Неопровержимые доказательства: как криминалистика запутывает правосудие
Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов
Генетика и дактилоскопия стали спасением современной судебно-медицинской экспертизы и помогли правоохранительным органам раскрыть множество преступлений. Доказательства, полученные с использованием подобных методов, стали считаться практически неопровержимыми. Но истории известны случаи, когда аномалии, мутации и просто ошибки медиков сбивали правосудие с толку.
Женщина-химера
В 2002 году 26-летняя американка Лидия Фэйрчайлд после развода с мужем обратилась за взысканием алиментов на двоих общих детей. В таких случаях, согласно стандартной процедуре, отец и мать должны сдать ДНК-тесты, чтобы подтвердить родство. Отец детей тест прошел, а вот сама Лидия его провалила. Генетический анализ показал, что она не является биологической матерью. Суд запросил медицинские записи родильных домов, речь зашла даже о допросе принимавшего роды акушера. Власти уже собирались лишить Лидию Фэйрчайлд родительских прав и осудить за аферы с суррогатным материнством, а детей поместить в приют. На момент судебных разбирательств женщина была беременна третьим ребенком. Судья постановил, чтобы за родами наблюдал судебный пристав, который тут же взял анализы у новорожденного. Результаты тестов снова показали, что Фэйрчайлд не является матерью.
Подсудимую спас адвокат Алан Тинделл. Он вычитал в научном «Медицинском журнале Новой Англии» (New England Journal of Medicine) статью об уникальном феномене Карен Киган – женщины-химеры из Бостона. Когда Киган исполнилось 52 года, она тяжело заболела, для лечения понадобилась трансплантация почки. Двое ее взрослых детей заявили о готовности стать донорами, медики взяли анализы на совместимость органов донора и реципиента. Результаты поставили врачей в тупик: согласно генетическим данным, сыновья Киган не могли быть ее детьми. Озадаченная Киган предложила для тестов другой образец своей ткани. Некоторое время назад у нее удалили узелок в щитовидной железе, который все еще хранился в соседней лаборатории. Эта ткань полностью совпадала с генетическим кодом ее детей. Карен Киган оказалась химерой, то есть ее организм состоял из тканей с разными геномами. Эта генетическая аномалия возникает, когда две яйцеклетки оплодотворяются двумя сперматозоидами. При таком сценарии в подавляющем большинстве случаев развиваются близнецы, но изредка две оплодотворенные яйцеклетки сливаются в один организм, поэтому рождается химера, состоящая из генетически разнородных клеток.
Фэйрчайлд тоже оказалась химерой. Это показали расширенные анализы ДНК с родственниками женщины, а также серия исследований тканей разных частей тела. Установлено, что ее кожа и волосы имеют один генетический код, а репродуктивная система – другой (именно он и передался детям). Обвинения в отношении нее за аферы с суррогатным материнством сняли.
Люди без отпечатков пальцев
В начале 2000-х гражданка Швейцарии попыталась оформить въездную визу в США, но получила отказ, поскольку не смогла сдать биометрию: у нее не оказалось отпечатков пальцев ни рук, ни ног. Изучением феномена абсолютно гладких подушечек пальцев занялся дерматолог Питер Итин из Технологического института Технион (Technion – Israel Institute of Technology). Медик выяснил, что такой же особенностью обладают еще восемь членов семьи женщины.
Генетики придумали название для этой мутации – «болезнь иммиграционной задержки» (адерматоглифия). Ученые Тель-Авивского медицинского центра Сураски обследовали 16 представителей семейства, которые живут в швейцарском Базеле. У семерых оказались нормальные отпечатки, а девять членов семьи могли продемонстрировать чистые подушечки пальцев. Врачи выяснили: это произошло из-за одного варианта гена SMARCAD1. В результате мутации возникает нестабильность в копировании этого гена, из-за чего кожный рисунок выборочно перестает формироваться еще в утробе матери.
К 2011 году нашли еще четыре семьи, которые имели столь необычное отличие. Медики говорят, что дальнейшие исследования гена SMARCAD1 могут дать ответ на вопрос: зачем природе понадобилось, чтобы у каждого человека были свои неповторимые отпечатки пальцев.
Смешение биоматериалов
В 1998 году полиция обвинила 16-летнего Джосао Саттона и 12-летнего Грегори Адамса в похищении и изнасиловании 41-летней жительницы Хьюстона. Оба подростка категорически отрицали свою вину, они имели алиби, а их внешность не совпадала с первоначальным описанием преступников. Тем не менее молодые люди согласились сдать кровь на исследование. Они надеялись подтвердить свою невиновность. Но специалист криминалистической лаборатории заключил: ДНК Саттона совместима с образцом, полученным у жертвы. В итоге суд приговорил подростка к 25 годам заключения.
Мать обвиняемого обратилась к криминалисту Уильяму Томпсону. Он обнаружил в заключении медиков ошибку: эксперт лаборатории на основании анализа слюны и крови подозреваемого вывела для одного человека сразу три ДНК-профиля, которые заметно отличались друг от друга. При этом реальная ДНК Саттона не совпадала с биоматериалами насильников, которые получили у жертвы. Отсидев четыре года за несовершенное преступление, молодой человек вышел из тюрьмы. Еще через три года полиция поймала настоящих преступников.
В 2010 году ученые из Великобритании и США провели эксперимент. Они отдали на повторное исследование материалы из дела по изнасилованию, в котором ранее подсудимого признали виновным. В результате 12 из 17 судмедэкспертов заключили, что ДНК обвиняемого не было в генетическом «коктейле» из тела жертвы, четверо объявили, что однозначный вывод на основании имеющихся данных сделать невозможно, и только один посчитал, что искомая ДНК в образце есть.
ДНК через рукопожатие
Ученые из Университета Индианаполиса провели необычный эксперимент. Они пригласили двух добровольцев, попросили их пожать друг другу руку в течение двух минут, после чего одному из них дали в руки нож. Анализ показал, что на ноже была ДНК человека, который не дотрагивался до инструмента. Образца оказалось достаточно, чтобы составить ДНК-профиль и сделать вывод, что человек пользовался ножом.
Выходит, что вторичная передача человеческой ДНК через контакт распространена в большей степени, чем думали об этом ранее. ДНК человека можно с легкостью перенести с одного объекта на другой. Результаты эксперимента ученые подробно описали на страницах «Журнала судебной медицины» (Journal of Forensic Sciences).
Этот эксперимент помог в 2013 году освободить невиновного в Калифорнии. Его арестовали за подозрение в убийстве. Основным доказательством стало наличие ДНК на месте убийства. Обвинения сняли, когда установили, что ДНК обвиняемого была передана бригадой скорой помощи, которая контактировала с мужчиной, а затем приехала на место преступления.
***
На сегодняшний день химеризм зафиксирован примерно у 30 человек, а не менее пяти семей лишены отпечатков пальцев. Случаются и другие аномалии и мутации, а также ошибки медиков. Если бы правоохранители и судьи более критически относились к генетическим и дактилоскопическим исследованиям, кто знает, как закончились бы тысячи уголовных дел по всему миру.
В статье использованы материалы Центра экспертиз при Институте судебных экспертиз и криминалистики, научно-популярного портала о генетике «Мой геном», журнала National Geographic Россия, «Википедии», а также других открытых источников.