Итоги голосования по поправкам к Конституции будут юридически обязательными

Об этом сопредседатель рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Основной Закон Павел Крашенинников сообщил на совместном заседании президиума и правления Ассоциации юристов России

Итоги голосования по поправкам к Конституции будут юридически обязательными

Павел Крашенинников заверил собравшихся, что вступление поправок в силу будет зависеть от воли граждан. Сенатор Андрей Клишас сообщил, что сегодня Совет Федерации принял решение о необходимости урегулировать процедуру одобрения им поправок своим отдельным постановлением. Директор ИЗиСП Талия Хабриева подчеркнула, что наиболее важно оценить перспективы изменения преамбулы Конституции. По мнению сопредседателя АЮР Сергея Степашина, наделение Совета Федерации полномочиями по отрешению судей от должности можно расценить как сигнал о наличии проблем в судебной системе.

30 января в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ прошло совместное заседание президиума и правления Ассоциации юристов России. Федеральную палату адвокатов представлял ее президент Юрий Пилипенко.

Заседание началось с обсуждения проекта закона о поправке к Конституции РФ № 885214-7. Как ранее сообщалось, 20 января законопроект был внесен в Госдуму президентом, а уже 23 января депутаты единогласно проголосовали за его принятие. Отметим, что второе чтение запланировано на 11 февраля, однако, как сообщает пресс-служба Госдумы, ее председатель Вячеслав Володин не исключил, что оно будет перенесено.

«Поступает большое количество поправок ко второму чтению. Мы обменивались мнениями на этот счет с руководителями фракций. И для того чтобы поправки всесторонне изучить и выйти на принятие проработанного качественного решения, вероятно, нам предстоит перенести дату рассмотрения во втором чтении на несколько более поздний срок», – указал Вячеслав Володин. По его словам, Совет Госдумы рассмотрит этот вопрос 3 февраля.

В ходе заседания президиума и правления АЮР с докладами по поводу поправок выступили сопредседатели рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию РФ: председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас и директор ИЗиСП, член Венецианской комиссии Совета Европы Талия Хабриева.

Павел Крашенинников рассказал, что в Государственную Думу поступило уже 30 предложений о поправках. Он отметил, что продолжают возникать вопросы по поводу процедуры принятия законопроекта и вступления поправок в силу. Депутат подчеркнул, что законопроект состоит из двух частей: первая – это собственно сами поправки, вторая – «процедурная» статья, устанавливающая необходимость проведения общероссийского голосования.

Павел Крашенинников пояснил, что изначально законопроект пройдет путь, предусмотренный ст. 136 Конституции и Законом о порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции. Это значит, что акт должен быть одобрен большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов и не менее трех четвертей голосов от всех сенаторов. Павел Крашенинников обратил внимание на то, что голосование будет проводиться не только по всему акту в целом, но и по каждой поправке отдельно.

Далее, напомнил процедуру депутат, в случае одобрения Совет Федерации направит документ в законодательные органы регионов, в случае одобрения акта не менее чем двумя третями субъектов президент подпишет закон и тем самым «запустит» процедурную часть закона.

Председатель Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству согласился с тем, что «общероссийское голосование» – новое явление, пока еще не урегулированное в российском законодательстве. По его словам, по этому вопросу рабочая группа взаимодействует с членами Центральной избирательной комиссии.

Депутат подчеркнул, что общероссийское голосование ни в коем случае не может расцениваться как опрос, его итоги будут юридически обязательными. Вступление поправок в силу будет зависеть от воли граждан, заключил Павел Крашенинников.

Андрей Клишас сообщил, что сегодня, 30 января, Совет Федерации принял решение о необходимости урегулировать процедуру одобрения им поправок своим отдельным постановлением.

Сенатор отметил, что нередко спрашивают, с чем связано предложенное сокращение числа судей Конституционного Суда с 19 человек до 11. Он напомнил, что ранее судьи КС заседали в двух палатах по 9 и 10 человек и именно таким небольшим составом принимали решение от имени Конституционного Суда. По словам Андрея Клишаса, здесь нет никакой интриги, просто пришли к выводу, что 11 судей достаточно.

Еще один часто возникающий вопрос – не ущемляют ли предлагаемые корректировки Основного Закона гарантии независимости судей? Сенатор отметил, что процедура отрешения судей от должности существует и сейчас. По его мнению, отнесение к компетенции Совета Федерации возможности прекращения на основании представления Президента РФ полномочий судей Конституционного и Верховного судов, а также судей кассационных и апелляционных судов делает такую процедуру более публичной, а значит, напротив, укрепляет независимость судей.

Талия Хабриева сообщила, что рабочая группа была поделена на несколько подругпп: по социальным вопросам, международному праву, судебной власти и прокуратуре, по вопросам единства публичной власти и местного самоуправления, а также по вопросам федеральных органов законодательной и исполнительной власти.

Директор ИЗиСП подчеркнула, что наиболее важно сейчас оценить перспективы изменения преамбулы Конституции. По словам сопредседателя рабочей группы, можно выделить три основных направления: раскрытие в преамбуле значения культурного наследия, установление запрета на фальсификацию истории, а также указание на значение гражданского общества.

Вторая актуальная тема – правильное толкование вопросов соотношения международного права и Конституции. Талия Хабриева еще раз подчеркнула то, что вчера уже озвучила во время слушаний законопроекта в Общественной палате РФ: поправки в ст. 79 Конституции не противоречат ч. 4 ст. 15 Основного Закона. Согласно ч. 4 ст. 15 общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, а вершиной этой правовой системы в соответствии с ч. 1 ст. 15 Основного Закона является Конституция, пояснила эксперт.

Дополнительно Талия Хабриева обратила внимание на тот факт, что Конституционный Суд и сейчас вправе разрешать вопросы о возможности исполнения решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека. Однако не исключено, что после вступления в силу поправок эти полномочия будут несколько расширены, отметила сопредседатель рабочей группы.

Свое мнение о поправках высказал и сопредседатель АЮР Сергей Степашин. Прежде всего он отметил, что не является членом рабочей группы, однако поправки в целом поддерживает. Особенно Сергей Степашин отметил важность наделения Госдумы полномочием по утверждению кандидатур на должности председателя правительства и его заместителей и руководителей министерств, руководство деятельностью которых осуществляет правительство.

По мнению сопредседателя АЮР, это повышает роль парламента, а также уровень ответственности не только членов правительства, но и депутатов, поддержавших назначение указанных лиц. Сергей Степашин отметил, что наделение Совета Федерации полномочиями по отрешению судей от должности можно расценить как сигнал о наличии проблем в судебной системе. Не секрет, что в правозащитной сфере больше всего вопросов возникает именно к деятельности судов, пояснил эксперт.

Метки записи:  
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля