Ответственность за налоговые преступления предлагается смягчить
Минюст представил поправки в УК и УПК, снижающие максимальный срок лишения свободы за неуплату налогов и устанавливающие основание для отказа в возбуждении уголовного дела в случае уплаты недоимки
Один из экспертов полагает, что поправки позитивно отразятся на сложившейся практике применения норм об уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства. Другой заметил, что защита получает новый инструмент для благоприятного разрешения дел данной категории, поскольку только в отношении преступлений средней и небольшой тяжести возможно применить ряд оснований для освобождения от уголовной ответственности. Третий полагает, что с принятием законопроекта разумно ожидать минимизации количества случаев уголовного преследования плательщиков налогов и иных обязательных платежей, допустивших нарушения законодательства, но это в большей степени будет зависеть от подхода правоприменителя.
1 июня Минюст России вынес на общественное обсуждение поправки
в УК и УПК РФ, направленные на смягчение ответственности за налоговые преступления.
Так, законопроектом предлагается изменить санкции частей вторых ст. 199, 199.1 и 199.2, уменьшив максимальный срок наказания в виде лишения свободы до пяти лет, что снизит сроки давности привлечения к уголовной ответственности за такие преступления, так как они перейдут из категории тяжких в категорию средней тяжести. Также предлагается смягчить санкцию и ч. 2 ст. 199.4 до трех лет лишения свободы.
Кроме того, для совершенствования порядка возбуждения уголовных дел о ряде налоговых преступлений изменения вносятся также в ст. 24, 144 и 148 УПК РФ. В частности, следователь обязан будет отказать в возбуждении уголовного дела по преступлениям, связанным с уклонением от уплаты налогов и иных обязательных платежей, в случае уплаты в полном объеме недоимки, пеней и штрафов.
Общественное обсуждение поправок продлится до 15 июня.
Адвокат АК «СанктаЛекс» Павел Гейко полагает, что предложенные поправки безусловно позитивно отразятся на сложившейся практике применения норм об уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства. «Существующая до настоящего времени возможность привлечения к уголовной ответственности по упомянутым нормам в течение 10 лет резко не стыкуется, например, с требованием к сроку хранения первичной документации в пять лет. Нередко встречаются ситуации, когда предъявляются к контролирующим налогоплательщика лицам претензии, а они не имеют возможности предоставить в качестве возражений документы по сделкам, поскольку срок их хранения истек и они отсутствуют», – пояснил он.
По словам эксперта, поправки выравнивают имеющийся перекос в отнесении налоговых преступлений к соответствующим категориям. «Сегодня неуплата налогов на сумму свыше 15 млн руб. является преступлением небольшой тяжести, а при превышении следующего порога в 45 млн руб. преступление сразу относится к категории тяжких. Причем объективно, кроме разницы в сумме неуплаченных налогов, преступления ничем с точки зрения общественной опасности не отличаются. Вряд ли оправданно только из-за дополнительных не полученных бюджетом налогов в размере 30 млн руб. сразу относить к тяжким такое преступление», – считает адвокат.
По мнению Павла Гейко, важным позитивным новшеством является норма о запрете возбуждения уголовного дела в случае уплаты сумм недоимки, пеней и штрафа. Это избавит предпринимателей от необходимости нести тяжесть уголовно-процессуального воздействия, когда перспектива разрешения дела понятна изначально, а также обязывает следователя до принятия решения о возбуждении дела установить фактическое состояние расчетов налогоплательщика с бюджетом, заметил эксперт.
Старший партнер, адвокат, руководитель практики уголовно-правовой защиты бизнеса АБ «LOYS» Алексей Захаров отметил, что законопроект однозначно существенно смягчает ответственность за налоговые преступления: «Во-первых, снижается максимальное наказание, а вместе с ним и категория преступления до средней и небольшой тяжести, а во-вторых, четко прописываются критерии отказа в возбуждении уголовного дела при оплате недоимки в виде неуплаченных налогов и пеней».
По словам эксперта, в практическом плане защита получает новый инструмент для благоприятного разрешения дел данной категории, поскольку только в отношении преступлений средней и небольшой тяжести возможно применить ряд оснований для освобождения от уголовной ответственности, предусмотренных главой 11 УК РФ. При этом возможно и освобождение от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа. «Кроме того, становится возможным рассмотрение уголовного дела в особом порядке, существенно сокращаются сроки давности привлечения к уголовной ответственности. Проект закона предусматривает дополнительную гарантию в виде обязанности следователя отказать в возбуждении уголовного дела в случае подтверждения предоставленной ему информации о полной уплате недоимки и пеней, что устраняет возможность усмотрения со стороны следователя. Эти изменения можно только приветствовать», – заключил Алексей Захаров.
Старший партнер Criminal Defense Firm Алексей Касаткин полагает, что законопроект направлен прежде всего на либерализацию уголовной ответственности за преступления, связанные с уклонением от уплаты налогов и других платежей. «Действия законодателя презюмируют не только снижение максимального срока лишения свободы и сроков давности привлечения к уголовной ответственности, но и запрет возбуждения уголовных дела по налоговым преступлениям при уплате недоимки, пеней и штрафов. В случае внесения изменений разумно ожидать минимизации количества случаев уголовного преследования плательщиков налогов и иных обязательных платежей, допустивших нарушения российского налогового законодательства или законодательства об обязательном социальном страховании, что, однако, в большей степени будет зависеть от подхода правоприменителя», – считает он.