Принят закон, позволяющий наследникам оспаривать запись об отце ребенка
Такое требование подлежит удовлетворению, если запись об отцовстве произведена на основании подложных документов либо без согласия лица, отцовство которого было установлено во внесудебном порядке
Один из адвокатов считает, что закон позволит реализовать права наследников на судебную защиту их прав, если они посчитают их нарушенными, и сведет к минимуму случаи злоупотреблений и фактически незаконных действий, выражающихся в предоставлении недостоверных сведений из органов ЗАГС. Другая отметила, что поправки резонно ограничивают основания, по которым наследники могут оспаривать наследство, поскольку это защищает права детей, которые не являлись родными, однако признавались и воспитывались отцом.
Госдума приняла закон (законопроект № 1238545-7), вносящий изменения в п. 1 ст. 52 СК РФ, которым закрепляется судебный порядок обжалования записи об отце ребенка наследниками. Поправки были разработаны во исполнение Постановления КС № 4-П/2021.
Напомним, Конституционный Суд признал п. 1 ст. 52 СК, п. 1 ч. 1 ст. 134 и абз. 2 ст. 220 ГПК в их взаимосвязи не соответствующими Конституции в той мере, в какой они по смыслу, придаваемому им судебным толкованием, служат основанием для отказа наследникам лица, записанного в качестве отца ребенка в книгу записей рождений с нарушениями требований закона, в принятии искового заявления об аннулировании такой записи, а если производство по делу возбуждено – для прекращения производства по делу без его рассмотрения по существу.
КС отметил, что запись об отце ребенка в книге записей рождений, произведенная с нарушением установленного законом порядка подачи совместного заявления отца и матери ребенка, не состоящих в браке между собой, может быть оспорена только в судебном порядке. Однако, устанавливая в п. 1 ст. 52 СК порядок оспаривания отцовства и определяя исчерпывающий перечень лиц, которые вправе обратиться с исковым заявлением об оспаривании отцовства, действующее законодательство не содержит специального регулирования отношений, связанных с регламентацией порядка оспаривания отцовства, для случаев, когда требования п. 2 ст. 51 СК о подаче совместного заявления для внесения в книгу записей рождений записи об отце ребенка не были соблюдены. Законодательство лишь предусматривает возможность аннулирования записи актов гражданского состояния на основании решения суда (абз. 3 п. 3 ст. 47 ГК, ст. 75 Закона об актах гражданского состояния).
Суд подчеркнул, что установленный в п. 1 ст. 52 СК перечень лиц, имеющих право подать исковое заявление об оспаривании записи об отце ребенка в книге записей рождений, является не просто исчерпывающим, но и не подлежащим расширительному толкованию. При этом суды считают его подлежащим применению без учета обстоятельств конкретного дела, в частности когда установлен факт несоблюдения требований п. 2 ст. 51 СК о подаче совместного заявления для внесения в книгу записей рождений записи об отце ребенка (в частности, наличие поддельного заявления об установлении отцовства в отношении наследодателя, при жизни не знавшего о нарушении его прав и законных интересов). В связи с этим законодателю было предписано внести необходимые изменения в соответствующее правовое регулирование.
В апреле 2021 г. во исполнение постановления КС РФ Минюст опубликовал проект закона, которым предложил закрепить, что запись об отце ребенка в книге записей рождений, произведенная в соответствии с п. 2 ст. 51 СК, может быть оспорена в судебном порядке также по требованию наследника лица, записанного отцом ребенка. Предлагалось, что соответствующее требование подлежит удовлетворению в случае, если такая запись была произведена на основании подложных документов, предусмотренных п. 2 ст. 51 СК.
При внесении законопроекта в Госдуму в него были внесены изменения. Так, было уточнено, что требование об оспаривании записи об отцовстве может быть удовлетворено и в случае, если такая запись была произведена без свободного волеизъявления лица, отцовство которого было установлено во внесудебном порядке.
Адвокат МКА «Центрюрсервис» Илья Прокофьев отметил, что итоговая редакция законопроекта значительно расширяет перечень оснований, по которым запись об отце ребенка может быть оспорена наследником лица, записанного отцом. Если в ранее предложенном варианте законопроект предусматривал фактически только одно основание для оспаривания – внесение записи с использованием подложных документов, то в текущей редакции оспорить запись об отце ребенка можно будет в любом случае, если не было волеизъявления лица, записанного отцом ребенка, то есть его письменного заявления (согласия), пояснил он. По мнению Ильи Прокофьева, данное изменение позволит в большей степени реализовать права наследников на судебную защиту их прав, если они посчитают их нарушенными, и сведет к минимуму случаи злоупотреблений и фактически незаконных действий, выражающихся в предоставлении недостоверных сведений из органов ЗАГС.
Адвокат DOMINO LEGAL TEAM Таисия Молькова указала, что появление закона являлось ожидаемым в связи с признанием КС РФ п. 1 ст. 52 СК РФ не соответствующим Конституции. До издания КС соответствующего постановления перечень лиц, имеющих право оспаривать отцовство, не подлежал расширительному толкованию, даже если фактические обстоятельства дела свидетельствовали о существенном нарушении прав как умершего, так и наследника. Она отметила: в деле, которое рассматривал Конституционный Суд, судебной экспертизой было установлено, что умерший не подписывал заявление об установлении отцовства. В деле не имелось доказательств того, что умерший при жизни знал о том, что он записан у ребенка в качестве отца. Однако суды отказали в удовлетворении требований, несмотря на то что при таких обстоятельствах предоставление наследнику права было вполне оправданным, считает адвокат.
«Законодатель резонно ограничил основания, по которым наследники могут оспаривать наследство. Иск может быть удовлетворен только в случае, если запись об отцовстве сделана без свободного волеизъявления умершего либо на основании подложных документов. Указанное защищает права детей, которые не являлись родными, однако признавались и воспитывались отцом, и не допускает произвольного вмешательства во взаимоотношения внутри семьи», – прокомментировала Таисия Молькова.