Предлагается ввести ответственность за организацию занятия попрошайничеством

Согласно пояснительной записке занятие попрошайничеством равносильно занятию проституцией, однако, в отличие от последней, ответственности за организацию попрошайничества нет

Предлагается ввести ответственность за организацию занятия попрошайничеством

По мнению одного из экспертов, попрошайничество хотя и является опасным социальным явлением и почвой для криминалитета, однако введение мер уголовной репрессии преждевременно. Второй засомневался, что в предлагаемом виде, основанном на первоначальной административной преюдиции, законопроект позволит эффективно бороться с организаторами такой деятельности.

В Госдуму внесены законопроекты, которыми предлагается ввести ответственность за организацию занятия попрошайничеством.

Проект закона № 1110873-7 предусматривает внесение поправок в УК и УПК. Уголовный кодекс предлагается дополнить ст. 241.1, согласно которой деяния, направленные на организацию занятия попрошайничеством, если лицо ранее привлекалось к ответственности за их совершение, наказываются штрафом в размере от 100 до 500 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Предусматривается, что если данные деяния будут совершены с использованием служебного положения, применением насилия или с угрозой его применения или с использованием для занятия попрошайничеством несовершеннолетних, то лицо будет наказываться лишением свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до 2 лет либо без такового.

Если любое из вышеуказанных деяний будет совершено с использованием для занятия попрошайничеством лиц, не достигших 14-летнего возраста, то они будут наказываться лишением свободы на срок от 3 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 15 лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от 1 года до 2 лет либо без такового.

Поправки в УПК определяют подследственность. Такие преступления будут рассматривать органы внутренних дел.

Согласно пояснительной записке в настоящий момент законодательство не содержит ответственности за указанные деяния, чем пользуются недобросовестные лица, эксплуатирующие наименее защищенных граждан путем понуждения их занятием попрошайничеством, ограничения их прав, а зачастую и свободы, фактически заключая таких людей в некую форму рабства, при которой человек осуществляет попрошайничество, доходы от которого изымаются его организаторами. «Представляется, что указанные группы лиц, осуществляющие организацию попрошайничества, по своей сути являются схожими с лицами, занимающимися организацией проституции или иным образом эксплуатирующими наименее защищенных граждан. Кроме того, как организация проституции, так и организация попрошайничества – это деяния, связанные с угрозой общественной нравственности. Тем не менее, в отличие от указанного деяния, ответственности за организацию попрошайничества, как было отмечено выше, на сегодняшний день нет», – отмечается в документе.

Корреспондирующие поправки предлагается внести в КоАП (законопроект № 1110905-7) для введения административной преюдиции по данному составу преступления: деяния, направленные на организацию занятия попрошайничеством, если лицо ранее не привлекалось к ответственности за их совершение, в случае принятия поправок будут влечь наложение штрафа в размере от 2 до 2,5 тыс. руб. или административный арест на срок от 10 до 15 суток.

В комментарии «АГ» юрист адвокатской конторы «Бородин и Партнеры» Алексей Азаров отметил, что попрошайничество хотя и является опасным социальным явлением и почвой для криминалитета, однако введение мер уголовной репрессии преждевременно. По его мнению, отсутствие достаточного объема правоприменительной практики и коллизионность с иными уголовно-правовыми нормами не позволяют криминализировать организацию попрошайничества.

«В первую очередь, следует “протестировать” административно-деликтные методы воздействия и правоприменительную практику в этой части. Сейчас отдельные очаги административной ответственности за организацию попрошайничества наблюдаются в регионах России, например в Ростовской области», – указал он. Алексей Азаров напомнил, что в настоящее время уголовно-правовое противодействие попрошайничеству обеспечивается нормами ст. 151 УК о вовлечении несовершеннолетнего в занятие попрошайничеством, а в отдельных случаях – положениями ст. 127.1 УК.

Адвокат АП г. Москвы Александр Иноядов назвал законопроект нужным, но в то же время подверг сомнению то, что в предлагаемом виде, основанном на первоначальной административной преюдиции, он позволит эффективно бороться с организаторами такой деятельности. «Необходимо соотнести сроки давности, предусмотренные ст. 4.5 КоАП, и при необходимости скорректировать эту правовую норму применительно к вводимому составу административного правонарушения. Срок давности нужно установить не менее 2 лет. В противном случае борьба с такой общественно опасной деятельностью вряд ли принесет значимые результаты исходя из того, как сегодня работают органы охраны правопорядка», – заключил он.

Метки записи:   ,
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля