ООН просят оказать содействие в расследовании правомерности обыска в доме родителей правозащитника
Институт права и публичной политики в своем обращении в ООН указал, что считает действия властей актом запугивания и репрессией в отношении юриста за правозащитную деятельность
Юрист Александр Передрук сообщил «АГ», что считает проведение обыска незаконным, и подчеркнул, что в СУ СК Мурманской области направлен соответствующий запрос. Старший юрист ИППП Ольга Подоплелова отметила, что обращение в ООН может иметь в первую очередь превентивное значение.
3 апреля Институт права и публичной политики направил в ООН обращение, в котором просил оказать содействие в расследовании ситуации с необоснованным обыском в доме родителей правозащитника, юриста юридической службы «Апология протеста» Александра Передрука, и призвать Россию обеспечить соблюдение и защиту его прав, а также прав его родителей.
Как указано на сайте Института, 2 апреля Александр Передрук, практикующий в Санкт-Петербурге, сообщил, что в доме его родителей в Мурманске был проведен обыск в связи с уголовным делом, к которому он не имеет никакого отношения. Там же отмечается, что сотрудники правоохранительных органов не предоставили никаких разумных оснований для обыска. Несмотря на это, в ходе следственного действия силовики изучили личные электронные устройства родителей юриста, их личную переписку, а также изъяли компьютер и флэш-накопитель.
Александр Передрук в комментарии «АГ» подчеркнул, что считает проведение обыска незаконным. «В настоящий момент мой адвокат Сергей Голубок направил запрос в СУ СК Мурманской области для того, чтобы нам была представлена информация о судебном акте, санкционировавшем следственное действие, который мы планируем обжаловать в установленном уголовно-процессуальном порядке», – добавил он.
Обращение, подписанное главой Института и членом Совета по правам человека Ольгой Сидорович, адресовано специальному докладчику ООН по положению правозащитников Мишелю Форсту и специальному докладчику ООН по свободе выражения мнения Дэвиду Кайе.
В документе отмечается, что Александр Передрук сотрудничает с рядом российских НКО, включая проект «Апология протеста» и правозащитную организацию «Солдатские матери Санкт-Петербурга», является партнером ИППП по стратегическим конституционным судебным разбирательствам, выиграл несколько дел в Конституционном Суде РФ, касающихся отсрочки военной службы. С 2017 г. он успешно представляет активистов, преследуемых за мирные протесты, как в российских судах, так и в ЕСПЧ.
Институт также указал на громкое дело, в рамках которого правозащитник представляет интересы политического активиста Богдана Литвина. Так, в феврале суд вынес решение, по которому Литвин и еще один активист должны выплатить 7,3 млн руб. за газон, якобы вытоптанный ими во время акции протеста «Он нам не царь». «Александр Передрук открыто выразил свое мнение по этому делу в СМИ, – отмечается на сайте ИППП. – В частности, он заявил, что взыскание таких денежных сумм “оказывает пагубное влияние на свободу выражения мнений и свободу мирных собраний” и является следствием “нетерпимости властей к акциям протеста по важным политическим вопросам”. 13 марта он подал апелляцию на решение».
Институт считает действия властей актом запугивания и репрессией за правозащитную деятельность Александра Передрука и просит ООН расследовать ситуацию необоснованного обыска в доме родителей правозащитника и принять надлежащие меры, чтобы призвать Правительство России обеспечить соблюдение и защиту прав как юриста, так и его родных.
Старший юрист ИППП Ольга Подоплелова в комментарии «АГ» отметила, что специальные докладчики, которым направлено обращение, являются экспертами, назначаемыми Советом ООН по правам человека. «Они помимо прочего могут в официальном порядке призвать национальные власти провести расследование по фактам, изложенным в обращении, и впоследствии придать огласке выявленные факты нарушений, в том числе в ходе сессий Совета по правам человека и в публичном докладе», – пояснила она.
Ольга Подоплелова добавила, что скорого ответа от ООН может не последовать, однако в сложившейся ситуации важно, что специальные докладчики могут задать правительству конкретные вопросы о законности и обоснованности обыска в доме родителей правозащитника. «Полагаем, это может иметь в первую очередь превентивное значение», – резюмировала она.