Осужденным, отбывающим наказание в строгих условиях, предлагается разрешить звонки родным раз в год
Согласно проекту поправки в УИК дополнительное право на телефонный звонок может быть предоставлено заключенным, содержащимся в строгих условиях год и более, за счет их собственных средств или средств родственников
По мнению одного из экспертов, для более глубокой социализации осужденных количество их телефонных разговоров с родными и близкими следует увеличить до трех-четырех раз в год. Вторая подчеркнула, что законопроект предусматривает пусть незначительные, но вместе с тем немаловажные условия для поддержания родственных связей, которые, как правило, утрачиваются заключенными после отбытия наказания. Третий обратил внимание, что в пояснительной записке к проекту отсутствует обоснование, почему предлагается установить срок не менее года, по истечении которого у осужденного возникает право на телефонный разговор.
8 августа в Госдуму внесен проект поправки в ч. 3 ст. 92 УИК РФ (законопроект
№ 178001-8), предусматривающий расширение прав осужденных, отбывающих наказание в строгих условиях.
В частности, предлагается дополнительно предоставить осужденным, находящимся в строгих условиях отбывания наказания год и более, право на один телефонный разговор в течение каждого года. Такой разговор, в соответствии с действующей редакцией ст. 92 Кодекса, будет оплачиваться осужденными в соответствии с установленными правилами – за счет собственных средств или средств их родственников или иных лиц.
Авторы законопроекта отметили, что Уголовно-исполнительное законодательство РФ предусматривает право осужденных к лишению свободы общаться с родственниками и иными лицами посредством телефонной связи. Однако это право существенно ограничено для осужденных, отбывающих наказание в строгих условиях, а также отбывающих меру взыскания в штрафных, дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах. Согласно действующей редакции ч. 3 ст. 92 УИК РФ телефонный разговор таким осужденным может быть разрешен лишь при исключительных личных обстоятельствах.
В пояснительной записке также подчеркивается, что согласно Концепции развития УИС РФ на период до 2030 г. (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р) одной из задач является совершенствование правового регулирования, в том числе принятие дополнительных мер в целях увеличения осужденным количества телефонных разговоров с родственниками. При разработке законопроекта авторы приняли во внимание зафиксированные в ст. 8 УИК принципы гуманизма, демократизма, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения.
Оценивая законопроект, юрист уголовного департамента АБ FORTIS Владислав Федосеенко отметил, что предложенное дополнение нормы УИК соответствует принципам гуманизма и рациональности применения мер принуждения. По смыслу ст. 8 УИК и ст. 43 УК РФ наказание применяется с целью исправительного воздействия на осужденного, пояснил он. Вместе с тем принцип гуманизма уголовного законодательства закрепляет, что наказание и иные меры уголовно-правового характера не могут иметь целью причинение страданий.
Владислав Федосеенко подчеркнул, что под основными средствами исправления осужденных понимается также общественное воздействие. Исходя из смысла закона, укрепление социальных связей, выраженное в общении осужденного с родными и близкими, способно благотворно влиять на его исправление и способствовать достижению целей наказания, считает эксперт. «Несмотря на то, что законопроект является верным вектором развития пенитенциарной системы, объем смягчения условий содержания представляется, на мой взгляд, недостаточным. Полагаю, для более глубокой социализации осужденных количество их телефонных разговоров с родными и близкими следует увеличить – например, до трех-четырех раз в год», – пояснил он.
Владислав Федосеенко добавил, что предложенная поправка является крайне важной и необходимой для исправления осужденных – тесные социальные связи должны благотворно сказываться на таких лицах, поднимать их моральный дух, стимулировать желание скорее воссоединиться с близкими, что способствует формированию правопослушного поведения, подытожил эксперт.
Адвокат АП г. Москвы Лидия Шевцова также считает законопроект полезной инициативой, направленной на частичную ресоциализацию осужденных. По мнению эксперта, поправка создает пусть незначительные, но вместе с тем немаловажные условия для поддержания родственных связей, которые, как правило, утрачиваются осужденными после отбытия наказания.
Адвокат «Санкт-Петербургской адвокатской коллегии Нарышкиных» Андрей Федорков полагает, что в целом предлагаемые изменения находятся в русле общей тенденции гуманизации пенитенциарной системы, которую можно только приветствовать.
Вместе с тем он обратил внимание, что в пояснительной записке отсутствует обоснование срока не менее года, по прошествии которого у осужденного, отбывающего наказание в строгих условиях, возникает право на телефонный разговор.
Кроме того, Андрей Федорков отметил, что действующее уголовно-исполнительное законодательство не предусматривает предельного количественного лимита на применение в отношении осужденных мер взыскания, перечисленных в ч. 3 ст. 92 УИК: помещение в штрафные и дисциплинарные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры. «Известны случаи, когда эти меры взыскания используются администрацией исправительного учреждения в качестве репрессивного инструмента в отношении осужденных, отстаивающих свои права. Для таких лиц суммарный и почти непрерывный срок применения указанных мер взыскания может составлять год и более, при этом разрешение на телефонный разговор согласно ч. 3 ст. 92 УИК предоставляется при “исключительных личных обстоятельствах” – т.е. де-факто отдается на усмотрение администрации пенитенциарного учреждения», – в заключение добавил эксперт.