Новый КоАП: что о нем известно
Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов
Кодекс об административных нарушениях (КоАП) в первой редакции вступил в силу 1 июля 2002 года – тогда он заменил действовавший на тот момент Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. Теперь документу самому нужна замена. По мнению Дмитрия Медведева, на кодекс уже «невозможно смотреть без слез». Рассказываем все, что сейчас известно о «новом КоАП».
1Что случилось?
Правительство одобрило концепцию нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Она предусматривает разделение административного законодательства на материальное и процессуальное.
«Концепция направлена на совершенствование процедуры рассмотрения дел и обеспечение адекватности наказания совершённому правонарушению», – говорится в сообщении кабмина.
2Зачем нужен новый КоАП, если есть старый?
По словам Медведева, нынешнюю редакцию кодекса сложно применять на практике из-за того, что в него постоянно вносится большое количество изменений. «Это документ, который тяжело применять, и на него невозможно уже смотреть без слез», – говорил председатель правительства в апреле.
3Действительно ли КоАП сложный?
Сложноват. Сейчас пять больших разделов документа включают в себя 32 главы, которые содержат почти 1000 статей.
За время действия кодекса (с 1 июля 2002 года) поправки в него внесли больше 600 раз. При этом КоАП начали редактировать еще до того, как он вступил в силу – первый изменяющий его ФЗ президент Путин подписал 25 апреля 2002 года.
Еще немного цифр: с апреля 2003 года положения кодекса становились предметом рассмотрения судей Конституционного суда почти 800 раз. Конечно, не все жалобы на КоАП рассматривались на заседании КС, но решения по некоторым из них вынудили менять документ.
4Что говорят законодатели?
«Действующий КоАП – это, действительно, безобразие, которое может сравниться только с Уголовным кодексом», – считает Павел Крашенинников, председатель думского комитета по госстроительству и законодательству. По его словам, готовить новый КоАП нужно, но при этом нельзя забывать, что кодекс работает в увязке с остальным законодательством.
Пересмотр КоАП, по словам Крашенинникова, «тащит за собой многие другие вопросы», а потому нужна «комплексная ревизия» как «Административного», так и Уголовного кодексов.
Административный кодекс – это дополнительный инструмент. Базовые законы устанавливают права и обязанности, а КоАП и УК – ответственность за их нарушение и неисполнение. Это все находится в системе.
«Кодекс давно нуждается даже в замене. Потому что так много поправок, как вносится в КоАП, не вносится ни в один закон. Это говорит о его несовершенстве», – полагает первый зампред комитета Михаил Емельянов.
Общую часть КоАП «надо хорошенько сбалансировать», потому что там «много всяких сложностей», считает депутат Юрий Синельщиков. По его словам, новая концепция КоАП должна быть понятна не только для юристов, которые профессионально работают с кодексом, но и для рядовых граждан.
5КоАП уже пытались реформировать?
За исключением тех шести сотен правок, что в него внесли за 17 лет, Госдума рассматривала и проект масштабной реформы. Правда, несколько иного толка: если сейчас Кодекс хотят пересмотреть концептуально, то тогда в него вносились хоть и масштабные, но поправки.
Ту версию КоАП внесли в ГД в декабре 2015 года, но она подверглась критике еще на этапе разработки. Эксперты и бизнес-сообщество назвали характер нового кодекса «карательным», поскольку он существенно увеличивал размеры санкций по некоторым статьям, а также вводил такую меру административного наказания, как ликвидация юридического лица.
Активное обсуждение законопроекта закончилось в 2016 году, с тех пор он пролежал в Госдуме еще полтора года, только в июле 2018 года его отклонили в первом чтении.
6Когда покажут новый кодекс?
Согласно распоряжению Дмитрия Медведева, концепция нового кодекса об административных правонарушениях должна была быть готова к 1 июня 2019 года. В итоге ее одобрили 5 июня, но текст пока не показали – это произойдет позже, но пока неизвестно, когда именно.
7Кто работает над новым КоАП?
Минюст и Минэкономразвития. Помимо этих ведомств в работе принимает участие межведомственная рабочая группа в составе из 26 человек. В течение апреля – мая состоялось шесть заседаний этой рабочей группы. В нее входят:
- Константин Чуйченко, руководитель аппарата правительства (он же возглавит рабочую группу).
- Алексей Алешин, руководитель Ростехнадзора.
- Дмитрий Аристов, директор ФССП.
- Роман Артюхин, глава Федерального казначейства.
- Анатолий Бондар, председатель Второго кассационного суда общей юрисдикции.
- Вячеслав Витушкин, директор Института проблем административно-правового регулирования НИУ ВШЭ.
- Дмитрий Жуйков, директор департамента обеспечения законопроектной деятельности правительства.
- Артур Завалунов, начальник правового управления Генпрокуратуры.
- Игорь Зубов, статс-секретарь МВД.
- Анатолий Кирин, референт государственно-правового управления президента.
- Андрей Клишас, глава комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству.
- Виктор Момотов, судья Верховного суда и глава Совета судей.
- Денис Новак, замминистра юстиции.
- Константин Парфенов, директор правового департамента правительства.
- Сергей Пузыревский, замруководителя ФАС.
- Михаил Федотов, глава президентского Совета по правам человека (СПЧ).
- Савва Шипов, замминистра экономического развития.