Исторический процесс: «дело докторов» на Нюрнбергском военном трибунале


Коллаж: Pravo.ru/Петр Козлов

После поражения Германии во Второй мировой войне державы-победительницы предали суду главных военных преступников. «Медицинское дело» в 1946–1947 годах стало первым процессом в отношении высокопоставленных лиц нацистской Германии «второго эшелона», за которым последовало еще 12 судебных разбирательств. Большинство из них проходили в закрытом режиме, а материалы сразу секретили и передавали спецслужбам.

Преступления

Во время Второй мировой войны в концентрационных лагерях нацистской Германии проводились смертельные эксперименты. Так, в 1942–1944 годах в Дахау исследовались пределы человеческой выносливости и пребывания на крайне большой высоте, иммунизация и лечение малярии, переохлаждение и обморожение, способность потреблять морскую воду. Здоровых заключенных помещали в барокамеру, заражали комарами или инъекциями из экстракта слюнных желез комаров, а затем лечили. В одном из экспериментов подопытных принуждали оставаться в ёмкости с ледяной водой или на улице при температуре ниже замерзания на длительные периоды времени, а после переохлаждения разогревали различными средствами. Других экспериментуемых лишали пищи, а вместо нее давали химически обработанную морскую воду.

С сентября 1939 года по апрель 1945 года в концентрационных лагерях Заксенхаузен и Нацвейлер изучалось лечение отравления от иприта (горчичный газ), которым экспериментуемых умышленно травили. Других заключенных этих лагерей инфицировали вирусами желтухи, жёлтой лихорадки, оспы, паратифа А и Б, холеры для изучения заражения и вакцинации против них. 

С начала марта 1941 года по начало января 1945 года в концентрационных лагерях Аушвиц и Равенсбрюк проводились эксперименты по стерилизации посредством рентгеновского излучения, хирургии и различных веществ. Их целью была разработка метода стерилизации, который подошел бы миллионам человек при минимальных затратах и времени.

С начала июля 1942 года по декабрь 1943 года в концентрационном лагере Равенсбрюк подопытных инфицировали бактериями стрептококка, газовой гангрены и столбняка. Их кровообращение нарушалось затягиванием кровеносных сосудов на обеих концах раны для создания условий, похожих на рану при боевых действиях. Заражение развивалось внедрением в раны деревянных опилок и измельчённого стекла, а лечилось сульфаниламидом и иными лекарствами для определения их эффективности. В этом концлагере также проводились эксперименты по изучению костной, мышечной и нервной регенерации и трансплантации костей от одного лица другому – для этого у подопытных удалялись фрагменты костей, мышц и нервов. 

В концлагере Бухенвальд проводились эксперименты по установлению эффекта различных ядов, которые тайно вводились подопытным в еду. Жертвы умирали в результате отравления или немедленно убивались для проведения вскрытия. К концу Второй мировой войны в подопытных начали стрелять отравленными пулями. В результате экспериментов для установления эффективности тифозной и иных вакцин в Бухенвальде погибли более 90% испытуемых.

Кроме этого, во многих концлагерях осуществлялись программы эвтаназии («Т-4») – это умерщвление пациентов психиатрических клиник, инвалидов, парализованных, болеющих шизофренией, эпилепсией, энцефалитом, слабоумием и другими заболеваниями свыше пяти лет, детей до трех лет, пациентов неарийского происхождения. Ответственным за выполнение программы эвтаназии был Карл Брандт, личный врач Гитлера. 

Обвинение

В 1946–1947 годах состоялся первый процесс по «делу докторов». Главным обвинителем выступил американский бригадный генерал Тефорд Теглоф. На скамье подсудимых оказались главы медицинских служб Вермахта, Люфтваффе, Ваффен-СС и гражданской медицины, а также рядовые врачи и медперсонал: Карл Брандт, Зигфрид Хандлозер, Паул Росток, Оскар Шрёдер, Карл Генцкен и еще 18 человек.

Официальное название: «Соединённые Штаты Америки против Карла Брандта и других» (дело № 1).

Место проведения: восточный флигель Дворца правосудия в Нюрнберге. 

Время проведения: 09.11.1946–20.08.1947 (трибунал заседал 139 раз).

Подсудимые: 20 врачей концентрационных лагерей, один юрист и двое чиновников.

Основными пунктами обвинения были принудительные медицинские опыты, эвтаназия и стерилизация, а также убийства заключённых. Перед началом процесса никто из подсудимых не признал своей вины.

На скамье подсудимых 20 врачей, в том числе руководители немецкой научной медицины с превосходной международной репутацией, скатившиеся до подонков. Все из них бездушны и готовы угнетать бедных, несчастных, беззащитных существ, которых лишило своих прав беспощадное и преступное правительство. Все из них нарушили клятву Гиппократа, которую торжественно клялись блюсти.

Телфорд Тейлор, бригадный генерал, главный обвинитель

Позиция защиты


Карл Брандт на Нюрнбергском процессе над врачами. Фото: общественное достояние.

Подсудимые, которые занимали высокое положение в германской медицинской службе, отвергали ответственность за преступные деяния своих подчинённых. Те ссылались на приказы начальства. Один из врачей свидетельствовал: «Я государственный служащий с 43-летним стажем работы. Как государственный служащий был научен абсолютно во всем следовать господствующим приказам и законам, таким образом, я рассматривал Декрет об эвтаназии как закон. Я действовал не с намерением преступления, а с осознанием того, что поступаю милосердно по отношению к несчастным созданиям, с намерением освободить их от страданий тогда, когда отсутствует какой-либо способ спасти их или улучшить их состояние. Следовательно, я действовал сознательно, потому что я истинный и честный доктор». Его медсестра заявила следующее: «Я жалела пациентов, но меня не спрашивали, хочу я или нет, я должна была следовать указу врача. Я чувствовала себя обязанной выполнять данную клятву, исполнять свой долг. Хотя мне сейчас говорят, что данная мной клятва обязывала меня только хранить молчание, а не фактически убивать, я отвечаю, что кто-то должен был это делать, а доктор сказал, что выбрали меня. Доктор доверял мне, чтобы я исполняла его приказания».

Есть слово, которое кажется таким простым, – «приказ». Насколько колоссальны его последствия. Насколько неизмеримы конфликты, которые кроются за словом «подчинение». Меня затронули оба – подчинение и приказ, и оба возлагают ответственность. Я являюсь доктором, так что на моей совести лежит ответственность за людей и их жизнь.

Карл Брандт, личный врач Гитлера, основной подсудимый

Приговор

Все преступления, перечисленные в обвинительном заключении, нашли свое подтверждение. Карлу Брандту вменили особую ответственность за эксперименты над людьми, а также за членство в СС. Брандт был приговорён к смерти за военные преступления, преступления против человечности и участие в преступных организациях. Такую же меру наказания получили еще шесть преступников, среди которых – Карл Франц Гебхардт, Вольфрам Зиверс, Иоахим Мруговский, Вальдемар Ховен. Смертные приговоры были приведены в исполнение 2 июня 1948 года. 


Фото: общественное достояние.

Пятерых подсудимых – Карла Генцкена, Герхарда Розе, Фрица Фишера, Зигфрида Хандлозера и Оскара Шрёдера – приговорили к пожизненному заключению. Спустя некоторое время Шрёдеру сократили срок до 15 лет, Розе отсидел восемь лет (досрочно освобождён в 1955 году), Генцкен и Фишер – по семь лет (досрочно освобождены в 1954 году), Хандлозер – шесть лет (досрочно освобождён в декабре 1953 года в связи с резким ухудшением здоровья).

Приговор: семеро преступников были приговорены к смертной казни, пятеро – к пожизненному заключению, четверо – к различным тюремным срокам (от 10 до 20 лет), семеро – оправданы. 

Четверо подсудимых получили различные сроки заключения. В частности, Герту Оберхойзер отправили в тюрьму на 20 лет, но она освободилась досрочно через пять лет. Австрийский врач-терапевт Вильгельм Байгльбёк был приговорён к 15 годам заключения, но спустя четыре года вышел на свободу. Гельмут Поппендик был приговорён к 10 годам тюрьмы, освобождён в 1951 году, умер в 1994 году.

Семерых подсудимых (Август Вельтц, Ганс-Вольфганг Ромберг, Зигфрид Руфф, Пауль Росток, Курт Бломе, Адольф Покорный и Конрад Шефер) оправдали в связи с недоказанностью, потому что большая часть данных о ходе экспериментов была уничтожена. Росток, Бломе и Покорный после освобождения продолжили заниматься медицинской практикой, Шефер поступил на работу в Военно-воздушные силы США.

***

В статье использованы сведения из сборника «Военные трибуналы Нюрнберга: Медицинское дело» авторства С. А. Мирошниченко, исторического журнала «Дилетант» и «Википедии».

Метки записи:   ,

Оставить комментарий

avatar
  
smilegrinwinkmrgreenneutraltwistedarrowshockunamusedcooleviloopsrazzrollcryeeklolmadsadexclamationquestionideahmmbegwhewchucklesillyenvyshutmouth
  Подписаться  
Уведомление о