Приняты законы об усилении уголовной и административной ответственности за нарушение правил во время карантина
Кроме того, Уголовный кодекс дополняется статьями о публичном распространении информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и распространении информации, повлекшем тяжкие последствия
В комментарии «АГ» одна из адвокатов указала, что введение уголовной ответственности за распространение недостоверной информации в условиях сложившейся ситуации является прекрасной идеей, однако ее реализация «хромает» ввиду того, что термин «публичность», который уже неоднократно применялся законодателем, у правоприменителя вызывает массу сложностей. Второй посчитал, что термин «вид достоверных сообщений» оставляет вопросы.
31 марта Госдума приняла сразу в трех чтениях закон (законопроект № 929651-7), которым ужесточается наказание за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее массовое заболевание или смерть. Ко второму чтению проект поправок в УК РФ был дополнен двумя статьями.
Поправки в УК РФ
Так, в соответствии со ст. 207.1 УК публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств будет наказываться штрафом в размере от 300 тыс. до 700 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 18 месяцев. В качестве альтернативы наказанию предусмотрены обязательные работы на срок до 360 часов, исправительные работы на срок до 1 года или ограничение свободы на срок до 3 лет.
Статья имеет примечание, согласно которому обстоятельствами, представляющими угрозу жизни и безопасности граждан, признаются чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.
Статья 207.2 УК содержит положение о том, что публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации, если оно повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере от 700 тыс. до 1 млн 500 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев. Также публичное распространение ложной информации может наказываться исправительными работами на срок до 1 года, либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Если же по неосторожности наступила смерть человека или иные тяжкие последствия, то предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 1 млн 500 тыс. до 2 млн руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет, либо исправительных работ на срок до 2 лет, либо принудительных работ на срок до 5 лет, либо лишения свободы на тот же срок.
В ст. 236 УК также внесены изменения: в ее диспозиции теперь указывается на угрозу наступления последствий – нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо создавшее угрозу наступления таких последствий. По сравнению с законопроектом, внесенным в Госдуму, снижен размер штрафов за данное наказание: от 500 тыс. до 700 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 18 месяцев. Ранее предлагалось ввести штраф от 500 тыс. до 1 млн руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 3 до 5 лет.
Альтернативными наказаниями выступают лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 1 года до 3 лет, ограничение свободы на срок до 2 лет, принудительные работы на срок до 2 лет или лишение свободы на тот же срок.
Часть 2 ст. 236 УК «то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека» предлагается изложить как «нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть человека». За это предусматривается штраф в размере от 1 млн руб. до 2 млн руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо ограничение свободы на срок от 2 до 4 лет, либо принудительные работы на срок от 3 до 5 лет, либо лишение свободы на тот же срок.
Кроме того, данную статью предлагается дополнить новой частью «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц», установив наказание в виде принудительных работ на срок от 4 до 5 лет либо лишения свободы (от 5 до 7 лет).
Законом предусмотрены корреспондирующие изменения в ст. 31 и 151 УПК РФ.
В комментарии «АГ» адвокат филиала «Центр» Ростовской областной коллегии адвокатов им. Д.П. Баранова Елена Абрамович посчитала, что введение уголовной ответственности за распространение недостоверной информации в условиях сложившейся непростой ситуации является прекрасной идеей, однако ее реализация «хромает» ввиду того, что термин «публичность», который уже неоднократно применялся законодателем, у правоприменителя вызывает массу сложностей и вопросов.
«Это может породить противоречивую судебную практику, что при столь серьезных мерах наказания, коими законодатель стремится пресечь противоправные действия граждан, распространяющих всевозможные фейки о коронавирусной инфекции, крайне нежелательно. Такая цель может не оправдать средства», – предостерегла Елена Абрамович. По ее мнению, нормы требуют корректировки в части конкретизации терминов «публичное распространение», указания на способы распространения, в том числе «с использованием сети “Интернет”».
Кроме того, заметила адвокат, диспозиция ч. 2 ст. 207.2 УК РФ содержит условие наступления тяжких последствий за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации, что является крайне недопустимым. «Понятие тяжких последствий относится к категории оценочных понятий и подлежит установлению в каждом конкретном случае. Для кого-то тяжким последствием может стать потеря работы, а для кого-то установление инвалидности. Тем не менее законодатель ставит наступление тяжких последствий на одну ступень со смертью», – указала Елена Абрамович.
Адвокат Международной правозащитной группы «Агора» Леонид Соловьёв назвал дополнение УК РФ ст. 207.1 и 207.2 «экстренными», а потому не совсем конкретными: «Например, если с термином “публичное распространение” судебная практика устоялась, то “вид достоверных сообщений” оставляет вопросы. Станет ли распространение мемов и анекдотов способом совершения преступления или нет – мы увидим позднее».
Адвокат отметил, что крайне осторожно относится к термину «заведомо ложный», поскольку граждане, находясь в стрессовой ситуации всеобщего напряжения, запросто могут, не проверяя подлинность информации, из чувства заботы о близких пересылать им в мессенджерах фейки, что формально будет образовывать состав преступления.
«Кроме того, причинно-следственная связь между распространением фейков и последствиями, указанными в ст. 207.2, является сложно доказуемой, а потому, осознавая обвинительный уклон суда и общественную значимость подобных преступлений, хотелось бы более точно раскрыть возможность проявления преступной неосторожности. Также неясно, в чем заключается общественная опасность по ст. 207.1: если я сообщу заведомо ложную информацию о том, что правительство направило не 100 млрд руб. на борьбу с коронавирусом, а 95 – стану ли я от этого преступником?» – задается вопросом Леонид Соловьёв.
Поправки в КоАП
31 марта были также приняты поправки в КоАП о введении административной ответственности за несоблюдение правил карантина и распространение недостоверной информации о ситуации. При этом новые нормы были включены в законопроект, который изначально не имел никакого отношения к данному вопросу (проект № 804768-7).
Так, согласно принятому закону ст. 6.3 «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» дополнена новыми частями. Согласно ч. 2 данной статьи, если это нарушение выразилось в несоблюдении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий и совершено в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), то оно наказывается штрафом в размере от 15 до 40 тыс. руб. для граждан. Должностным лицам придется заплатить от 50 до 150 тыс. руб. Такой же штраф предусмотрен для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Юрлица заплатят от 200 до 500 тыс. руб.
Альтернативой для юрлиц, как и для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выступает административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Такое же наказание предусмотрено за невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Если действия (бездействие), предусмотренные ч. 2 ст. 6.3 КоАП, повлекут причинение вреда здоровью или смерть человека, но при этом они не содержат уголовно наказуемого деяния, то гражданин заплатит штраф в размере от 150 до 300 тыс. руб., а должностные лица – от 300 до 500 тыс. руб. Для последних в качестве альтернативы предусматривается дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет. Наказание для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, предусмотрено в виде штрафа в размере от 500 тыс. до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Такая же санкция установлена для юридических лиц.
Статья 13.15 КоАП «Злоупотребление свободой массовой информации» будет дополнена двумя частями. Согласно ч. 10.1 распространение в СМИ, а также в информационно-телекоммуникационных сетях под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств – влечет наложение штрафа на юрлиц в размере от 1 млн 500 тыс. до 3 млн руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.
Согласно ч. 10.2 распространение заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, будет влечь наложение штрафа на юрлиц в размере от 3 до 5 млн руб. с конфискацией предмета правонарушения или без таковой.
При этом указывается, что повторное совершение правонарушения, предусмотренного ч. 10, 10.1 или 10.2 настоящей статьи, влечет наложение штрафа на граждан в размере от 300 до 400 тыс. руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой, на должностных лиц – от 600 до 900 тыс. руб., а на юрлиц – от 5 до 10 млн руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.
Кроме того, примечание к ст. 13.15 КоАП дополняется положением о том, что обстоятельствами, представляющими угрозу жизни и безопасности граждан, указанными в ч. 10.1 статьи, признаются чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.
Также законом предусматривается установление административной ответственности за реализацию либо отпуск лекарственных препаратов с нарушением требований законодательства об обращении лекарственных средств в части установления предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов на указанные лекарственные препараты, или розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов на указанные лекарственные препараты.
Комментируя поправки в КоАП, Елена Абрамович назвала ужесточение административной ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения своевременным, а установленные достаточно суровых и «убедительных» санкций – соответствующим принципам разумности и справедливости.
Адвокат отметила, что в эпоху информационных войн информационная безопасность является политикой государства, и от последней зависят все институты государственной власти, а также жизнь и здоровье граждан. «В связи с изложенным поправки в ст. 13.15 КоАП РФ, предусматривающие жесткие меры ответственности за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, для юридических лиц являются более чем необходимыми в условиях разразившегося санитарно-эпидемиологического кризиса», – посчитала Елена Абрамович.