Может ли медорганизация с лицензией на проведение медосмотров и без лицензий по УЗИ, КЛД и другим конкретным медуслугам проводить обязательный медосмотр?
Может ли медорганизация с лицензией на проведение медосмотров и без лицензий по УЗИ, КЛД и другим конкретным медуслугам проводить обязательный медосмотр?
6 октября 2021
AntonMatyukha / Depositphotos.com |
Для участия в закупках услуг по проведению медицинского профосмотра (периодического) сотрудников заказчика достаточно иметь лицензию на осуществление медицинских осмотров (предварительных, периодических), экспертизы профпригодности, и необязательно иметь отдельные лицензии по лабораторной диагностике, клинической лабораторной диагностике, ультразвуковой диагностике, психиатрии, наркологии и других видах деятельности, даже если они входят в состав обследований, проводимых при проведении периодических медосмотров в соответствии с Порядком проведения обязательных медосмотров работников.
Правовая позиция сформулирована судами трех инстанций и поддержана Верховным Судом РФ в деле по оспариванию решения УФАС – антимонопольный орган нашел нарушение ч. 6 ст. 31 (ч. 6 ст. 66) Закона о контрактной системе в том, что заказчик (детсад компенсирующего вида), размещая заказ на закупку услуг по медосмотру своих сотрудников, потребовал от участников закупки наличие следующих лицензий на оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях:
- по акушерству и гинекологии,
- по бактериологии,
- по паразитологии,
- по психиатрии,
- по наркологии,
- по дерматовенерологии,
- по клинической лабораторной диагностике;
- по оториноларингологии (за исключением кохлеарной имплантации);
- по стоматологии общей практики;
- по ультразвуковой диагностике;
- по функциональной диагностике;
- по профпатологии;
- по гигиеническому воспитанию;
- по офтальмологии,
- а также лицензию по терапии при оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях.
В защиту своей позиции детсад ссылался на требования Приказа 302н (он действовал в момент закупки):
- порядок проведения обязательных предварительных и периодических медосмотров работников утвержден данным Приказом,
- все конкретные медуслуги, лицензия на которые запрашивалась садиком у участников, поименованы в Приказе 302н в качестве обязательных обследований,
- следовательно, требование о наличии лицензий на эти выполняемые медицинские работы/услуги соответствуют и Приказу 302н, и действующему законодательству РФ в целом.
Однако УФАС, а за ним и суды указали на следующее:
- согласно подп. 4 и 5 Приказа 302н медосмотры проводятся медорганизациями, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профпригодности, для проведения осмотра медицинской организацией формируется постоянно действующая врачебная комиссия, в состав которой включаются врач-профпатолог, а также врачи-специалисты, прошедшие в установленном порядке повышение квалификации по специальности "профпатология" или имеющие действующий сертификат по специальности "профпатология";
- в рассматриваемом случае предметом спорного аукциона является оказание услуг по проведению медицинского профосмотра (периодического) сотрудников детсада компенсирующего вида;
- обследования врачей-специалистов, а также медуслуги по лабораторной диагностике, клинической лабораторной диагностике, ультразвуковой диагностике; гигиеническому обучению, паразитологии, бактериологии, наркологии, других видах деятельности, поименованных в документации об аукционе, входят в состав обследований, проводимых при проведении периодических медицинских осмотров в соответствии с Приказом N 302н, и не являются самостоятельным предметом закупки;
- при таких обстоятельствах наличие у участников закупки лицензии на осуществление медицинских осмотров (предварительных, периодических), экспертизы профпригодности соответствует положениям п. 4 Приказа 302н и является исчерпывающим условием для соответствия участников п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Верховный Суд РФ отказал садику в пересмотре дела (Определение Верховного Суда РФ от 20 сентября 2021 г. № 307-ЭС21-16017).