«Регуляторные песочницы» в сфере цифровых инноваций начнут работать в России
Закон об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций принят в третьем чтении
Один из экспертов «АГ» обратил внимание на риски, связанные с приостановкой экспериментального правового режима: специфика разработки может быть такой, что ее нельзя приостановить без негативных последствий. Другой отметил, что специальное регулирование положительно скажется на восстановлении экономики после пандемии COVID-19.
22 июля Госдума приняла в третьем чтении Закон об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций (проект № 922869-7).
Суть регулирования «регуляторных песочниц»
В соответствии с ч. 2 ст. 1 принятого закона экспериментальные правовые режимы могут применяться как в прямо указанных в законе областях – в частности, в медицине, промышленности и сельском хозяйстве – так и по иным направлениям, определить которые уполномочено Правительство РФ. Среди целей введения «регуляторных песочниц» названы, в частности, привлечение инвестиций и создание благоприятных условий для внедрения цифровых инноваций (ст. 3 закона).
Условия экспериментального правового режима определяются в его программе. Каждый такой документ будет утверждаться правительством. Исключение – специальное регулирование для финансового рынка, в этом случае программу утвердит ЦБ РФ. Регионы в рамках полномочий по предметам своего и совместного с РФ ведения также вправе ввести на своей территории экспериментальный правовой режим (ч. 2 ст. 5 закона). В любом случае установление экспериментальных правовых режимов не будет рассматриваться как основание для предоставления их участникам налоговых льгот (ч. 8 ст. 5 закона).
Согласно ст. 6 закона установление экспериментального правового режима возможно при одновременном соблюдении четырех условий. Первое – применимое общее регулирование содержит требования, при соблюдении которых внедрение цифровых инноваций невозможно или существенно затруднено. Второе – существует технологическая возможность применения цифровых инноваций либо для их использования требуется подготовка. Третье – установление экспериментального правового режима должно привести к достижению одной или нескольких целей, указанных в ст. 3 закона. И, наконец, четвертое – инициатор введения режима предоставил оценку рисков, которые новое регулирование может повлечь для охраняемых федеральным законом ценностей, и разработал меры по минимизации таких рисков.
Экспериментальный правовой режим устанавливается в отношении круга субъектов или одного лица на определенный срок и, как правило, на обозначенной территории. В соответствии с ч. 1 ст. 7 закона максимальный срок действия режима – три года. Однако этот срок может быть продлен еще на один год для тех лиц, которые выполнили программу и согласны с продлением режима (п. 2 ч. 7 ст. 18 закона).
Специальное регулирование будет вводиться по инициативе лица, которое хочет воспользоваться соответствующими льготами. В отдельных случаях инициировать появление «регуляторной песочницы» смогут госорганы и органы местного самоуправления (п. 10 ст. 2 закона). Согласно ч. 2 ст. 8 закона в уполномоченный правительством орган необходимо подать соответствующее предложение с описанием предлагаемого специального регулирования и мер, направленных на минимизацию рисков причинения вреда охраняемым федеральным законом ценностям. Часть 1 ст. 8 закона определяет требования к инициатору. Им, в частности, не может быть иностранная организация.
Уполномоченный орган будет принимать решение о необходимости введения специального регулирования с учетом мнения того органа, который занимается выработкой госполитики и нормативным регулированием в соответствующей сфере. Свое заключение даст и определенная правительством организация предпринимательского сообщества. Когда режим планируется вводить не по всей стране, потребуется получить заключение и от властей того региона, на территории которого инициатор хочет организовать «регуляторную песочницу» (ст. 9 закона).
Инициативное предложение передается в Правительство РФ, если уполномоченный и регулирующий органы, организация предпринимательского сообщества, а также высший исполнительный орган государственной власти субъекта согласились с возможностью специального регулирования, а также если в их заключениях содержатся разные мнения на этот счет.
В случае принятия правительством решения об установлении экспериментального правового режима к такому режиму вправе присоединиться и те лица, которые не предлагали создать «регуляторную песочницу» (ст. 11 закона). При этом возможно прекращение статуса субъекта экспериментального правового режима не только по объективным причинам (например, истечения срока участия), но и в связи с действиями субъекта. Речь идет, в частности, о грубом нарушении положений программы.
Предусматриваются и особые обязанности субъекта экспериментального правового режима (ч. 1 ст. 14 Закона). В частности, такое лицо должно информировать тех, кто захочет вступить с ним в правоотношения в рамках экспериментального правового режима, о наличии и содержании такого режима. В соответствии со ст. 13 закона переход прав и обязанностей субъекта экспериментального правового режима возможен только при реорганизации в форме преобразования.
Экспериментальный правовой режим может быть изменен, но для этого правительству необходимо соблюсти указанные в ч. 2 ст. 15 закона условия. Действие специального регулирования также может быть приостановлено и прекращено (ст. 16, 17 закона). Например, если вступил в силу федеральный закон, применение которого ведет к изменению условий экспериментального правового режима или к прекращению его действия.
Статья 18 закона возлагает на организацию предпринимательского сообщества, уполномоченный и регулирующий органы обязанность по осуществлению мониторинга экспериментального правового режима. По итогам мониторинга Правительство РФ может принять решение о необходимости внесения изменений в общее регулирование.
Закон вступит в силу через 180 дней со дня официального опубликования. В настоящий момент нормативный акт находится на рассмотрении Совета Федерации.
Эксперты прокомментировали нововведения
Старший юрист Eversheds Sutherland Иван Кайсаров отметил, что принятый Госдумой закон является одним из первых комплексных нормативно-правовых актов, регулирующих экспериментальные правовые режимы для инновационных сфер.
«В целом стоит положительно охарактеризовать факт принятия данного закона, так как ранее были только отдельные случаи правового регулирования экспериментальных правовых режимов в узких сферах. Например, 24 апреля был подписан и опубликован Закон № 123-ФЗ, посвященный проведению эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в Москве. Еще до этого, в апреле 2018 г., в отношении финансовых технологий и сервисов на финансовом рынке “регуляторную песочницу” начал использовать Банк России», – указал эксперт.
В то же время, по его словам, отдельные положения закона вызывают вопросы. Иван Кайсаров пояснил, что обычно «регуляторные песочницы» позволяют осуществить упрощение развития и внедрения инноваций двумя способами: уточнение норм для того, чтобы регулирование стало применительно к спорным ситуациям более понятным и предсказуемым, и изменение или отмена тех норм, которые препятствуют полноценному применению или разработке технологии (продукта).
«И если уточнение норм в силу данного закона возможно без особых проблем, то ч. 3 ст. 5 указывает, что положения программы экспериментального правового режима могут исключать или изменять действие положений федерального закона в случае, если это прямо предусмотрено соответствующим федеральным законом», – заметил юрист. То есть изменение или исключение норм уже действующего федерального закона возможно, если в этом федеральном законе заранее предусмотрена такая возможность, пояснил он. «Соответственно, потребуется каждый раз вносить изменения в федеральные законы, что может быть затруднительно или затратно по времени», – указал Иван Кайсаров.
Возникают вопросы и в отношении возможности приостановки экспериментального правового режима по решению государственного органа, так как специфика разработки может быть такой, что ее нельзя приостановить без существенных финансовых затрат или иных негативных последствий, добавил эксперт. «В таких режимах крайне важна уверенность субъекта-участника в том, что на протяжении определенного времени будут действовать особые правила, которые не изменятся, не прекратятся и не приостановят свое действие. Поэтому очень важно подробно описывать порядок и случаи приостановки в программах экспериментального правового режима, а также как можно раньше уведомлять участников режима о приостановке. Закон позволяет подробно урегулировать этот вопрос в программе режима, но важно, чтобы на практике это действительно реализовывалось продуманно, взвешенно, а главное, предсказуемо для субъектов таких режимов», – подчеркнул Иван Кайсаров.
Младший юрист Lidings Владимир Кочанов отметил, что «регуляторная песочница» ЦБ успешно функционирует: существуют заинтересованные в ее использовании организации, формируется положительная практика в появлении новых инновационных продуктов. «Одним из первых продуктов “песочницы” стал сервис Сбербанка – платформа, позволяющая подтверждать совершение операций в отделении банка с помощью цифровой подписи», – указал он.
Принятый закон, по словам юриста, существенно расширяет список областей для применения особых правовых режимов: «Расширение списка сфер деятельности даст возможность для выхода на рынок новых инновационных продуктов. Положительно скажется на дальнейшем правовом, экономическом, техническом развитии указанных отраслей, а также на восстановлении экономики после пандемии коронавирусной инфекции», – убежден Владимир Кочанов. Понять все плюсы и минусы закона, а также то, насколько сильным будет его влияние на развитие правового регулирования в сфере цифровых инноваций, можно будет только после его применения на практике, заключил эксперт.