Госдума РФ приняла пакет законов о «регуляторной гильотине»
МОСКВА, 22 июл — РАПСИ. Госдума РФ приняла в третьем (окончательном) чтении законопроекты о так называемой «регуляторной гильотине», которые лягут в основу реформы контрольно-надзорной деятельности — «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле Российской Федерации» и «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
Как ранее пояснила, согласно сообщению фракции «Единая Россия», председатель комитета по контролю и регламенту Ольга Савастьянова, закон об «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» по сути запускает процесс работы с обязательными требованиями, которые должны соблюдать люди, подпадающие под государственный контроль и муниципальный контроль и надзор. Эта работа должна теперь осуществляться на постоянной основе.
Предполагается, что до 1 января 2021 года должны быть отменены ранее принятые нормативно-правовые акты и утверждены новые актуализированные требования. «Сейчас они в обязательном порядке все должны проходить оценку регулирующего воздействия на предмет, к каким последствиям это может привести и насколько целесообразны эти требования», — уточнила депутат.
Очень важна, как считает глава комитета, предсказуемость действий по введению новых требований, эти решения теперь можно будет принимать два раза в год — 1 марта и 1 октября. При этом нельзя будет вводить новые требования ранее трех месяцев после дня их официального опубликования. Утвержденные обязательные требования могут действовать в течение не более шести лет. То есть по истечении этого времени или в течение этого времени они также должны быть рассмотрены и переутверждены. Прописано также требование к контрольно-надзорным ведомствам о предоставлении на публичное обсуждение доклада о проведенной работе.
Государственный и муниципальный контроль
Суть закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле Российской Федерации», по словам главы комитета, заключается в том, чтобы уйти от ненужных формальных необоснованных затратных проверок, существующих на сегодняшний день. Поэтому в его основе — риск-ориентированный подход, который предполагает выстроить работу контрольно-надзорных органов на упреждение и предупреждение возможных проявлений рисков и ущерба, нанесения вреда.
В законе, по ее словам, предусмотрено, что в отношении организаций, подпадающих под категорию низкого риска, проверки вообще проводиться не будут. Депутат выразила уверенность, что это позволит уделять больше времени и внимания тем, кто находится в зоне особого риска или является проблемным.
«Очень большое внимание в законопроекте уделено вопросам профилактики, и теперь контрольно-надзорные ведомства будут обязаны эту работу проводить в соответствии с законом, утверждая ежегодно соответствующий план. Но для тех организаций и лиц, которые находятся под контролем, эти нормы добровольные», — уточнила Савастьянова.
По мнению депутата, важно, что в законопроекте предусмотрена норма, запрещающая проводить оценку качества результатов деятельности контрольно-надзорных органов на основе количественных показателей, таких, как количество проведенных проверок, мероприятий, выписанных штрафов и объемов этих штрафов: «Мы всегда говорили о том, что так называемая «палочная система» достаточно ущербная. Законом запрещается такие показатели учитывать».
Также в законе большое внимание уделяется вопросам информационных технологий с тем, чтобы уйти от затратных и ненужных запросов той информации, которая уже на сегодняшний день есть в открытых источниках.
«Ряд очень важных норм посвящен независимой оценке и привлечению негосударственных форм контроля. Также мы предусмотрели ряд норм в части негосударственных форм контроля, которые касаются и вопросов договоров страхования риска, и вопросов независимой оценки», — добавила она.
Предусмотрена также норма о ежегодном отчете Правительства РФ, который будет предоставляться в Федеральное собрание — Госдуму и Совет Федерации. Доклад должен содержать сведения о том, каким образом ведется работа, какие есть проблемы, есть ли какие-то вопросы, которые потребуют дополнительного законодательного регулирования.
«Так как два закона достаточно непростые, закон об обязательных требованиях вступает в силу с 1 ноября этого года, закон о контрольно-надзорной деятельности — с 1 июля 2021 года, а также вступят в силу ряд дополнительных норм, мы считаем, что должен быть серьезный системный парламентский контроль за этими вопросами», — заявила депутат.
Поэтому вместе с законопроектами комитетом подготовлены проекты постановлений, в которых будут прописаны конкретные сроки предоставления информации и нормативно-правовых актов, которые важны, чтобы вовремя заработали законопроекты.