Опубликованы методические рекомендации по применению еще двух федеральных стандартов бухучета
Опубликованы методические рекомендации по применению еще двух федеральных стандартов бухучета
29 ноября 2019
valphoto / Depositphotos.com |
С 1 января 2020 года обязательным для организаций бюджетной сферы станет применение пяти федеральных стандартов бухгалтерского учета (письмо Минфина России от 29 октября 2019 № 02-06-07/84753 и письмо Минфина России от 28 октября 2019 № 02-06-07/84752):
- СГС "Запасы";
- СГС "Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах";
- СГС "Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности";
- СГС "Долгосрочные договоры";
- СГС "Концессионные соглашения".
В августе этого года Минфин выпустил Методические рекомендации по применению первых трех из названных стандартов, эти письма мы освещали в новостной ленте.
Теперь ведомство подготовило Методические рекомендации по первому применению СГС "Долгосрочные договоры" и СГС "Концессионные соглашения".
СГС "Долгосрочные договоры" необходимо применять при отражении фактов хозяйственной жизни при заключении и исполнении строительного подряда и договоров возмездного оказания услуг / выполнения работ, срок действия которых превышает один год.
По долгосрочным договорам, заключенным до первого применения Стандарта, то есть до 1 января 2020 г., в бухгалтерском учете нужно будет признать, в частности, следующие объекты учета:
По долгосрочным договорам строительного подряда |
По долгосрочным иным договорам |
Не отраженные в учете до 1 января 2020 г. суммы доходов, соответствующие выполненным до первого применения Стандарта объемам работ по незавершенным на 1 января 2020 г. этапам строительства |
1. Не отраженные в учете до 1 января 2020 г. суммы доходов от реализации, соответствующие выполненным до первого применения Стандарта объемам работам / оказанным услугам; 2. Суммы доходов будущих периодов, соответствующие работам/ услугам, подлежащим выполнению/ оказанию в течение оставшегося периода исполнения долгосрочного договора |
Для этого учреждению необходимо:
- Провести инвентаризацию доходных договоров, заключенных до 1 января 2020 г. и продолжающих свое действие после этой даты;
- Проанализировать указанные договоры на соответствие критериям их признания в качестве долгосрочных договоров в соответствии со Стандартом;
- По договорам, отнесенным к долгосрочным, определить:
- оставшийся срок действия;
- не отраженные до 1 января 2020 г. суммы доходов от реализации, соответствующие выполненным до первого применения Стандарта объемам работам, не завершенным на 1 января 2020 г.;
- суммы доходов будущих периодов, приходящиеся на оставшийся срок их действия, то есть на период с 1 января 2020 г. и до окончания их срока действия.
- В межотчетный период скорректировать входящие остатки по доходам с использованием счета 0 401 30 000. А по долгосрочным договорам строительного подряда информацию предстоит раскрывать также на забалансовом счете 45 "Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда". Пока такого счета Единый План счетов не содержит, но, вероятно при внесении очередных поправок будет предусмотрено дополнение перечня забалансовых счетов.
В случае если учреждением в рамках учетной политики было принято решение о досрочном – до 1 января 2020 года – применении положений СГС "Долгосрочные договоры" и в 2019 году уже были начислены доходы будущих периодов по иным долгосрочным договорам в момент их заключения, то корректировку входящих остатков следует производить с учетом ранее отраженных показателей.
СГС "Концессионные соглашения" разработан с учетом положений закона о концессионных соглашениях, который раскрывает понятие такого соглашения и определяет его участников. Так, по концессионному соглашению принимающая сторона – концессионер получает имущество (недвижимое или технологически связанное с движимым) и обязуется за свой счет создать/ реконструировать его, при этом право собственности на имущество принадлежит или будет принадлежать передающей стороне – концеденту, который, в свою очередь предоставляет концессионеру права владения и пользования этим имуществом.
Концедентом – передающей стороной – может быть государство, субъект РФ, муниципальное образование и узкий перечень госкомпаний.
Концессионером – принимающей стороной – вправе выступать организации, ИП или лица, действующие по договору простого товарищества.
Объектом концессионного соглашения, как правило, является специфическое имущество, например:
- объекты теплоснабжения;
- централизованные системы горячего/ холодного водоснабжения и водоотведения;
- программы для ЭВМ, базы данных и другие объекты информационных технологий.
В рамках подготовки к переходу на этот стандарт в 2019 году нужно проинвентаризировать концессионные соглашения, заключенные как в течение 2019 года, так и в более ранние периоды. Выявив все заключенные концессионные соглашения, необходимо по ним определить:
- Состав имущественного комплекса, переданного по таким соглашениям. При этом важно оценить его как с точки зрения отнесения объектов к недвижимому или движимому имуществу, так и исходя из его принадлежности: имущество казны, имущество на праве оперативного управления или хозяйственного ведения;
- Стороны концессионных соглашений и ту из них, которая будет уполномочена восстановить в бюджетном учете на счете 1 108 9X 000 информацию об объектах, переданных по концессионным соглашениям. Исключение здесь составляют ситуации, при которых имущество передавалось без прекращения права оперативного управления;
- Сроки заключения концессионного соглашения: в течение 2019 года или до 1 января 2019 года. Это важно, поскольку дата заключения соглашения влияет на механизм восстановления в учете информации об объектах, переданных в концессию: бухгалтерскими записями текущего отчетного периода либо восстановление с отражением ошибок прошлых лет.
Минфин подчеркивает: при проведении инвентаризации объектов концессионных соглашений по состоянию на 1 января 2020 г. следует сверить данные бухгалтерского учета с данными мониторинга заключения и реализации заключенных концессионных соглашений, проводимого уполномоченным органом – Минэкономразвития Россия в соответствии с установленными правилами.
Порядок отражения в бухгалтерском учете на 1 января 2020 г. концессионных соглашений по результатам инвентаризации зависит от того, на какой стадии находится соглашение. Выделяют пять таких этапов:
- подписание / заключение концессионного соглашения;
- осуществление инвестиций/ создание или реконструкция объекта;
- ввод объекта в эксплуатацию и регистрация права государственной / муниципальной собственности;
- использование / эксплуатация объекта;
- окончание действия соглашения.
В любом случае по состоянию на 1 января 2020 г. в части объектов НФА, созданных до этой даты, в учете должны быть отражены показатели по специальным балансовым счетам:
- 0 101 9Х 000 "Основные средства – имущество в концессии";
- 0 106 9Х 000 "Вложения в имущество концедента";
- 0 108 9Х 000 "Нефинансовые активы, составляющие казну в концессии",
а также на забалансовом учете.
С этой целью с 1 января 2020 г. будут введены дополнительные забалансовые счета:
- для учета имущества у передающей стороны в случае, когда передача имущества по концессионному соглашению осуществляется без прекращения права оперативного управления или права хозяйственного ведения;
- для учета сметной стоимости создания / реконструкции объекта концессионного соглашения;
- для учета у передающей стороны увеличения стоимости имущества в объеме фактически произведенных инвестиций в объект.