Опасная дружба и измененная резолютивка: как прошел день жалоб в ВККС
Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов
Один судья слишком тесно дружил с адвокатом и рассказывал ему о будущих решениях, за это его лишили мантии. Другую его коллегу оставили без полномочий за то, что она через сотрудников УФСИН заставляла заключенных отказываться от обжалований. Еще одна судья поплатилась за то, что решила поправить резолютивную часть приговора. Такие судейские жалобы рассмотрели в среду на очередной весенней сессии Высшей квалификационной коллегии судей.
Дружба судьи с адвокатом
Судья Сосновского районного суда Тамбовской области Сергей Ожогин лишился мантии и пятого квалификационного класса судьи за проступок – внепроцессуальное общение с неким адвокатом по фамилии Щербаков. Судья был с ним давно знаком: когда несколькими годами ранее Ожогин был и.о. председателя суда, Щербаков трудился там помощником. Тем не менее только в 2019 году судья рассмотрел 28 дел и 40 материалов с участием знакомого адвоката.
Для того, чтобы устранить конфликт интересов, судья ничего не сделал, указали в ККС региона. Позже адвоката обвинили в мошенничестве: он предлагал доверителям платить за предполагаемое смягчение меры пресечения в рамках дел, которые рассматривал Ожогин. Сам судья на заседании утверждал, что хотя и допустил ошибку, обсуждая дела с адвокатом, не подозревал о мошенничестве с его стороны. Он просил смягчить ему наказание, но в ВККС ему отказали. Подробнее читайте в материале «ВККС оставила без мантии судью, тесно общавшегося с адвокатом».
Замена резолютивки и временные накладки
Юлия Давыдова, судья с 13-летним стажем из Шатурского городского суда Московской области, осталась без мантии в начале 2021 года. Проверку в отношении нее инициировал Совет судей. Ей вменяли грубые нарушения УПК. Судья получила частное определение и частное постановление за то, что меняла резолютивную часть после оглашения приговоров, нарушала правила аудиопротоколирования, не надевала мантию на рассмотрение дел и допускала ошибки с назначениями, например, назначала слушания фактически на одно время.
Но Давыдова была уверена, что ККС не учла ни ее характеристики, ни степень вины и обстоятельства. Все нарушения не были умышленными и объясняются недостаточным опытом, рассказала она членам ВККС. Судья рассматривала уголовные дела только полгода, а до этого – гражданские споры. Все нарушения, о которых идет речь, пришлись только на два месяца, и их нельзя рассматривать как системные, отметила Давыдова. Она пожаловалась, что никто не захотел ей помочь: она обращалась к председателю с просьбой о кураторе и курсах повышения квалификации, но получила отказ.
Не давали и зал для рассмотрения дел – приходилось бегать и искать свободные залы, что приводило к накладке судебных заседаний по времени. До этого Давыдова работала с отличными показателями и не привлекалась к дисциплинарной ответственности, а жалоб на нее со стороны участников процессов не было. «Нарушения стали результатом тотальной слежки председателя – все они выявлены не по жалобам, а после просмотра камер, прослушивания аудиопротоколов с сервера, что говорит о пристрастии», – указала судья. То, что она внесла изменения в резолютивную часть приговора – огласила два года заключения, а написала четыре, – судья объяснила попыткой исправить собственную ошибку. Но эти аргументы не убедили ВККС: жалобу не удовлетворили.
Давление на ФСИН
Высшая квалификационная коллегия судей рассмотрела жалобу судьи, которую лишили мантии за давление на заключенных. Судья Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия Ольга Горячева получила назначение в 2011 году. Она не проработала десяти лет и в ноябре 2020 года осталась без мантии. На нее в Совет судей пожаловались заключенные. Дело в том, что судья договаривалась с сотрудниками ФСИН, чтобы они воздействовали на заключенных, а те не подавали апелляционные жалобы на ее решения. А позже написала письмо начальнику ФСИН – по его мнению, чтобы скрыть нарушения. В ведомстве это расценили как давление.
В ходе заседания члены ВККС отметили, что за время работы судьи в ее адрес вынесли 10 частных определений. Кроме того, Горячеву ранее уже привлекали к дисциплинарной ответственности (за что именно, в заседании не говорилось). Сама судья указывала на сложные семейные обстоятельства и говорила о процессуальных нарушениях на заседании ККС. Но в ВККС приняли решение не удовлетворять ее жалобу. Подробнее в материале «ВККС оставила без мантии судью, которая давила на ФСИН».
Другие обжалования
Не смог добиться отмены решения Рашад Гасан оглы Набиев, которому досрочно прекратили полномочия судьи Клетского районного суда Волгоградской области в 2019 году. У судьи обнаружилось гражданство Азербайджана. Сам он настаивал, что только родился там, а учился и жил в РФ. Он также работал судьей в России, а значит, по законам Азербайджана никак не мог быть его гражданином. Но подтверждения об отсутствии гражданства пришли позже даты рассмотрения вопроса в квалифколлегии, поэтому в ККС руководствовались тем, что гражданство другой страны у судьи есть. Добиться пересмотра решения по вновь открывшимся обстоятельствам, представив документ, подтверждающий отсутствие гражданства других стран, он не смог.
Галина Демидович, судья Первомайского районного суда города Новосибирска, сочла несправедливым решение оставить ее в шестом квалификационном классе. Она считала, что квалифкласс надо повысить. Судья сослалась на несоразмерно высокую нагрузку, дела повышенной сложности, отказы в направлении на обучение и предвзятое отношение руководства. Представитель ККС в свою очередь привела свидетельства нестабильных показателей работы по другим категориям дел. ВККС отказала в удовлетворении жалобы.
Жалоба зампреда Железнодорожного районного суда Ульяновска Дмитрия Гурьянова увенчалась успехом. Он оспаривал решение ККС Ульяновской области от 20 января 2021 года, которым на судью наложили замечание. Зампреду вменяли нарушения при рассмотрении дел, в частности, то, что он не контролировал судопроизводство, не вовремя подписывал протоколы. Сам судья указал на чрезмерную нагрузку, отметил, что ему приходилось делать двойную работу в летний период, и оправдался тем, что нарушения были незначительными. ВККС с этим согласилась и удовлетворила жалобу.