Приняты законы о возможности внесения президентом представления о прекращении статуса судьи
К третьему чтению в соответствующие законопроекты были внесены поправки, касающиеся упразднения уставных (конституционных) судов субъектов Федерации
Один из экспертов считает, что такой исход для уставных (конституционных) судов был предопределен новой редакцией ст. 118 Конституции, которая закрепляет исчерпывающий перечень судов в судебной системе России. Второй заметил, что упразднение таких судов укрепит единое правовое пространство и исключит возможность принятия конституционными судами субъектов РФ противоречивых решений, которые могут дестабилизировать политическую ситуацию.
18 ноября Госдума приняла в третьем чтении законы, касающиеся прекращения статуса судьи Советом Федерации по представлению президента (законопроекты № 1024650-7 и № 1024648-7).
Как ранее писала «АГ», законопроекты были подготовлены в целях реализации положений Закона о поправке к Конституции о совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти. В частности, изменения коснулись прекращения Советом Федерации по представлению президента полномочий председателя Конституционного Суда и его заместителя, судей КС, председателя Верховного Суда и его заместителей, судей ВС, председателей, их заместителей, судей кассационных и апелляционных судов и Суда по интеллектуальным правам в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных законом случаях, свидетельствующих о невозможности дальнейшего осуществления судьей своих полномочий.
Согласно закону о внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы (законопроект № 1024648-7), мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ.
Теперь полномочия судьи могут быть прекращены из-за совершения им проступка, порочащего честь и достоинство судьи, несоблюдения требований, ограничений и запретов, установленных Законом о противодействии коррупции, а также прекращения гражданства РФ, приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.
Полномочия могут быть прекращены в случае нарушения судьей, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории России, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Также недопустимо занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи.
Отмечается, что закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок вступления в силу.
До 1 января 2023 г. конституционные (уставные) суды субъектов Федерации будут упразднены. Указывается, что со дня вступления закона в силу конституционные (уставные) суды субъектов Федерации не будут принимать новые дела к производству. При этом рассмотрение дел, принятых такими судами к производству до дня вступления закона в силу, должно быть завершено и решения по ним должны быть приняты до дня, с которого в соответствии с законами субъектов РФ конституционные (уставные) суды упраздняются, но не позднее 1 января 2023 г. Отмечается, что субъекты Федерации вправе принять решение о создании конституционных (уставных) советов, действующих при законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ.
До принятия закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ проектом № 1024650-7 предусматривалось внесение в ст. 230 КАС РФ изменений о возможности обжалования соответствующих решений Совета Федерации в Дисциплинарную коллегию ВС. В принятом законе такое положение отсутствует.
При внесении президентом в Совет Федерации представлений о прекращении полномочий председателя ВС, его заместителей, судей Верховного Суда, председателей, заместителей председателей и судей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, апелляционного и кассационного военных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам рассмотрение Высшей квалификационной коллегией судей заявления соответствующего судьи о прекращении его полномочий по другим основаниям приостанавливается до рассмотрения указанного вопроса по существу Советом Федерации.
В комментарии «АГ» юрист юридической фирмы «Борениус» Артем Берлин отметил, что помимо редакционных правок проекта основное содержание принятых в третьем чтении изменений – упразднение уставных (конституционных) судов субъектов Федерации.
Эксперт указал, что такой исход для уставных судов был предопределен новой редакцией ст. 118 Конституции РФ, закрепляющей исчерпывающий перечень судов в судебной системе России (на уровне субъектов сохраняются только мировые судьи). «В 2020 г. региональная конституционная юстиция является "вымирающим видом" – уставные суды сохранились лишь в нескольких субъектах, принимают к производству не более нескольких дел в год. Это неудивительно, ведь там, где нет политической борьбы, – нет и "экологической ниши" для такого суда», – считает Артем Берлин.
Адвокат АП Ставропольского края Нвер Гаспарян положительно оценил упразднение всех 16 действующих региональных конституционных (уставных) судов с целью укрепления единого правового пространства и исключения возможности принятия конституционными судами субъектов РФ противоречивых решений, которые могут дестабилизировать политическую ситуацию. Адвокат высказался и в пользу установления запретов и ограничений для руководителей кассационных, апелляционных судов общей юрисдикции и соответствующих военных и арбитражных судов, поскольку данные изменения, считает он, позволяют предъявлять повышенные требования к статусу таких судей.
«Вместе с тем любые инициативы, связанные с ослаблением независимости судов, отрицательно скажутся на деятельности судебной системы. Именно поэтому нельзя признать основательной процедуру прекращения полномочий судей из числа руководителей судов Советом Федерации по представлению президента по основаниям совершения проступка, порочащего честь и достоинство судьи, несоблюдения требований, ограничений и запретов, занятия деятельностью, не совместимой с должностью судьи, и т.д. без возможности обжалования такого решения в Дисциплинарной коллегии Верховного Суда. Органы судейского сообщества при решении таких важных дисциплинарных вопросов должны принимать самое непосредственное участие», – подчеркнул Нвер Гаспарян.