Минюст предложил дифференцировать ответственность за коррупционные преступления
Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов
В новом законопроекте Минюст предлагает смягчить ответственность за обещание или предложение посредничества во взяточничестве и коммерческом подкупе. Сейчас за такие действия в законе установлено более строгое наказание, чем за само такое посредничество. Кроме того, хотят добавить квалифицирующий признак в норму о незаконном участии в предпринимательской деятельности. А именно в качестве отдельных субъектов преступления выделить лиц, которые занимают федеральные и региональные госдолжности либо позицию главы органа местного самоуправления. Юристы по-разному оценивают эту новеллу.
7 ноября на Федеральном портале проектов НПА разместили законопроект Минюста о поправках в УК. Изменить хотят три статьи о преступлениях в сфере экономики и против госвласти.
Добавить квалифицирующий признак и разграничить ответственность
Первое нововведение касается ст. 289 УК о незаконном участии в предпринимательской деятельности. Если должностное лицо создало коммерческую организацию либо управляет ей лично или через доверенного — вопреки законодательному запрету, а заодно предоставляет льготы и преимущества или в целом покровительствует, то ему назначат разные меры наказания: штраф до 300 000 руб. (или в размере доходов осужденного за период до двух лет) или лишение свободы на срок до двух лет.
В норму предлагают добавить вторую часть, чтобы определить наказание для лиц, которые занимают должность федерального уровня, уровня субъекта России либо главы органа местного самоуправления. Если их действия подпадут под ст. 289 УК, то возможными наказаниями будут:
- штраф от 200 000 до 500 000 руб. (или в доходов осужденного за период от года до трех лет);
- принудительные работы на срок до четырех лет и одновременно лишение права занимать определенные должности и вести определенную деятельность на срок до пяти лет или без такового;
- лишение свободы на срок до четырех лет и, возможно, тоже запрет замещения должностей.
В пояснительной записке к инициативе указали: сейчас в ст. 289 нет квалифицирующих признаков, поэтому ответственность за преступление не меняется в зависимости от его характера и степени общественной опасности. При этом в других статьях, где субъекты тоже должностные лица, есть механизмы дифференциации ответственности. Например, в ст. 285 («Злоупотребление должностными полномочиями»), ст. 286 («Превышение должностных полномочий»), ст. 290 («Получение взятки») УК. Поэтому одна из целей законопроекта — унифицировать нормы об ответственности за должностные преступления.
Устранить диспропорцию
Еще в законопроекте хотят устранить диспропорцию в ст. 291.1 УК о посредничестве во взяточничестве и ст. 204.1 УК о посредничестве в коммерческом подкупе.
Сейчас, как следует из ч. 1 ст. 291.1, за посредничество во взятке лишают свободы на срок до четырех лет со штрафом до двадцатикратной суммы взятки или без него. А вот согласно ч. 5 статьи, за обещание или предложение такого посредничества максимальное наказание — лишение свободы на срок до семи лет со штрафом до тридцатикратной суммы взятки или без него и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
В пояснительной записке отметили, что по логике уголовного закона наказание за обещание и предложение посредничества в даче взятки не может равняться или превышать наказание за само посредничество. Поэтому ответственность за обещание или предложение хотят смягчить: например, лишать свободы на срок до трех лет и штрафовать в размере до десятикратной суммы взятки или без такового.
Разграничить наказание хотят и за обещание или предложение посредничества в коммерческом подкупе. Сейчас по ч. 1 ст. 204.1 УК за посредничество могут наказать вплоть до лишения свободы на срок до двух лет со штрафом до пятикратной суммы подкупа или без такового. А за обещание или предложение таких действий (ч. 4) лишают свободы на срок до четырех лет со штрафом до пятнадцатикратной суммы подкупа или без такового и ограничивают право занимать должности или вести определенную деятельность на срок до трех лет. В новелле же предлагают:
- увеличить допустимый срок лишения свободы до трех лет за само посредничество;
- снизить срок лишения свободы до двух лет со штрафом в размере до пятикратной суммы подкупа или без такового за обещание или предложение посредничества (а не лишать свободы на четыре года, как сейчас).
По мнению авторов законопроекта, эти изменения позволят более логично наказывать за разные преступления.
Снижение максимального срока наказания автоматически снижает тяжесть преступлений. Если поправки примут, деяния по ч. 5 ст. 291 УК будут считаться преступлением небольшой тяжести, как и по ч. 4 ст. 204.1 УК.
Мнение юристов
Опрошенные Право.ru юристы положительно оценили поправки к ст. 289 УК. Они станут важным средством борьбы со сращиванием бизнеса и государства, полагает адвокат Николай Титов, соучредитель юридической компании A.Т. Legal
A.Т. Legal
Федеральный рейтинг.
группа
Банкротство (включая споры) (mid market)
группа
Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market)
×
Когда в бизнес-деятельность вовлечены чиновники высшего ранга, это грозит намного более серьезными последствиями, подчеркнул он. Такие изменения логичны и правильны, но едва ли приведут к значимым переменам в уголовной практике, так как количество уголовных дел подобной категории незначительно, добавляет адвокат Александр Погодин, член президиума и заместитель заведующего Бюро адвокатов «Де-юре»
Бюро адвокатов «Де-юре»
Федеральный рейтинг.
группа
Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market)
группа
Банкротство (включая споры) (mid market)
группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции
группа
Семейное и наследственное право
группа
Уголовное право
группа
Природные ресурсы/Энергетика
группа
Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство
8место
По количеству юристов
13место
По выручке на юриста (более 30 юристов)
15место
По выручке
Профайл компании
×
Менее строгое наказание за обещание посредничества, чем за само деяние, отвечает как логике уголовного законодательства, так и здравому смыслу, констатирует Погодин. Кроме того, это снизит риски необоснованного уголовного преследования: сейчас при оперативно-разыскных действиях часто используют провокации, а понятие посредничества толкуют весьма широко. Перевод этих составов в преступления меньшей тяжести сведет на нет применение такой жесткой меры пресечения, как заключение под стражу. Возможно, благодаря этому угрозы арестом перестанут использовать для давления на фигурантов, указывает Погодин.
Это правильно, логично и оправдано, поскольку данные нормы предусматривают ответственность не за действия, а за разговоры, то есть гипотетическую прелюдию к действиям.
Бюро адвокатов «Де-юре»
Федеральный рейтинг.
группа
Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market)
группа
Банкротство (включая споры) (mid market)
группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции
группа
Семейное и наследственное право
группа
Уголовное право
группа
Природные ресурсы/Энергетика
группа
Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство
8место
По количеству юристов
13место
По выручке на юриста (более 30 юристов)
15место
По выручке
Профайл компании
×
Противоположной позиции придерживается Николай Титов: по его мнению, такие изменения нельзя оправдать ни правовыми, ни фактическими соображениями. С одной стороны, теперь обещания посредничества во взяточничестве будет легче выявить. Снижение категории тяжести упростит освобождение от ответственности в связи с деятельным раскаянием, а значит, даст обвиняемым стимул сотрудничать со следствием.
С другой стороны, нет убедительных данных, что это снизит степень общественной опасности посредничества во взяточничестве, указывает Титов. В случае принятия поправок потенциальное наказание за такие действия перестанет быть эффективной превентивной мерой.
Законопроект о внесении изменений в статьи 204.1, 289 и 291.1 УК