Российский арбитражный центр представил политику противодействия коррупции и недопущения конфликта интересов

Документ разработан по результатам комплексного комплаенс-аудита и глобальной проверки правил арбитража

Российский арбитражный центр представил политику противодействия коррупции и недопущения конфликта интересов

В комментарии «АГ» представитель Российского арбитражного центра Юлия Муллина сообщила, что в настоящее время в РАЦ ведется работа над новой редакцией Арбитражного регламента, в котором постараются учесть все предложения экспертов.

Российский арбитражный центр и Российский институт современного арбитража выполнили комплаенс-аудит и глобальную проверку правил арбитража с привлечением ведущих консалтинговых компаний в целях совершенствования собственных практик по администрированию арбитража.

Как сообщается на сайте РАЦ, комплаенс-аудит проводился одной из крупнейших аудиторско-консалтинговых компаний PricewaterhouseCoopers (PwC), которая по итогам проверки сочла, что руководство Российского арбитражного центра демонстрирует высокий уровень ответственности в части обязательств по борьбе с коррупцией, правильно понимает и применяет принцип нулевой толерантности (zero tolerance) к взяточничеству и коррупции, а также прикладывает усилия для снижения комплаенс-рисков в рамках арбитражных разбирательств. «По итогам аудита PwC подготовили рекомендации по принятию дополнительных превентивных мер для снижения комплаенс-рисков, а именно по внедрению формализованных процедур и политик и проведению регулярной оценки механизмов контроля за их соблюдением в соответствии с лучшими мировыми практиками», - отмечено на сайте.

В итоге Российский институт современного арбитража учел предложения аудиторско-консалтинговой компании и разработал общую Политику противодействия коррупции и недопущения конфликта интересов с учетом международных источников, действующего законодательства и антикоррупционных политик ведущих международных организаций. Такая политика включает в себя руководство для работников РИСА по соблюдению правил комплаенса, а также устанавливает отдельные процедуры такого контроля.

Кроме того, РАЦ подвергся глобальному аудиту правил и процедуры администрирования арбитража, который был выполнен командой консультантов Dechert из Лондона, Вашингтона и Нью-Йорка. С учетом предложений Dechert команда Российского арбитражного центра запустила масштабную работу по дальнейшему совершенствованию правил и процедуры арбитража. В связи с этим предлагаемые изменения, а также проекты руководств будут предложены для публичного обсуждения в ближайшее время.

В комментарии «АГ» генеральный директор РИСА и ответственный администратор РАЦ Юлия Муллина сообщила, что цель проверки на комплаенс - это прежде всего оценка и митигация любых возможных коррупционных рисков и рисков конфликта интересов. «Все эти годы мы уделяли серьезное внимание недопущению конфликта интересов в рамках арбитражных разбирательств, однако ни разу не проводили независимую оценку комплаенс-рисков в отношении организации в целом», – отметила она.

По словам Юлии Муллиной, основная цель разработки Политики противодействия коррупции – общий посыл как для сотрудников, так и для внешних контрагентов и пользователей арбитража, что мы не приемлем коррупцию в любых ее проявлениях, что это один из основных принципов нашей деятельности. «Как показали результаты аудита, в РИСА и так соблюдается правило нулевой толерантности (zero tolerance) к коррупции, политика в свою очередь фиксирует его и предусматривает отдельные механизмы митигации комплаенс-рисков. При подготовке политики мы использовали как российское законодательство и методические рекомендации, так и ведущие международные источники, включая Конвенцию ООН против коррупции. Мы ориентировались и на антикоррупционные политики действующих международных организаций, например Международной торговой палаты», – отметила представитель РАЦ.

Она добавила, что помимо комплаенс-аудита был также проведен аудит правил и процедур арбитража. «Итоговый документ, подготовленный ведущими экспертами с учетом международного опыта, может представлять интерес для развития арбитражных процедур в целом, а также для других арбитражных институтов. Мы в настоящее время работаем над новой редакцией Арбитражного регламента и постараемся учесть в нем все предложения экспертов», – сообщила Юлия Муллина.

Адвокат, председатель Коллегии адвокатов системы биоэкологической безопасности и здравоохранения РФ Юрий Меженков полагает, что политика противодействия коррупции и недопущения конфликта интересов, стандартная антикоррупционная оговорка, регламент предварительной проверки контрагентов, политика спонсорства, принятые как внутренний локальный акт РИСА, в настоящее время являются стандартными процедурами, которые используют в своей работе на российском рынке западные компании. «Принятие подобных документов в западных компаниях связано с особенностями англо-саксонской системы права, где договор или внутренние обязательства превалируют над законом. В нашей системе права закон имеет преимущество перед договорными обязательствами сторон, но последнее время мы все чаще видим подобные документы в национальной правовой системе», – отметил он.

По словам эксперта, это продиктовано в первую очередь тем, что западные компании отказываются работать на нашем рынке без принятия российскими контрагентами антикоррупционных документов по принципу «кто платит, тот и заказывает музыку». При этом Юрий Меженков отметил, что локальный нормативный акт, принятый РИСА, является фактическим повторением Закона о противодействии коррупции и вряд ли может оказать какое-либо практическое воздействие на борьбу с ней, но как своего рода декларация имеет право на существование.

Управляющий партнер АБ «Бартолиус» Юлий Тай отметил, что наличие подобных политик, стандартов, правил и регламентов является обычной практикой для уважающих себя компаний и третейских центров. «Тем не менее позволю предположить, что компании, которые используют и применяют подобные формальные документы, и те, у которых их нет, никак принципиально не отличаются в вопросе коррупции и конфликта интересов в том смысле, что на практике возможны любые сочетания: есть стандарты и нет коррупции; есть стандарты и есть коррупция; нет стандартов и нет коррупции и, наконец, нет стандартов и есть коррупция», – полагает он.

«Я сам являюсь арбитром РАЦ, и я никогда не слышал о наличии фактов коррупции и вообще каких-либо претензий, связанных с рассмотрением конкретных дел, поэтому полагаю, что правильный кадровый отбор и приглашение авторитетных и кристально чистых арбитров помогут и впредь сохранить реноме РАЦ, при этом формальное закрепление правил и стандартов взаимодействия как с арбитрами, так и спонсорами пойдет только на пользу, но, увы, само по себе не решит никаких проблем», – резюмировал он.

Метки записи:  
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля