Со скоростью президента: путь законопроекта в России
Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов
Законодательный процесс в России проходит несколько ступеней: проект вносят в Госдуму, там он проходит (или не проходит) три чтения, направляется в Совет Федерации, а после – на подпись президенту. Так появляется закон. Для одних проектов весь путь может занимать несколько лет, другие принимают всего за пару недель.
Кто вносит законопроекты
Конституция (ст. 104 ч. 1) говорит о том, что проекты вносить может президент, Совет Федерации, члены Совфеда, депутаты Госдумы, правительство и законодательные органы субъектов, а также Конституционный суд и Верховный суд.
Основную массу проектов вносят депутаты, далее – правительство. Часто соавторами депутатских законопроектов становятся сенаторы. При этом сам Совет Федерации проекты вносит исключительно редко. Президент с инициативами выступает, как правило, по знаковым вопросам (например, частичная декриминализация ст. 282 УК) или с ратификациями. Еще реже законопроекты вносит Верховный суд, они касаются судейской деятельности. Конституционный суд за все время существования не внес ни одного проекта.
Законы из проектов ВС становятся в среднем за 205 дней.
Встречаются исключения: закон о новых судах приняли всего за 38 дней. Еще быстрее, за 21 день, определились с уточнением порядка избрания членов Высшей экзаменационной комиссии из числа судей ВС. Закон позволил входить в эту комиссию не только судьям судов общей юрисдикции и судьям арбитражных судов, но и судьям ВС.
Владимир Путин вносит законопроекты, принятие которых занимает в среднем 74 дня, что является абсолютным рекордом. За 22 дня три чтения Госдумы, Совфед и подпись президента прошел проект о специальном пособии для ребенка. Закон устанавливает, что семья, средний доход которой на человека меньше полутора прожиточных минимумов, может получить пособие на ребенка, если он родился после 1 января 2018 года. Размер пособия – детский прожиточный минимум (свой для каждого региона) (законопроект № 333971-7). Один из самых долгих (145 дней) для Путина стал проект, связанный с присоединением Крыма (преобразование документов из-за преобразования Южного федерального округа).
Депутаты и правительство чаще остальных законодателей вносят инициативы. На графиках ниже указана частота, с которой законопроекты от тех или иных инициаторов становятся законами. Чем выше всплеск, тем дольше принимался законопроект. Если посмотреть на их частоту, то можно заметить, что они имеют вид кардиограммы. Отдельные проекты принимаются сравнительно быстро, но в целом законодательный процесс занимает долгое время – 172 дня для правительства и около 217 дней для депутатов Госдумы. Члены Совета Федерации показывают похожие 216 дней. Это объясняется тем, что сенаторы и депутаты чаще всего выступают соавторами проектов.
Партийный вопрос
С расчетом скоростей между партиями есть нюанс: над большинством законопроектов члены разных фракций работают совместно (например, в рамках профильных комитетов). Но тем не менее «скорости» разных партий различаются. За указанный период из 384 проектов, которые были приняты из внесенных депутатами, в 364 участие принимали депутаты партии «Единая Россия», в 91 – КПРФ, в 142 – «Справедливая Россия» и в 74 – ЛДПР. При этом за все время существования Госдумы у ЕР были отклонены 456 проектов, у КПРФ – 605, у «Справедливой России» – 522, а у ЛДПР – 842.
Как мы считали
В выборку попали законопроекты, которые были внесены и приняты с 1 января 2016 года по 20 июня 2019 года. Данные получены на сайте sozd.duma.gov.ru. Законопроекты, которые не прошли Госдуму, Совет Федерации и не были подписаны президентом, не рассматривались. То есть фактически основой исследования стали проекты, которые стали законами в трехлетний период, средняя скорость рассмотрения законопроектов для общей массы показывает, что обычно для принятия хватает даже одного года. Для разбивки по органам законодательной власти учитывались проекты, в которых принимал участие хотя бы один представитель СФ или ГД.