КС защитил право инвалидов, родившихся на Крайнем Севере, на получение жилищных субсидий
Суд признал неконституционной поправку в законодательство, которая допустила возможность отказать в предоставлении сертификата на жилье инвалидам с детства, родившимся после 1 января 1992 г.
По мнению одного адвоката, КС справедливо счел, что спорная норма фактически влечет отмену права на получение инвалидами с детства жилищной субсидии, ранее признанного за ними уполномоченными органами, что несовместимо с требованиями Конституции. Другой отметил, что наличие в законах подобных временных «вилок» несправедливо и лишает потенциальных получателей льгот на их получение только потому, что они родились позднее указанного в законе срока.
Конституционный Суд вынес Постановление № 9-П по делу о проверке конституционности ст. 2 Закона № 228-ФЗ от 20 июля 2020 г., которым были внесены изменения в Закон о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера.
Александр Окулов родился в 1993 г. в Воркуте и имеет III группу инвалидности. В 2013 г. заявителя включили в список получателей социальных выплат для приобретения жилья за пределами Воркуты в соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 1 вышеуказанного закона как инвалида с детства, родившегося на Крайнем Севере или приравненных к нему территориях. В апреле 2018 г. Александр Окулов отказался от получения жилищного сертификата по семейным обстоятельствам и одновременно подал заявление о выделении ему сертификата следующего года выпуска на семью из трех человек для приобретения жилья в Нижегородской области. В июле 2019 г. он попросил предоставить сертификат, приняв во внимание увеличение семьи до четырех человек.
Однако Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми уведомило мужчину об отсутствии у него права на получение сертификата. Ведомство, в частности, сослалось на то, что это право имеют лишь те граждане из числа детей-инвалидов, которые родились до 1 января 1992 г.
Поскольку Александр Окулов был снят с учета получателей соцвыплат на жилье, он обратился в суд с иском к ведомству о признании за ним права на получение госсертификата. Тем не менее суд первой инстанции отказал удовлетворении требований со ссылкой на то, что по закону право на получение жилищных субсидий имеют инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не позднее 1 января 1992 г. и прожившие там не менее 15 календарных лет. Вышестоящие инстанции поддержали это решение.
В жалобе в Конституционный Суд Александр Окулов отметил, что оспариваемая им норма придает обратную силу действующему в его редакции абз. 3 ч. 1 ст. 1 Закона о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, это требование распространяется и на граждан, состоящих на учете в качестве получателей жилищных субсидий вне зависимости от даты их постановки на такой учет. По мнению заявителя, спорная норма неконституционна, поскольку она придает обратную силу закону, ухудшающему положение граждан.
Изучив материалы дела, Конституционный Суд пояснил, что предоставление инвалидам с детства жилищных субсидий обусловлено не целью компенсации за их вклад в развитие экономики северных территорий и не изменением социально-экономической модели их освоения, как для остальных категорий граждан, а намерением проявить заботу о лицах, нуждающихся в общественной помощи и повышенной правовой защите в условиях снижения уровня жизни. При этом дата рождения таких граждан (до или после 1 января 1992 г.) могла не учитываться при определении условий получения жилищной субсидии.
В первоначальной редакции действующего Закона о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, отметил Суд, инвалиды с детства упоминались лишь в связи с очередностью предоставления жилищных субсидий. Его ст. 2 закрепляла возможность предоставлять жилищные субсидии в первую очередь гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые закрывались по решению властей. Во вторую очередь субсидии предоставлялись инвалидам различных групп, а также инвалидам с детства, родившимся в таких районах и местностях, с учетом стажа работы в них. Далее Законом № 212-ФЗ от 17 июля 2011 г. были внесены поправки в ст. 1 вышеуказанного закона, наделив правом на получение жилищных субсидий инвалидов с детства, родившихся за пределами Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись такие территории. При этом не указывалось, должны ли инвалиды с детства быть рождены не позднее 1 января 1992 г.
Как отметил КС, ввиду недостаточной определенности формулировок закона в правоприменительной практике нередко возникали споры относительно возможности применить такое условие, как дата прибытия (не позднее 1 января 1992 г.), к инвалидам с детства посредством признания этой даты и даты их рождения равнозначными юридическими фактами для оценки соблюдения условий приобретения права на получение жилищной субсидии. Так, органы власти, как правило, отказывали таким лицам, родившимся после вышеуказанной даты, в постановке на учет в качестве получателей жилищной субсидии или предоставлении сертификата на жилье. Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2017 г. № 1613 также позволяло органам исполнительной власти придерживаться такого подхода. Разъяснения федеральных министерств не содержали прямого ответа на вопрос о возможности отождествить дату прибытия (не позднее 1 января 1992 г.) с датой рождения инвалидов с детства. В свою очередь судебная практика по этому вопросу была противоречивой.
Конституционный Суд добавил, что Закон от 20 июля 2020 г. № 228-ФЗ уточнил условия предоставления жилищной субсидии инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и устранил существовавшую неопределенность ст. 1 Закона о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, вызывавшую противоречивую правоприменительную практику. В результате инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях позднее 1 января 1992 г., прожившие там не менее 15 календарных лет и включенные в список для получения субсидии в установленном законом порядке (чем фактически признано их право на данную субсидию), были лишены возможности ее получения без какого-либо недобросовестного поведения с их стороны.
«Недостаточность финансовых ресурсов, выделяемых на решение проблем переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а равно перераспределение бюджетных средств для скорейшего обеспечения жилищными субсидиями других категорий граждан не могут служить оправданием в случае нарушения баланса между интересами государства и правами инвалидов с детства, родившихся после 1 января 1992 г. в таких районах и местностях, которые были поставлены на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий – отмечено в постановлении Суда. – Придание обратной силы закону, ухудшающему положение инвалидов с детства, означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих обязательств, возникших из ранее действовавшего регулирования и правоприменительных актов, которыми решался вопрос о постановке гражданина на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий. Это приводит к нарушению права на получение государственной поддержки при реализации права на жилище, противоречит конституционному принципу взаимного доверия государства и общества».
Как счел КС, законодатель, распространяя скорректированные ограничительным образом условия приобретения права на получение жилищной субсидии на инвалидов с детства, родившихся после 1 января 1992 г., но состоявших на учете для ее получения, не предусмотрел компенсаторный механизм, направленный на смягчение неблагоприятных последствий отмены ранее признанного за ними права на получение субсидии. Тем самым Суд признал спорную норму неконституционной в той мере, в какой она позволяет снять поставленных на учет в качестве получателей жилищных субсидий инвалидов с детства, родившихся после 1 января 1992 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с такого учета или отказать им в выдаче им жилищного сертификата в связи с рождением после вышеуказанной даты. В связи с этим Суд рекомендовал федеральному законодателю внести коррективы в текущее законодательство и распорядился о пересмотре судебных дел заявителя.
Как пояснила адвокат КА Новосибирской области «Бойко и партнеры» Светлана Немчинова, КС счел, что спорная норма фактически влечет отмену права на получение инвалидами с детства жилищной субсидии, ранее признанного за ними уполномоченными органами и реализуемого в рассматриваемых правоотношениях, что несовместимо с требованиями Конституции. «Полностью поддерживаю выводы Суда, поскольку ст. 2 Закона № 228-ФЗ от 20 июля 2020 г. действительно нарушает права инвалидов с детства, поставленных ранее на учет на получение жилищных субсидий. Комментируемое постановление КС РФ вынесено в пользу только определенной категории граждан: не всех инвалидов детства, имеющих право на получение субсидии, а только инвалидов с детства, поставленных ранее на учет на получение жилищных субсидий и рожденных после 1 января 1992 г. В отношении инвалидов детства, рожденных после этой даты и не стоящих на учете, нормы постановления распространяться не будут», – пояснила она.
Адвокат АП Чукотского автономного округа Игорь Кустов позитивно расценил выводы КС РФ. «Такое решение достаточно важно, поскольку в действующем законодательстве достаточно много новел, отсылающих к определенным датам. Практически все сроки в законах РФ указывают на даты, с наступления которых прошли десятки лет. Таким образом, большинство регулируемых этими законами правоотношений оказываются вне регулирования. Так, статьи закона, признанные неконституционными, отсылают к детям-инвалидам, родившимся до 1 января 1992 г. Между тем родившимся тогда детям в этом году исполняется 30 лет. Наличие в законах таких временных “вилок” несправедливо, и приводит к тому, что большинство лиц, имеющих право, в частности, на льготы, не могут реализовать свое право только потому, что родились позднее указанного в законе срока», – подчеркнул он.