Предлагается закрепить понятия майнинга и NFT-токена в законодательстве
Кроме того, законопроектом предложено установить понятие организации обращения цифровой валюты и определить, при каких условиях физлица могут собирать майнинговые фермы
Один из адвокатов отметил, что в настоящий момент закон ограничивает NFT-токены исключительно в качестве инструмента охраны интеллектуальной собственности, однако мировой опыт показывает, что возможности использования NFT гораздо шире. Второй указал, что не увидел в проекте закона самого важного – он по-прежнему не позволяет криптовалюте стать средством платежа, а только лишь допускает обмен цифровых валют друг на друга и на рубли, что отстает от экономической реальности.
В конце прошлой недели в Госдуму были внесены два законопроекта, направленные на закрепление в законодательстве понятий добычи криптовалюты и невзаимозаменяемого токена.
Проектом закона № 127303-8 предлагается определить само понятие майнинга – это деятельность, результатом которой становится создание цифровой валюты, в частности поддержание распределенного реестра и генерация цифровых валют и их блоков, валидация операций в реестре. При этом обозначено, что она должна осуществляться с использованием российских доменных имен и сетевых адресов, или информационных систем, технические средства которых размещены в России, или комплексов программно-аппаратных средств, размещенных в России.
Под организацией обращения цифровой валюты авторы законопроекта предлагают понимать деятельность по оказанию услуг, направленных на обеспечение совершения гражданско-правовых сделок или операций, влекущих за собой переход цифровой валюты или прав на нее от одного обладателя к другому, с использованием объектов российской информационной инфраструктуры. В частности, речь идет об организации и проведении купли-продажи, обмена цифровых валют друг на друга или на законные платежные средства. Операции между частными лицами за собственные средства и в свою пользу не подлежат дополнительному регулированию, указано в проекте закона.
Законопроектом предусматривается и регулирование выпуска или генерации цифровой валюты на территории России, исключая регулирование создания и (или) выпуска и обращения цифровых финансовых активов, утилитарных цифровых прав, цифровых валют центральных банков, прав собственности на нематериальные активы, прав на результаты интеллектуальной деятельности и их использование, выраженные в цифровой или иной электронной форме.
Отмечается, что физические лица вправе заниматься майнингом при условии регистрации в качестве ИП или самозанятого лица, если потребляемая ими электроэнергия превышает лимиты, установленные правительством.
Кроме того, поправки предусматриваются и в Закон о цифровых финансовых активах. Так, под цифровым (виртуальным) активом предлагается признавать совокупность электронных данных, содержащихся и передаваемых в цифровой информационной системе, в частности на основе системы распределенного реестра, которые предлагаются или могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей России или иностранного государства, международной денежной или расчетной единицей, или в качестве инвестиций.
По экспертным оценкам, указывают авторы документа, россияне открыли более 12 млн криптовалютных кошельков, а объем средств на кошельках составляет порядка 10 трлн руб. Кроме того, Россия находится в числе мировых лидеров по объему майнинговых мощностей и занимает третье место в мире. «Отсутствие регулирования данной отрасли приводит к тому, что все операции с цифровыми валютами, а также их выпуск осуществляются в “серой” зоне. В таких условиях граждане зачастую сталкиваются со случаями мошенничества, не обладая инструментами для защиты своих прав и интересов», – отмечают авторы законопроекта.
Второй законопроект
(№ 126586-8) разработан в целях нормативного закрепления понятия NFT-токена и обеспечения защиты их правообладателей. Предлагается признавать NFT-токены как «невзаимозаменяемый токен уникального цифрового актива (изображений, видео или другого цифрового контента или актива) в виде невзаимозаменяемых данных, хранящихся в системе распределенного реестра (системе блокчейн)» и закрепить этот термин в ст. 1225 ГК. Таким образом, законодательство в сфере охраны интеллектуальной собственности будет применяться по отношению к NFT-токенам и позволит защитить их правообладателей, считают депутаты.
Комментируя предлагаемые поправки, управляющий партнер АБ МО «Сазонов и партнеры» Всеволод Сазонов отметил, что законодатель движется в правильном направлении, поскольку старается адаптировать действующее законодательство под развивающийся мир и не запрещает использование криптовалют вообще, как это было предложено ранее. Законопроекты о майнинге действительно направлены на вывод криптовалют из «серой» зоны, указал адвокат. «Одновременно с этим возможно введение налогообложения криптовалют, что в настоящий момент не нашло своего отражения в законе, а лишь содержится в качестве отсылки к Налоговому кодексу», – отметил он.
По мнению Всеволода Сазонова, законодателю предстоит решить серьезный вопрос: сохранить основные преимущества криптовалют, а именно анонимность и возможность осуществлять трансграничные сделки даже в нынешнее время, и при этом урегулировать данные отношения в законодательстве: «Кажется, что в пяти статьях нового закона данный вопрос решить сложно».
Относительно законопроекта о регулировании NFT Всеволод Сазонов отметил, что в настоящий момент он ограничивает NFT исключительно в качестве инструмента охраны интеллектуальной собственности, что прямо следует из того факта, что предлагается включить определение невзаимозаменяемого токена в ст. 1225 ГК РФ. «Однако мировой опыт показывает, что возможности использования NFT гораздо шире. Например, можно осуществлять сделки купли-продажи с помощью NFT или привязать NFT к реальному физическому объекту. Кажется, что, ограничивая определение NFT только применением ст. 1225 ГК, мы лишаем граждан России возможности использования данного актива иными способами», – считает он.
Адвокат, управляющий партнер «Зельдин и партнеры» Михаил Зельдин заметил, что актуальность закона сомнений не вызывает, так как правоотношения по добыче цифровых валют ранее урегулированы не были. В то же время он указал, что не увидел в нем самого важного – он по-прежнему не позволяет криптовалюте стать средством платежа, а только лишь допускает обмен цифровых валют друг на друга и на рубли, что, конечно, отстает от экономической реальности.