МВД разработало поправки, касающиеся дополнительного отпуска при увольнении сотрудника по болезни
Изменения направлены на исполнение постановления КС, которым признана неконституционной норма, не позволяющая однозначно установить, имеют ли право на отпуск по личным обстоятельствам сотрудники ОВД, уволенные на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе
В комментарии «АГ» одна из экспертов отметила, что из законопроекта с очевидностью следует, что теперь соответствующей категории сотрудников ОВД по желанию предоставляется отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней с сохранением денежного довольствия. Вторая указала, что формально выявленная Конституционным Судом неопределенность устранена в рамках предмета жалобы, однако данный вопрос остался за скобками изменений в отношении иных категорий государственных служащих.
МВД России разработало законопроект, которым предлагается внести поправки в Закон о службе в ОВД РФ во исполнение Постановления КС РФ № 4-П.
Как ранее писала «АГ», 14 марта 2018 г. заместитель начальника полиции УМВД РФ по г. Перми Владимир Чистяков был признан не годным к службе в связи с наличием заболевания, полученного в период ее прохождения. 19 марта он подал два рапорта: об увольнении со службы с 26 марта 2018 г. и о предоставлении предусмотренного ч. 1 ст. 63 Закона о службе в ОВД РФ отпуска по личным обстоятельствам.
Приказом ГУ МВД РФ по Пермскому краю от 20 марта 2018 г. Чистяков был уволен со со службы с 25 марта 2018 г. по п. 1 ч. 3 ст. 82 данного закона (в связи с болезнью – на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел) без предоставления отпуска.
Не согласившись с таким решением, Чистяков обратился в Конституционный Суд, указав, что ч. 1 ст. 63 Закона о службе в ОВД РФ не соответствует Конституции, поскольку исключает предоставление предусмотренного ею отпуска по личным обстоятельствам сотрудникам, увольняемым со службы по основанию, закрепленному п. 1 ч. 3 ст. 82 данного закона.
КС заметил, что термин «состояние здоровья» используется в п. 8 ч. 2 ст. 82 Закона о службе в ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ при указании на увольнение сотрудников, на основании заключения военно-врачебной комиссии признанных ограниченно годными к службе в ОВД. Соответственно, можно предположить, что упоминание в ч. 1 ст. 63 данного закона об увольнении в связи с состоянием здоровья относится только к увольнению со службы по состоянию здоровья на основании такого заключения.
В то же время, отметил Суд, прекращение служебных отношений как по п. 8 ч. 2 ст. 82 оспариваемого закона, так и по п. 1 ч. 3 этой статьи (в связи с болезнью – на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел) обусловлено изменением категории годности к прохождению службы. «Следовательно, имеются основания для оценки ч. 1 ст. 63 данного Федерального закона как предусматривающей предоставление сотруднику органов внутренних дел отпуска по личным обстоятельствам в связи с ухудшением состояния его здоровья независимо от конкретного основания увольнения», – посчитал Конституционный Суд. Таким образом, оспариваемая норма, устанавливая право сотрудников ОВД на отпуск по личным обстоятельствам при стаже службы в календарном исчислении 20 лет и более в год увольнения со службы в связи с состоянием здоровья, не позволяет однозначно определить, каким сотрудникам, с учетом категории их годности к службе и основания увольнения, такой отпуск должен быть предоставлен.
Суд указал федеральному законодателю на необходимость незамедлительно принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания признанного неконституционным положения.
Проектом закона МВД России предусматриваются поправки в ч. 1 ст. 63 Закона о службе в ОВД РФ, в соответствии с которыми сотруднику ОВД при стаже службы 20 лет и более в любой год из последних трех лет до достижения им предельного возраста пребывания на службе либо в год увольнения со службы будет предоставляться по его желанию отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 дней с сохранением денежного довольствия в соответствии с п. 8 и 11 ч. 2 или п. 1 ч. 3 ст. 82 настоящего закона. В действующей редакции отпуск предусматривается в связи с состоянием здоровья или в связи с сокращением должности в органах внутренних дел.
При этом ст. 89 Закона о службе в ОВД РФ («Порядок увольнения со службы в органах внутренних дел и исключения из реестра сотрудников органов внутренних дел») предлагается дополнить положением о том, что увольнение сотрудника в соответствии с п. 2 ч. 1 и п. 1 ч. 3 ст. 82 закона не допускается в период пребывания в отпуске, предусмотренном ч. 1 ст. 63 данного закона.
В комментарии «АГ» руководитель практики ФБК Legal Александра Герасимова отметила, что формально выявленная Конституционным Судом неопределенность устранена в рамках предмета жалобы. «Что касается иных категорий государственных служащих, данный вопрос остался за скобками изменений. Логика законодателя может быть обусловлена тем, что по ним Конституционный Суд нормы на соответствие Конституции не проверял», – заметила она.
Адвокат АК «Бородин и партнеры» Ольга Рогачёва указала, что из проекта закона с очевидностью следует, что сотруднику органов внутренних дел при стаже службы в календарном исчислении 20 лет и более в любой год из последних трех лет до достижения им предельного возраста пребывания на службе в ОВД либо в год увольнения со службы по состоянию здоровья и в связи с сокращением должности, замещаемой сотрудником, или в связи с болезнью предоставляется по его желанию отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней с сохранением денежного довольствия.