Разработчик рассказала, как новый закон защитит российские семьи
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 4 июл — РАПСИ. Отправить ребенка на лето к бабушке и не опасаться его изъятия органами опеки. Умеренно наказывать детей в воспитательных целях. Наконец, не бояться, что из-за неоплаченной квартплаты распадется твоя семья. Таковы некоторые цели внесенного в понедельник в Госдуму законопроекта, первого из четырех, направленных на защиту семьи.
Против ювенального лобби
Авторами законопроекта выступили сенаторы Елена Мизулина, Андрей Клишас, Владимир Полетаев, Екатерина Алтабаева, Елена Афанасьева, Александр Башкин, Римма Галушина, Ольга Ковитиди, Вячеслав Наговицын, Маргарита Павлова и депутаты Госдумы Татьяна Буцкая и Дмитрий Вяткин.
«Это наш первый шаг, чтобы пересмотреть несправедливую действующую систему, при которой ни одна семья в России не защищена от произвола сотрудников органов опеки», — написала Елена Мизулина в своем Telegram.
По ее словам, более 10 лет ушло на подготовку этого законопроекта, обсуждение, согласование его с родительскими организациями и научным сообществом и преодоление «давления со стороны ювенального лобби».
По словам Мизулиной, с 2020 года проведено 15 заседаний Межведомственной рабочей группы, согласованы 72 концептуальных предложения. В работе принимали участие все профильные министерства и ведомства.
С третьей попытки
Один из разработчиков текста законопроекта член экспертно-консультативного совета по семейному праву при Совете Федерации кандидат юридических наук Анна Швабауэр рассказала РАПСИ, что в 2020 году в Госдуму были внесены сразу два законопроекта, которые были формально направлены на защиту интересов детей: так называемый «законопроект семи сенаторов» и «законопроект Клишаса-Крашенинникова».
Родительская общественность тогда выступила резко против последнего, критикуя, в частности, возможность изъятия детей из семьи по процедуре ускоренного суда в течение 24 часов.
В результате оба законопроекта в 2020 году пришлось отозвать. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко поручила тогда разработать согласованный законопроект, была создана межведомственная рабочая группа. По словам Анны Швабауэр, это был «титанический труд».
Внесенный в понедельник пакет предложений — первый из четырех планируемых изменений закона, направленных на исключение условий для необоснованного вмешательства в семьи. По замыслу разработчиков, вносимые нововведения не позволят отбирать детей по надуманным основаниям, абсолютно не снижая при этом их защиту.
Полноценный суд
В качестве примера эксперт назвала несколько опасных действующих положений законодательства. Например, в Семейном кодексе есть норма, в которой говорится, что родитель не вправе представлять интересы детей, если органы опеки установят противоречие между его интересами и интересами детей.
Сейчас, по словам Анны Швабауэр, Семейный кодекс по его действующим формулировкам предоставляет органам опеки возможность фактически подменить собой родителя и отобрать ребенка.
Кроме того, опека предельно широко сейчас трактует понятие «угроза жизни и здоровью». Основанием для изъятия детей становятся отсутствие каких-либо продуктов в холодильнике или некачественный ремонт в квартире.
«Бесконечно мы сталкивались, например, с ситуациями когда детей отбирали просто за то, что родители наказывали ребенка за плохое поведение. Речь при этом не шла о причинении вреда, а о разумном наказании за плохое поведение», — сказала эксперт.
По ее словам, принятие нового закона исключит широкие и неопределенные основания для вмешательства в дела семьи. Отобрать ребенка можно будет только вследствие полноценного судебного процесса о лишении либо ограничении родительских прав.
Родственники — законные представители
В каких-то экстренных ситуациях, например, когда родителя госпитализируют в бессознательном состоянии, детей при этом сейчас могут признать оставшимися без попечения родителей. А это значит, что их могут устроить под опеку или даже отдать на усыновление. И таких проблемных историй, отметила Анна Швабауэр, очень много.
В законопроекте же предполагается, что в таких ситуациях ребенок не становится автоматически государственным, его не надо отбирать, как сейчас, а следует временно передавать родственникам. Причем проживать он может остаться по своему месту жительства. Только в случае отсутствия родственников или их отказа предполагается, что детей можно будет помещать в детскую организацию, но исключительно временно. А когда родитель приходит в себя, то сразу же забирает ребенка без всяких препятствий.
Еще одно важное нововведение — это прямое указание на то, что родители могут привлекать для воспитания детей любых родственников или иных лиц без документального оформления. Сегодня же для полиции и органов опеки законными представителями ребенка признаются только родители.
«Даже уже становится опасно на лето отправить ребенка к бабушке, потому что якобы она не законный представитель. Эта проблема должна быть снята законопроектом», — сказала Анна Швабауэр.
Методы воспитания
Еще один важный момент — про методы воспитания детей. Анна Швабауэр рассказала, что семейным юристам приходится сталкиваемся с огромным количеством документов от разнообразных прозападных НКО, которыми «просто завалены» российские социальные службы и органы опеки, где, например, написано, что традиционные методы воспитания — это признак жестокого обращения с ребенком.
«И такую дикость мы видим на практике. Разлучают детей и родителей только за то, что родители на самом деле хотят воспитать хорошего человека. Впервые в Семейном кодексе предлагается прямо прописать, что методы воспитания ребенка выбирают родители», — сказала эксперт.
Разумеется, при этом исключается какая-либо возможность причинения вреда здоровью. Стремление защитить неприкосновенность и целостность семьи в законопроекте, отметила собеседница РАПСИ, нисколько не снижает при этом защиту детей в случае реальной угрозы их жизни и здоровью.
300 тысяч изъятых детей
По словам Анны Швабауэр, внесенный законопроект также предлагает сократить число оснований для признания детей безнадзорными. Сейчас же, по ее словам, соцработники могут выписывать акт о признании ребенка безнадзорным, например, если он находится с бабушкой в квартир, где много кошек.
«Еще в 2016 году сенатор Елена Мизулина провела аналитику, подсчитала статистику, около 300 тысяч детей в год, она насчитала, попадают в эту систему так называемой профилактики безнадзорности. Они отнимают не только по Семейному кодексу, еще там есть такой закон о профилактике безнадзорности, его тоже предлагается поправить законопроектом», — сказала собеседница РАПСИ.
По ее словам, был случай, когда за долги по квартплате у малообеспеченной семьи забрали детей. Суд в решении написал, что неоплата коммунальных счетов — это угроза для ребенка. В другом случае ставшая известной семья из Калининграда лишилась дома из-за пожара. Но местные чиновники вместо того, чтобы им помочь, отобрали детей и потребовали алименты с родителей на содержание детей в детдоме.
Противостоять этому у большинства родителей не получается. Собеседница РАПСИ отметила, что родители не хотят выносить сор из избы и не идут в СМИ, денег на юристов у них нет, да и хороших специалистов по ювенальной юстиции не так легко найти.
«В СМИ попадают только самые громкие случаи, которых единицы. А сотни тысяч детей попадают в эту систему разрушения семей, которая нам навязывается прозападными НКО. У нас есть, что называется, имена и фамилии. Они до сих пор сидят в различных общественных советах», — заключила Анна Швабауэр.