Можно ли получить биткоины по наследству


Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов

Национальная технологическая инициатива сообщила о создании сервиса, который позволит передавать по наследству любую цифровую информацию. Рабочее название проекта — «капсула времени». Сейчас наследовать биткоины по закону проблематично, практика еще не сложилась, да и законы недостаточно регулируют этот вопрос. Что нужно, чтобы исправить ситуацию, рассказали юристы.

Российские программисты разрабатывают ресурс «капсула времени» на основе блокчейна, сообщило «РИА «Новости». Сервис позволит хранить любую важную цифровую информацию, например, пароли от соцсетей или ключи к криптовалютным кошелькам. Получить доступ к платформе можно будет через сайт, а передать данные наследникам — не раньше, чем через полгода после их размещения.

Информация, по сообщению, будет храниться в зашифрованном виде в распределенном реестре — это самый надежный способ хранения и передачи данных, который исключает контроль за ними со стороны администратора. В «капсулу времени», как говорят создатели, можно будет загрузить любые файлы: фото, тексты, видео, карты с координатами ценных вещей. Для этого пользователь должен будет отправить наследнику зашифрованную ссылку, а капсула времени активизируется не раньше указанного наследодателем срока. Детали технологических цепочек и степеней защиты «капсулы времени» пока находятся в стадии доработки.

Инициатива отвечает логике технологического развития, но пока сложно исполнима, поскольку криптовалюты слабо урегулированы законом. Например, законопроект «О налогообложении криптовалюты» (№ 1065710-7) только находится на рассмотрении Госдумы, а о том, что криптоактивы надо внести в ГК, пока только говорят. Сейчас все регулирование в этой сфере ограничивается определением цифровых прав (ст. 141.1 ГК) и цифровых финансовых активов. Наследование в такой ситуации нельзя назвать решенной проблемой. И создание цифровой платформы может лишь частично ее решить, полагают эксперты, опрошенные Право.ru.

Законодатель сконструировал норму п. 1 ст. 141.1 ГК как бланкетную, то есть дал возможность неограниченного толкования цифровых прав, но исчерпывающего толкования пока нет. Статья устанавливает, что «цифровыми правами являются «обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам».

Проблемы наследования криптоактивов

Нина Шолтаева, юрист S&K Вертикаль

S&K Вертикаль

Федеральный рейтинг.

группа
Семейное и наследственное право

группа
Управление частным капиталом

группа
Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market)

группа
Банкротство (включая споры)

группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения

18место
По выручке

25-27место
По количеству юристов

6место
По выручке на юриста (более 30 юристов)

×

, говорит, что к цифровым финансовым активам должны применяться положения части 3 ГК, регулирующие наследственное право, но судебная практика еще не сложилась. По словам Шолтаевой, доступу к социальным сетям умерших мешает тайна переписки, закрепленная в ст. 23 Конституции и ст. 63 закона «О связи». Именно этим руководствовался ВС в определении от 16 октября 2019 года № 308-ЭС19-17751. Тогда судья отказался передавать в коллегию жалобу финансового управляющего, который требовал предоставить пароли от нескольких сервисов.

Чуть ли не единственное решение проблемы с доступом наследников к цифровым активам – указать цифровые активы и пароли в завещании.

Нина Шотаева, юрист S&K Вертикаль

Чуть больше полугода назад вступила в силу новая редакция ст. 97 «Основ законодательства о нотариате». Она закрепила в качестве нотариального действия принятие на хранение файлов с электронными документами, напоминает старший юрист налоговой практики Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP

Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP

Федеральный рейтинг.

группа
ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование

группа
ГЧП/Инфраструктурные проекты

группа
Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство

группа
Интеллектуальная собственность (включая споры)

группа
Комплаенс

группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения

группа
Международный арбитраж

группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры)

группа
Природные ресурсы/Энергетика

группа
ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)

группа
Транспортное право

группа
Фармацевтика и здравоохранение

группа
Финансовое/Банковское право

группа
Цифровая экономика

группа
Антимонопольное право (включая споры)

группа
Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market)

группа
Международные судебные разбирательства

группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)

группа
Трудовое и миграционное право (включая споры)

группа
Семейное и наследственное право

группа
Уголовное право

группа
Управление частным капиталом

группа
Банкротство (включая споры)

3место
По выручке

3место
По количеству юристов

5место
По выручке на юриста (более 30 юристов)

Профайл компании

×

Дмитрий Кириллов.

Нотариусу можно передать на хранение, например, приватный ключ к криптокошельку или файл с паролями или кодами доступа. Он будет идентифицирован свидетельством и его вполне можно упомянуть в завещании.

Дмитрий Кириллов, старший юрист налоговой практики Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP

Адвокат Игорь Гуськов, советник юрфирмы Guskov & Associates, отмечает, что при наследовании цифровых активов возникают два принципиальных вопроса: 

  • как достоверно определить, что собственником являлся наследодатель;
  • как передать актив наследнику. 

Например, криптовалюта хранится на биржах или в цифровых кошельках (так называемые «горячие кошельки»), а часто – в локальных хранилищах на флешке или даже на бумаге в виде кода («холодные кошельки»).

В случае с «горячим кошельком» на бирже сама биржа может помочь в передаче цифровой валюты наследникам. Но на бирже, как правило, хранятся оборотные криптоактивы, а основные накопления для безопасности держатся в «холодном кошельке». Он полностью анонимен и доступ к нему имеет только тот, кто знает специальный пароль. Алгоритм построен так, что даже создатель хранилища не может получить доступ к кошельку без ключа, то есть без пароля ни о каком наследовании говорить вообще нельзя. 

Но если сервис для передачи цифровых данных будет просто хранилищем данных, к которым смогут получить доступ третьи лица, он никому не будет нужен.

Игорь Гуськов, советник юрфирмы Guskov & Associates

По мнению Гуськова,  держатели цифровых активов воспримут цифровую систему наследования, только если она будет децентрализованной, то есть данные действительно будут храниться в блокчейне, а не на главном сервере. Таким образом информация будет защищена от доступа, в первую очередь, по решению суда или правоохранительных органов.

Метки записи:   ,
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля