются не «средней рыночной температурой», а собственными представлениями и критериями, связанными не столь редко со спецификой их деятельности. «Поэтому крупные компании и госкорпорации при подготовке тендерных закупок юридических услуг обычно сталкиваются с большим разбросом предложений. Так произошло и после расторжения МКА “Межрегион” в декабре 2018 г. договора с Госкорпорацией. Генеральный директор Госкорпорации И.Н. Моисеенко и его заместитель Н.И. Данилов свидетельствуют, что в конце 2018 г. – начале 2019 г. было направлено 20 запросов в различные организации и в ответ получены предложения, размер которых колебался между 16 и 86 млн в месяц (цифры округлены) или до 4,7 млрд за 3 года, т.е. со “значительным увеличением стоимости аналогичных услуг по сравнению с договором, расторгнутым с МКА “Межрегион”», – резюмировал вице-президент ФПА.

Вице-президент ФПА Михаил Толчеев пояснил, что опасность прецедента, складывающегося в связи с попыткой привлечения адвоката Сергея Юрьева к уголовной ответственности, Совет Федеральной палаты адвокатов видит в подмене профессионального правосознания обыденным пониманием и его разрушительном влиянии на основы гражданского оборота. «Их составляют принцип свободы договора и известная еще из римского права презумпция о том, что “договоры должны исполняться”. Один участник называет свою цену, другой с ней соглашается. Между ними возникает взаимообязывающая связь, которая поддерживается правом, а значит – всей силой и авторитетом государства. И здесь не имеет значения, оказывает ли исполнитель заказчику юридическую помощь или, к примеру, строит мост. Заявление о том, что исполнителем была названа слишком высокая стоимость, после того как договоренность не только состоялась, но и была исполнена, имеет черты рэкета со стороны заказчика», – сказал Михаил Толчеев.

Вице-президент ФПА Светлана Володина назвала возбуждение уголовного дела в отношении Сергея Юрьева и заключение его под стражу беспрецедентной ошибкой. «Во-первых, нет никакой необходимости держать под стражей человека, обвинение которого непонятно на чем основано. Есть свобода договора, она была установлена, работа выполнена, а потом некие “эксперты” сочли, что гонорар завышен, – пояснила она пресс-службе ФПА РФ. – Во-вторых, я очень давно знаю Сергея Сергеевича Юрьева. Это прекрасный человек и прекрасный юрист, с большим вниманием относящийся к новому поколению. Он долгое время был членом Квалификационной комиссии Адвокатской палаты Московской области и служил там всей душой. Проживая жизнь в адвокатуре, он всегда пытался решать проблемы, возникающие в корпорации, и решал их “с открытым забралом”, очень принципиально».

Оперативно связаться с защитниками Сергея Юрьева не удалось. 

Метки записи:   ,
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля