Изменения в УК по экономическим составам: что будет
Экономические составы в УК давно надо было пересмотреть вплоть до их сокращения, то есть декриминализации некоторых. Для этого Минюст России с подачи президента Владимира Путина разработал и летом 2022 года опубликовал законопроект с соответствующими изменениями в уголовный закон. Его рассматривает в своей колонке Игорь Куракин, партнер, руководитель уголовно-правовой практики K&P.Law.
С чего все началось
17 июня 2022 года президент России принял участие в пленарном заседании XXV Петербургского международного экономического форума, где сделал ряд предложений по назревшим изменениям в уголовное законодательство.
Он отметил: чтобы сократить и свести к минимуму разного рода злоупотребления и лазейки для давления на предпринимателей, власти последовательно убирают размытые нормы уголовного законодательства в части так называемых экономических составов. В частности:
- подписан Федеральный закон от 09.03.2022 № 51-ФЗ, по которому уголовные дела в отношении предпринимателей по налоговым составам теперь могут возбуждать только по представлению налоговых органов ФНС России и никак иначе;
- приняты два важных закона — о сокращении сроков давности по налоговым преступлениям и об отказе в возбуждении уголовных дел после полного погашения налоговой недоимки.
Президент дал указание «аккуратно, но основательно» подойти к декриминализации целого ряда экономических составов. Например, тех, что касаются работы без лицензии или аккредитации.
Еще глава государства призвал законодателей подумать о повышении порога привлечения к ответственности при неуплате таможенных и других обязательных платежей. Кроме того, несмотря на накопленную инфляцию, давно не менялись параметры определения крупного и особо крупного ущерба: с 2016 года по середину 2022 года инфляция составила около 50%. Такое несоответствие УК жизненным реалиям нуждается в корректировке.
По словам Путина, необходимо пересмотреть основания заключения предпринимателей под стражу и продления сроков предварительного следствия: очень часто эти нормы применяют там, где нет объективной необходимости.
В результате еще на этапе следствия предприятия вынуждены приостанавливать свою деятельность или вовсе закрываться. В этом случае они не только несут прямые убытки, теряют рыночные позиции и рабочие места. Под ударом оказывается репутация компаний и их руководителей.
Путин призвал правоохранительные структуры покончить с такой практикой и попросил правительство совместно с Верховным судом подготовить соответствующие поправки в закон до 1 октября 2022 года.
Дополнительно по линии Совета Безопасности дано специальное поручение по анализу ситуаций, когда уголовные дела возбуждаются, но не доводятся до суда. Количество таких случаев за последние годы существенно выросло. «И что за этим стоит, всем понятно», — дополнил президент. Нередко дело заводят без достаточных оснований либо используют для давления на компании или конкретных физических лиц.
Президент пообещал осенью 2022 отдельно обсудить эту тему и принять дополнительные решения в части законодательства и организации работы правоохранительных органов.
Деяния, которые перестанут быть преступлениями
Законопроект Минюста в первую очередь направлен на либерализацию и гуманизацию уголовного законодательства за преступления экономической направленности. Так, он предлагает полностью убрать из УК следующие экономические статьи:
- регистрация незаконных сделок с недвижимостью — ст. 170;
- внесение ложных сведений в межевой/технический план, акт обследования, проект межевания участка/участков либо карту-план территории — ст. 170.2;
- злостное уклонение от раскрытия информации по правилам о ценных бумагах — ст. 185.1.
Поясним: уберут те составы, за которые не установлено наказание в виде лишения свободы или его на практике не назначали.
Кроме того, исключат нормы, санкции которых не содержат наказания в виде лишения свободы. Это:
- части первые из ст. 169 «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности» и ст. 180 УК «Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)»;
- ч. 1 из ст. 185 УК «Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг».
Корреспондирующие изменения вносятся в Уголовно-процессуальный кодекс в части подсудности и подследственности.
Незаконное предпринимательство без наказания не останется.
Кроме того, поправят ст. 171 УК, исключив уголовную ответственность за предпринимательскую деятельность без регистрации. Суть этой поправки в том, что представители бизнеса могут нести ответственность по иным статьям УК, в частности за уклонение от уплаты налогов, незаконную банковскую деятельность и т. д. Либо административную ответственность по ст. 14.1 КоАП «Осуществление предпринимательской деятельности без госрегистрации или без специального разрешения (лицензии)».
Новые критерии ущерба
С учетом уровня инфляции в 1,5 раза увеличат пороговую планку значительного, крупного и особо крупного ущерба либо полученного дохода (и иные суммовые критерии), с которых будет наступать уголовная ответственность за преступления экономической направленности. Тем самым станет больше шансов избежать уголовного преследования.
Например, в примечаниях к ст. 159 УК о мошенничестве планку ущерба повысят так:
- значительный — с 10 000 до 25 000 руб.;
- крупный — с 3 до 4,5 млн руб.;
- особо крупный — с 12 до 18 млн руб.
Вот еще несколько примеров повышения планки ущерба по экономическим преступлениям, в том числе налоговым.
ДЕЯНИЕ ПО УК РФ
ДЕЙСТВУЮЩИЙ РАЗМЕР
КАКОЙ СТАНЕТ
Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и/или нанесения обязательной информации (ст. 171.1)
Крупный — от 400 000 руб. (части 3 и 4)
Особо крупный — от 1,5 млн руб. (части 3 и 4)
Крупный — от 100 000 руб. (части 5 и 6)
Особо крупный — от 1 млн руб. (части 5 и 6)
Крупный — от 600 000 руб. (части 3 и 4)
Особо крупный — от 2,25 млн руб. (части 3 и 4)
Крупный — от 150 000 руб. (части 5 и 6)
Особо крупный — от 1,5 млн руб. (части 5 и 6)
Незаконные производство и/или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 171.3)
Крупный — от 100 000 руб.
Особо крупный — от 1 млн руб.
Крупный — от 150 000 руб.
Особо крупный — от 1,5 млн руб.
Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174)
Крупный — от 1,5 млн руб.
Особо крупный — от 6 млн руб.
Крупный — от 2,25 млн руб.
Особо крупный — от 9 млн руб.
Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг) (ст. 180)
Крупный — от 250 000 руб.
Крупный — от 350 000 руб.
Уклонение от репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ (ст. 193)
Крупный — от 100 млн руб.
Особо крупный — от 150 млн руб.
Крупный — от 150 млн руб.
Особо крупный — от 250 млн руб.
Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов (ст. 193.1)
Крупный — от 9 млн руб.
Особо крупный — от 45 млн руб.
Крупный — от 13,5 млн руб.
Особо крупный — от 65 млн руб.
Уклонение организации или физлица от уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и (или) компенсационных пошлин (ст. 194)
Крупный — от 2 млн руб.
Особо крупный — от 6 млн руб.
Крупный — от 3 млн руб.
Особо крупный — от 9 млн руб.
Уклонение физлица от уплаты налогов, сборов (ст. 198)
Крупный — от 2,7 млн руб.
Особо крупный — от 13,5 млн руб.
Крупный — от 4 млн руб.
Особо крупный — от 20,25 млн руб.
Уклонение организации от уплаты налогов, сборов (ст. 199)
Крупный — от 15 млн руб.
Особо крупный — от 45 млн руб.
Крупный — от 22,5 млн руб.
Особо крупный — от 65 млн руб.
Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1)
Крупный — от 15 млн руб.
Особо крупный — от 45 млн руб.
Крупный — от 22,5 млн руб.
Особо крупный — от 65 млн руб.
Уклонение страхователя — физлица от уплаты страховых взносов на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (травматизм) в ФСС (ст. 199.3)
Крупный — от 1,8 млн руб.
Особо крупный — от 9 млн руб.
Крупный — от 2,7 млн руб.
Особо крупный — от 13,5 млн руб.
Уклонение страхователя-организации от уплаты страховых взносов на травматизм в ФСС (ст. 199.4)
Крупный — от 6 млн руб.
Особо крупный — от 30 млн руб.
Крупный — от 9 млн руб.
Особо крупный — от 45 млн руб.
Заключение
Все рассмотренные изменения в УК должны способствовать улучшению делового климата (особенно в условиях санкций) и минимизировать риски необоснованного уголовного преследования бизнеса.
Поскольку законопроект и изменения в УК разработаны Минюстом с подачи президента Владимира Путина, практически нет сомнений, что они без особых корректировок будут одобрены Госдумой и Советом Федерации. И обещанная декриминализация, а также остальные изменения вступят в силу и начнут действовать.