Комитет Совета Европы изучил исполнение решений ЕСПЧ в России за 2019 г.
Согласно ежегодному отчету Россия с большим отрывом лидирует по сумме выплаты справедливых компенсаций (28 547 005 евро), на втором и третьем местах расположились Италия и Венгрия соответственно
По мнению одного из экспертов «АГ», отчет является не только итогом работы за 2019 г., но, с учетом 70-летия Совета Европы и грядущего аналогичного юбилея Конвенции о защите прав человека и основных свобод, он может рассматриваться в качестве некоего итогового обзора того пути, который прошла европейская система прав человека, претерпевшая ряд изменений. Другой отметил, что снятых с контроля КМСЕ российских дел существенно меньше, чем дел по ряду других стран, что не может не вызывать сожаления. Третий эксперт обратила внимание на убежденность авторов отчета в том, что основной системой исполнения решений ЕСПЧ должна стать система превенции, позволяющая исключить повторение аналогичных нарушений Конвенции в будущем.
1 апреля Комитет министров Совета Европы опубликовал 13-й ежегодный отчет по исполнению постановлений и решений Европейского Суда за 2019 г.
Как сообщается на сайте Минюста России, с контроля КМСЕ снято 162 российских дела в связи с положительной оценкой работы российских властей по исполнению постановлений ЕСПЧ. Речь идет о системных проблемах, связанных с применением огня на поражение для предотвращения побега из воинской части (дело «Путинцева против России»); доступом к судебной защите прав и отменой принципа абсолютного иммунитета иностранного государства (дело «Олейников против России»); а также ограничением избирательных прав заключенных (дело «Анчугов и Гладков против России»).
Согласно данным отчета, РФ лидирует по числу повторяющихся дел, рассмотренных в Страсбургском суде и переданных на контроль Комитета Совета Европы (222 дела). Количество важных незаконченных судебных споров из России на конец прошлого года составило 219 дел (Турция –155, Украина – 119). При этом общий показатель незаконченных повторяющихся судебных производств по делам из РФ составил 1444 единицы (для сравнения: Турция – 534 дела, Украина – 472).
Россия также занимает первое место и по сумме выплаты справедливых компенсаций (28 547 005 евро), на втором месте находится Италия (16 964 113), на третьем – Венгрия (5 391 826). При этом российское государство находится на втором месте после Турции по количеству важнейших судебных решений, принятых ЕСПЧ.
Из отчета следует, что в прошлом году вступили в силу решения ЕСПЧ по делам «Алексеев и другие против России», «Томов и другие против России», о которых ранее писала «АГ». В нем также перечислены наиболее значимые мероприятия, направленные на имплементацию Россией положений Конвенции (проведение Петербургского международного юридического форума в мае 2019 г., в котором традиционно участвуют представители Совета Европы, судьи и сотрудники секретариата ЕСПЧ).
Комментируя отчет, директор Центра практических консультаций, юрист Сергей Охотин отметил, что документ является не только итогом работы за 2019 г. «С учетом 70-летия Совета Европы и грядущего аналогичного юбилея Конвенции о защите прав человека и основных свобод он может рассматриваться в качестве некоего итогового обзора того пути, который прошла европейская система прав человека, претерпевшая ряд изменений. Так, было принято 16 протоколов, совершенствующих защиту прав человека и процедуры применения Конвенции, при этом, к сожалению, Протокол № 15 уже на протяжении семи лет все еще не ратифицирован всеми странами Совета Европы (данный документ, в частности, включает в себя сокращение срока обращения в ЕСПЧ до 4 месяцев)», – пояснил он.
Эксперт обратил внимание на то, что в плане сотрудничества с РФ в отчете отмечена организация целевых проектов, в том числе мероприятие высокого уровня на ПМЮФ в мае 2019 г. «В течение всего прошлого года продолжались программы профессиональной подготовки судей, прокуроров и адвокатов по актуальным вопросам Конвенции, а также обсуждается вопрос о развитии дальнейшего сотрудничества и уже запланированы некоторые мероприятия с участием российских властей», – сообщил Сергей Охотин. Он также обратил внимание на то, что всего решениями ЕСПЧ в 2019 г. к взысканию было присуждено 77 244 322 евро. В свою очередь, сумма по решениям, вынесенным в отношении РФ, на 15 431 524 евро больше, чем в 2018 г.
У эксперта по работе с ЕСПЧ Антона Рыжова отчет вызвал смешанные чувства. «С одной стороны, он проясняет некоторые интересные моменты, показывает положительную динамику по ряду вопросов. Так, согласно представленным данным, в прошлом году существенно снизились случаи просрочки Россией выплаты компенсации заявителям. Усилилась доля и мировых соглашений, что позволяет снимать нагрузку с ЕСПЧ. В целом наша страна по-прежнему лидирует по присужденным за нарушения суммам (всего около 28,5 млн евро). Также Россия, наряду с Румынией и Турцией, остается лидером по группам дел, находящимся на исполнении Комитета Министров СЕ. С другой стороны, снятых с контроля КМСЕ российских дел существенно меньше, чем дел по ряду других стран. Это не может не вызывать сожаления. Очевидно, что сотрудничество РФ и Совета Европы в этом направлении, как и прежде, оставляет желать лучшего», – пояснил он.
Юрист заметил, что в отчете присутствуют описания успешных реформ в тех или иных странах, произведенных в прошлом году и позволивших закрыть вопрос об исполнении соответствующих постановлений ЕСПЧ. «Успехи РФ в этом разделе крайне скудны. Так, в документе выделяется принятие российскими властями Устава военной полиции Вооруженных Сил, в котором помимо прочего устанавливается порядок применения огнестрельного оружия. Очевидно, что более серьезными системными изменениями ни Комитету Министров, ни России похвастаться нельзя. Хотя ряд ключевых реформ, намеченных в рамках Совета Европы годами ранее, так и не был проведен», – посетовал Антон Рыжов.
В обоснование своих доводов эксперт привел два примера. «Так, проект Закона о предоставлении убежища, подготовленный в 2014 г. и призванный заменить устаревший закон 1993 г., прошедший антикоррупционную экспертизу и общественные слушания в том же году, до сих пор лежит где-то в правительстве и даже не внесен в Думу. В свою очередь, Законы о поправках в УПК, уточняющие процедуру экстрадиции, и поправках в КоАП, совершенствующих процедуру судебного контроля в связи с помещением выдворяемых лиц в центры временного содержания, приняты Думой в первом чтении еще в 2017 г., однако на этом все и застопорилось. Данные нормативные акты способны повлиять на судьбу тысяч людей, однако Россия исполнять соответствующие рекомендации КМСЕ не спешит», – резюмировал Антон Рыжов.
Адвокат АБ «Мусаев и партнеры» Надежда Ермолаева обратила внимание на убежденность авторов отчета в том, что основой системой исполнения решений ЕСПЧ должна стать система превенции, позволяющая исключить повторение аналогичных нарушений Конвенции в будущем.
Она отметила, что в отношении России разработчики документа отмечают в качестве положительного аспекта улучшение регулирования караульной и гарнизонной службы. «В связи с этим актом Комитет Министров СЕ делает вывод о создании больших гарантий права на жизнь простых людей. На мой взгляд такое толкование слишком узко, так как одними нормотворческими мерами комплекс общих мер, принимаемых во исполнение решения Европейского Суда по делу «Путинцева против России», не ограничивается. К сожалению, ни в отчете, ни в окончательной резолюции, которой процедуры по исполнению решения были завершены, не отражены свидетельства изменения административной практики в вооруженных силах. Более того, в этом деле была предпринята попытка поднять вопрос не только о порядке применения в вооруженных силах летальной физической силы, речь шла еще и о “дедовщине”. Что же касается применения индивидуальных мер, то с прискорбием следует отметить, что о них нам также ничего не известно. Так, в опубликованном плане действий правительства даже внимательный читатель не найдет ни слова о том, каким образом были реализованы меры, было ли проведено расследование смерти сына заявительницы, были ли привлечены к ответственности виновные лица», – полагает адвокат.
Эксперт считает, что также заслуживает внимания «исполнение», или, вернее, невозможность исполнения решения ЕСПЧ по делу «Анчугов и Гладков против России». «Комитет ссылается на нашумевшее Постановление Конституционного Суда от 19 апреля 2016 г. № 12-П, удовлетворившись тем, что федеральный законодатель не может внести изменение в Конституцию, что позволило бы отбывающим наказание в виде лишения свободы пользоваться своим активным избирательным правом, но может принятием новых федеральных законов демократизировать уголовно-исполнительную систему. Последнее, безусловно, лучше, чем совсем ничего. Однако применительно к аспекту реализации конвенционного права на участие в выборах и референдумах данное обстоятельство является недопустимым доводом, поскольку затрагивает иную гуманитарную проблему. Кроме того, способность менять Конституцию, не внося изменений в незыблемые положения, а лишь приписывая новые статьи, которые, мягко говоря, противоречат старым, федеральный законодатель не так давно нам с легкостью продемонстрировал», – отметила Надежда Ермолаева.
Адвоката разочаровала приведенная в отчете статистика новых дел в отношении РФ. «К сожалению, число российских дел неуклонно растет. Удручает не столько рост так называемых leading cases (лидирующих, флагманских дел по той или иной проблеме), сколько рост повторяющихся дел (из поступивших 982 дел 222 российских, а все остальные распределены между 46 остальными странами. Число же российских дел, находящихся на рассмотрении Комитета, исчисляется сотнями и тысячами (на конец 2019 г. зафиксировано 219 флагманских дел и 1444 повторяющихся). Статистика же завершенных российских дел выглядит весьма скромно: всего 13 флагманских дел и 149 повторяющихся). Для сравнения приведу числа по Турции и Украине – это наши вечные соперники за сомнительную пальму первенства по числу проигранных дел в ЕСПЧ: 31 и 701 по Турции, и 15 и 428 по Украине. Неутешительная картина наблюдается и по срокам исполнения решения: большая часть российских дел завершилась исполнением лишь после 5 лет процедуры», – отметила эксперт.
По словам Надежды Ермолаевой, также следует обратить внимание на общую статистику Комитета, которая отчетливо показывает значительный рост числа законченных дел (дел, по которым Комитетом приняты финальные резолюции с выводами об окончательном исполнении решений ЕСПЧ). «На мой взгляд, такой рост может быть вызван двумя обстоятельствами: либо Комитет немного пересмотрел свои критерии оценки общих и индивидуальных мер на предмет их релевантности в сторону послабления, либо все страны Совета Европы пересмотрели свою политическую волю, повернули взоры в сторону прав человека и принялись усердно исполнять решения ЕСПЧ. Второе мне представляется довольно фантастическим», – резюмировала адвокат.