Легализация параллельного импорта в России
Легализация параллельного импорта в России
15 апреля 2022
Маргарита Сазонова
© kchungtw / Фотобанк Фотодженика |
В этом материале:
- Что собой представляет параллельный импорт?
- Как он был легализован в России?
- Чем руководствовались государственные органы, поддержавшие легализацию параллельного импорта?
- Какие проблемы могут возникнуть после легализации параллельного импорта?
Государство предприняло ряд мер в целях снижения нагрузки на российский сектор экономики и в качестве контрсанкционного ответа. Наиболее значимой мерой в сфере интеллектуальной собственности стала частичная легализация Правительством РФ параллельного импорта. В нашем материале разберем, в чем заключается его особенность, рассмотрим мнение экспертов, какие есть плюсы и минусы параллельного импорта, а также разберем проблемы реализации его на практике.
Что такое параллельный импорт
Параллельный импорт (его еще называют "серым") – это ввоз из-за границы в Россию оригинальных товаров без согласия правообладателя. Такое определение было сформулировано Конституционный суд РФ, который в 2018 году запретил изымать из оборота и уничтожать оригинальные товары надлежащего качества, указав, что следование правообладателем режима санкций против России может рассматриваться как недобросовестное поведение (Постановление Конституционного Суда РФ от 13 февраля 2018 г. № 8-П). Как объяснила в ходе XXII Форума "Интеллектуальная собственность Россия и СНГ" Infor-media, информационным партнером которого выступила компания "ГАРАНТ", руководитель Центра по защите интеллектуальной собственности и информации "Группа Черкизово" Татьяна Давыденко, параллельный импорт связан с исчерпанием права, то есть режимом, когда правообладатель не может запретить ввоз легальной продукции, на которой используется его товарный знак.
Некоторые представляют легализацию параллельного импорта как легализацию контрафакта, однако с юридической точки зрения это разные понятия. Напомним, что контрафакт (от франц. Contrafaction – "подделка") в общем смысле понимают как фальсификацию оригинального объекта интеллектуальной собственности. Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными (п. 1 ст. 1515 ГК РФ). Однако параллельный импорт – это ввоз из-за границы на территорию государства оригинальных товаров, но без согласия правообладателя. Согласно позиции Минпромторга РФ1, параллельный импорт не означает легализацию контрафакта, а ввоз на территорию России оригинальной продукции через альтернативные каналы.
Легализация параллельного импорта
30 марта 2022 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 29 марта 2022 года № 506, которое разрешило ввоз в страну востребованных оригинальных товаров иностранного производства без согласия правообладателей. Другими словами, постановление отменило ответственность за параллельный импорт – теперь установлено, что положения подп. 6 ст. 1359 и 1487 ГК РФ не будут применяться в отношении ряда товаров. Такие меры были предприняты в соответствии с новым законом, который разрешил Правительству РФ принимать решения по вопросу установления перечня товаров, в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (п. 13 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 8 марта 2022 г. № 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). В свою очередь Правительство наделило Минпромторг России полномочиями по утверждению перечня товаров, в отношении которых не применяются отдельные положения гражданского законодательства (п. 1 постановления Правительства РФ от 29 марта 2022 года № 506). Список таких товаров министерство должно формировать на основании предложений федеральных органов исполнительной власти.
Стоит обратить внимание, что параллельный импорт не является новеллой в российском праве. В 2008 году в ГК РФ появилась норма, которая закрепила, что использование товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории России правообладателем или с его согласия не является нарушением исключительного права на этот товарный знак (ст. 1487 ГК РФ). Позже был регламентирован принцип исчерпания исключительного права на товарный знак на территориях государств-членов Евразийского экономического союза (Протокол об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности (приложение № 26 к Договору о Евразийском экономическом союзе). Напомним, в союз входят пять государств: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.
Несмотря на то, что на данный момент нет утвержденного перечня товаров, к которым применяются нормы о параллельном импорте, по словам Татьяны Давыденко таможенные органы уже с 1 апреля 2022 года начали получать распоряжение не останавливать параллельный импорт из недружественных стран. Напомним, перечень таких стран утвержден Правительством РФ и включает 48 стран (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 № 430-р). Среди них: США, страны ЕС, Великобритания, Япония, Швейцария и другие.
Мнение представителей государства
По мнению Правительства РФ2, принятое решение в условиях внешних ограничений поможет обеспечить внутренний рынок востребованными товарами и позволит стабилизировать цены на них. При власти утверждают, что в отношении товаров, перечень которых будет сформирован Минпромторгом России, будут осуществляться все необходимые в соответствии с законом таможенные и контрольные процедуры. Также Правительство РФ заверило, что продукция, ввозимая в Россию в рамках параллельного импорта, будет подлежать гарантированному обслуживанию. Однако дополнительных разъяснений по вопросу реализации гарантированного обслуживания предоставлено не было.
В пользу легализации параллельного импорта выступил Минпромторг России. По словам министерства, в условиях разрыва сложившихся логистических цепочек, параллельный импорт позволит насытить внутренний рынок продукцией (в том числе ввезенной из-за границы), а также стабилизировать цены на различные группы товаров. Аналогичной позиции придерживается антимонопольная служба: руководитель ФАС России Максим Шаскольский отметил, что легализация параллельного импорта будет способствовать увеличению количества хозяйствующих субъектов, импортирующих товар в Россию3. Положительно высказываются и некоторые представители крупного бизнеса: так, по словам основателя и генерального директора Wildberries Татьяны Бакальчук, параллельный импорт станет эффективной мерой поддержки потребителей и предпринимателей в России. Для первых будет открыт доступ к более широкому ассортименту товаров высокого качества по адекватным ценам, а бизнес получит возможность легального иностранных товаров без оформления дополнительных разрешений, считает она.
Спорные вопросы реализации параллельного импорта
Прогнозировать то, как параллельный импорт будет реализован на практике, на данный момент затруднительно. Однако уже сейчас можно сформировать ряд потенциально положительных моментов. Так, например, руководитель группы разработки и развития проектов "Фольксваген Груп Рус" Анна Зимина отметила, что благодаря параллельному импорту может быть доступен ввоз востребованных оригинальных товаров, недоступных в России, что также может повлиять на снижение их цен.
Однако данное нововведение оставляет широкий круг открытых вопросов того, как будет реализован параллельный импорт в новом виде. Анна Зимина выделила среди основных вопросов срок действия периода действия изъятий из национального принципа исчерпания права. Обеспокоенность также вызывает вопрос стабильности приказа ФОИВ как конечного НПА – такие акты достаточно быстро заменяют друг друга. Эксперт также рассматривает теоретическую проблему – соотношение описания товаров в Приказе Минпромторга России и атрибутивный состав ТРОИС. Она также считает, что у представителя правообладателя появляется новая роль в оценке статуса продукции с товарным знаком. Все это потенциально может негативно повлиять на снижение контроля за импортом товаров, увеличение количества контрафакта и снижение контроля качества продукции, так как теперь ввоз товара из-за границы будет осуществляться не авторизированными дистрибьюторами, отмечает эксперт. Негативно это повлияет и на правообладателей: им будет труднее отследить и доказать нарушение их интеллектуальных прав на товарные знаки и патенты. Все это может потенциально сделать рынок России непривлекательным для зарубежных правообладателей.
Если толковать постановление Правительства РФ от 29 марта 2022 года № 506, то можно говорить о том, что оно отменяет даже национальное исчерпание права, считает Татьяна Давыденко. Эксперт приводит пример: правообладатель выпускает в РФ товар, продает дистрибьютору, который не имеет права продавать этот товар, что является абсурдным. Также примечательно, что дословное толкование постановление Правительства РФ от 29 марта 2022 года № 506 позволяет сделать вывод о том, что параллельный импорт распространяется и на патенты, так как указанная в документе статья 1359 ГК РФ относится к ним в том числе. Также Татьяна Давыденко считает, что Правительство РФ не обладает полномочиями по отмене регионального принципа исчерпания прав без внесения в Договор о Евразийском экономическом союзе.
__________________________
1 С текстом новости можно ознакомиться на официальном сайте Минпромторга РФ.
2 С текстом новости можно ознакомиться на официальном сайте Правительства РФ.
3 С текстом новости можно ознакомиться на официальном сайте ФАС России.