Минэкономразвития предлагает не соблюдать тайну связи, если это необходимо для развития технологий
Опубликован проект поправок в законодательство о связи, персональных данных и об основах охраны здоровья граждан, необходимых, по мнению ведомства, для реализации нового закона о «регуляторных песочницах»
Один из экспертов подчеркнул, что при разработке программ экспериментальных правовых режимов нужно искать баланс интересов, чтобы, с одной стороны, не нарушить права граждан, а с другой, способствовать развитию новых технологий. По словам другого, «регуляторные песочницы» могут серьезно затронуть права субъектов персональных данных.
Для реализации нового закона о «регуляторных песочницах» Минэкономразвития предлагает внести существенные корректировки в законодательство о связи, персональных данных и об основах охраны здоровья граждан.
Министерство подробно объяснило, для чего нужны поправки
17 июля Минэкономразвития опубликовало для общественного обсуждения законопроект о внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Закона об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в РФ.
Указанный закон, как ранее сообщалось, принят в третьем чтении 22 июля (проект № 922869-7). Согласно ч. 3 ст. 5 данного нормативного акта специальное правовое регулирование может исключать или изменять действие положений федерального закона только в случае, если это прямо предусмотрено данным федеральным законом. Для функционирования «регуляторных песочниц» в сфере искусственного интеллекта и больших данных Минэкономразвития предлагает закрепить соответствующие случаи в законах об основах охраны здоровья граждан, о связи и о персональных данных.
Перечень предлагаемых изъятий, как указано в пояснительной записке, обусловлен «выявлением конкретных требований, препятствующих появлению или апробации соответствующих цифровых инноваций». Разработчики утверждают, что при подготовке законопроекта опирались на предложения предпринимателей, которые планируют использовать «регуляторные песочницы» для конкретных проектов.
В пояснительной записке отражены две таких разработки. Первая – внедрение использующих технологии искусственного интеллекта систем для поддержки принятия врачебных решений (ассоциация «Национальная база медицинских знаний» совместно с негосударственным институтом развития «Иннопрактика»). Предполагается, что эта разработка поможет при диагностировании заболеваний, мониторинге состояния пациента, назначении и корректировке лечения.
Авторы законопроекта отмечают, что технологии искусственного интеллекта (ИИ), применяемые в медицинских целях, являются программным обеспечением и относятся к категории медицинских изделий. Однако текущее нормативное регулирование не учитывает специфику ИИ, из-за этого существенно затрудняются процессы экспертизы качества и безопасности, а также госрегистрации новых медицинских изделий с применением технологий искусственного интеллекта.
Отмечается, что медицинское изделие с ИИ в любом случае работает с данными пациентов. Разработчикам необходим доступ к таким данным, однако действующее законодательство не предусматривает эффективного способа обработки, поскольку получение «так называемого бесшовного согласия», которое давалось бы субъектом персональных данных лишь один раз, не предусмотрено. Получение же множества согласий создает неприемлемые издержки, так как речь идет об анализе данных тысяч пациентов. Это, по мнению Минэкономразвития, тормозит развитие отрасли и не позволяет совершить «качественный прорыв в эффективности системы здравоохранения». Для этого ведомство предлагает скорректировать законы о персональных данных и об основах охраны здоровья граждан.
Второй указанный в пояснительной записке проект – сервис для малого и среднего бизнеса по подбору оптимальных сфер и мест деятельности на базе больших данных от некоммерческой организации «Ассоциация больших данных». Предполагается, что обработка обезличенных данных из различных источников позволит на основе предиктивной аналитики дать рекомендации, которые предприниматели смогут использовать для выбора сферы и места открытия предприятия, а также для повышения эффективности уже имеющегося бизнеса. Минэкономразвития полагает, что за счет оптимизации бизнес-процессов и обеспечения доступа к продуктам продвинутой бизнес-аналитики эта система сможет обеспечить ускоренное развитие малого и среднего предпринимательства в РФ. На данный момент реализовать проект невозможно из-за норм законов о связи и персональных данных.
Содержание поправок
В Законе о связи Минэкономразвития предлагает указать, что положения п. 1 ст. 53 и п. 1, 2 ст. 63 данного акта применяются, если иное не установлено программой экспериментального правового режима. При этом согласно п. 1 ст. 53 сведения об абонентах и оказываемых им услугах связи, ставшие известными операторам связи в силу исполнения договора об оказании услуг связи, являются информацией ограниченного доступа и подлежат защите. Пункт 1 ст. 63 обязывает операторов обеспечить соблюдение тайны связи. В соответствии с п. 3 той же статьи, по общему правилу, только на основании решения суда осуществляется ознакомление с информацией и корреспонденцией, передаваемыми по сетям электросвязи и сетям почтовой связи. То же правило действует в отношении осмотра почтовых отправлений, их вскрытия и осмотра вложений.
Кроме того, предлагается разрешить субъектам экспериментальных правовых режимов не соблюдать ряд установленных Законом о персональных данных ограничений, если такая возможность будет отражена в программе соответствующего режима. Так, в случае принятия законопроекта будет допустима обработка персданных в не определенных заранее целях, в том числе и не совместимых с целями сбора таких данных. Станет возможным объединение баз персональных данных, обработка которых осуществляется в не совместимых между собой целях, а также обработка персональных данных в не указанных в законе случаях (ч. 2, 3 ст. 5 и ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных).
Правительство сможет исключить действие в рамках «регуляторной песочницы» правила ч. 2, 4, 6, 8 ст. 9 Закона о персональных данных, посвященной согласию на обработку указанной информации. Часть 4 данной статьи указывает на то, что обработка персданных осуществляется только с письменного согласия соответствующего гражданина.
Предполагается допустимым не соблюдать и требования ч. 1 ст. 10 того же нормативного акта, согласно которым обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, не допускается (исключения из этого правила установлены в ч. 2 и 2.1 ст. 10 Закона о персональных данных).
Аналогичное изъятие может быть признано правомерным и для биометрических персданных (ч. 1 ст. 11 Закона о персональных данных): субъект «регуляторной песочницы» сможет обрабатывать такие сведения без согласия гражданина.
Что касается норм Закона об основах охраны здоровья граждан, то предлагается разрешить не применять ч. 1 ст. 13, ст. 36.1, ч. 15 ст. 37 и ч. 3, 4, 8 ст. 38 данного акта. Две последние статьи касаются использования медицинских изделий. Статья 36.1 регулирует особенности медпомощи в рамках клинической апробации. Более значимый вопрос затрагивает ч. 1 ст. 13, согласно которой сведения, полученные в ходе медицинского обследования и лечения, относятся к врачебной тайне.
Эксперты «АГ» обеспокоены инициативой
Старший юрист Eversheds Sutherland Иван Кайсаров согласился с тем, что появление законопроекта вполне логично: Закон об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций позволяет изменять регулирование, только если изменяемый федеральный закон это позволяет. «Интересно, что данный законопроект предлагает возможности для исключения норм о тайне связи. Также возможно исключение действия положений о том, что обрабатывать персональные данные можно только при наличии законных оснований: согласия, договора и тому подобного», – указал он.
В Законе об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций указано, что «регуляторные песочницы» не могут нарушать права и свободы граждан, заметил эксперт. «Поэтому при разработке программ экспериментальных правовых режимов нужно будет всегда искать баланс интересов, чтобы, с одной стороны, не нарушить и не ограничить свободы граждан, а с другой, способствовать развитию новых технологий. Нужно будет пройти буквально между Сциллой и Харибдой. Требуется достаточно высокий уровень юридической техники при разработке программы и очень взвешенный подход. Надеюсь, что он всякий раз будет найден без ущемления прав как граждан, так и участников экспериментальных правовых режимов», – подчеркнул Иван Кайсаров.
Старший юрист, руководитель практики IP/ IT юридической фирмы Maxima Legal Максим Али заметил, что законопроект содержит достаточно серьезные изъятия, в том числе в части защиты «приватности» граждан. «Несмотря на то что Закон об экспериментальных правовых режимах декларирует в качестве первого принципа недопустимость ограничения конституционных прав граждан, такие ограничения мы видим уже в статье 1 рассматриваемого законопроекта: в рамках экспериментального режима может быть ограничена даже тайна связи, гарантированная Конституцией», – указал эксперт.
Аналогичная ситуация наблюдается и с персональными данными, защита которых тесно связана с неприкосновенностью частной жизни, личной и семейной тайной, добавил он. «Экспериментальный правовой режим может серьезно затронуть права субъектов персональных данных. Например, экспериментальным режимом может “отключаться” возможность отзыва согласия на обработку персональных данных. Есть и ряд других нюансов, например возможность изменять требования к форме согласия на обработку персональных данных, – очевидно, что речь идет о сокращении перечня таких требований. Из этого можно сделать вывод, что в силу информированности и сознательности согласия пользователи должны быть заранее предупреждены обо всех последствиях участия в проекте в рамках экспериментального правового режима», – убежден Максим Али.