Идентификацию сотрудников полиции и Росгвардии могут упростить

Предлагается, чтобы на форме правоохранителей, несущих службу в общественных местах, обязательно располагался хорошо различимый личный номер

Идентификацию сотрудников полиции и Росгвардии могут упростить

Автор законопроекта, сенатор Владимир Лукин, ранее более 10 лет занимавший должность Уполномоченного по правам человека, рассказал «АГ» о причинах законодательной инициативы. Его предложение поддержал и председатель Совета при Президенте РФ по правам человека Михаил Федотов. Советник ФПА Сергей Насонов, сославшись на европейские стандарты, сообщил, что принятие подобного закона – давно назревшая необходимость.

23 августа бывший Уполномоченный по правам человека в РФ, сенатор Владимир Лукин внес в Думу проект закона № 782284-7, которым предлагаются поправки в Закон о полиции и Закон о войсках национальной гвардии. Как указано в пояснительной записке, поправки предлагаются для того, чтобы обеспечить открытость и гласность деятельности сотрудников полиции и военнослужащих Росгвардии при несении ими службы в общественных местах.

Автор законопроекта отметил, что нормы о выдаче сотруднику полиции не только служебного удостоверения и специального жетона с личным номером, но и нагрудного знака, позволяющего его идентифицировать, были новеллой действующего Закона о полиции. По мнению Владимира Лукина, размещение этого знака на форменной одежде при несении службы в общественных местах способствует пониманию сотрудником возможности его идентификации и персональной ответственности, дисциплинирует и предупреждает некорректное поведение. Это в свою очередь выступает в качестве дополнительной гарантии защиты граждан от произвола.

С учетом схожих задач, принципов и форм деятельности сотрудников полиции и военнослужащих войск национальной гвардии автор законопроекта полагает, что к ним должны предъявляться одинаковые повышенные требования при выполнении служебных обязанностей.

Как показывает практика, отмечается в пояснительной записке, введенный для сотрудников полиции нагрудный знак оказался неудачным решением проблемы идентификации. Владимир Лукин поясняет, что блестящая поверхность знака и мелкий шрифт привели к тому, что прочесть номер полицейского можно только с близкого расстояния и под определенным углом. Сенатор также обратил внимание на тот факт, что нагрудный знак легко скрывается за отворотами одежды и форменной амуницией.

Более того, положение о нагрудном знаке не распространяется на сотрудников Росгвардии. Автор законопроекта напомнил, что Федеральная служба войск национальной гвардии выполняет отдельные задачи, которые ранее принадлежали органам полиции. Более того, Росгвардия и полиция одновременно осуществляют некоторые функции, в том числе связанные с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности. При этом, по словам сенатора, госорганы нередко непосредственно взаимодействуют друг с другом. Этим, по его мнению, обусловлена схожесть правового регулирования их деятельности.

В связи с этим Владимир Лукин предложил внести в действующие законы о соответствующих госорганах два основных изменения. Первое из них касается распространения обязанности по ношению нагрудных знаков на военнослужащих (сотрудников) Росгвардии при несении ими службы в общественных местах. Второе направлено на закрепление единой формулировки этой обязанности для полицейских и росгвардейцев.

Ранее Закон о полиции предъявлял к сотруднику, находящемуся на службе в общественном месте, требование о размещении на форменной одежде нагрудного знака. Владимир Лукин предложил более точную формулировку данной обязанности. Согласно законопроекту, размещать нагрудный знак необходимо либо на форме, либо на амуниции, при этом идентификационный номер должен быть хорошо различим. Также предлагается указать в законах на тот факт, что не допускается несение службы в общественных местах без идентификационного номера, а также с его частичным или полным сокрытием.

В своем комментарии «АГ» Владимир Лукин сообщил, что подготовка законопроекта лишь отчасти связана с ситуацией, сложившейся в ходе проведения митингов этим летом в Москве. По его словам, еще в 2011–2012 годах, кода был «прилив» массовых манифестаций, возникла необходимость обдумать, что нужно сделать, чтобы эти мероприятия проходили в рамках Конституции и в интересах граждан. «Причем под гражданами я понимаю как тех, кто собирается для участия в соответствующих массовых мероприятиях, так и тех, кто по своим должностным обязанностях защищает безопасность других граждан, то есть силы правопорядка», – подчеркнул экс-омбудсмен.

Он рассказал, что во время дискуссий с руководством МВД в 2011–2012 гг. родилось соответствующее распоряжение этого ведомства, которое затем вылилось в поправки в закон. Согласно им представители правопорядка на общественных мероприятиях должны быть идентифицированы.

Но, как сообщил сенатор, некоторые проблемы остались. Так, появились свидетельства о том, что некоторые сотрудники пытаются скрыть свои нагрудные знаки под одеждой. По словам экс-омбудсмена, после создания Росгвардии возникла еще одна проблема. Дело в том, что это подразделение занималось и продолжает заниматься смежными с полицией вопросами. При этом сотрудники полиции обязаны носить опознавательные знаки, а военнослужащие Росгвардии – нет. Для того чтобы решить эти проблемы, Владимир Лукин, по его словам, проконсультировался с рядом известных грамотных юристов. «Итогом этой работы явился данный законопроект. Я надеюсь, что он будет серьезно рассмотрен, что не будет обычной волокиты. Я заранее готов предложить всем коллегам поучаствовать в его доработке», – отметил сенатор.

Кроме того, Владимир Лукин подчеркнул, что законопроект хорош тем, что, если его соблюдать, он, вполне вероятно, поднимет престиж сотрудников правоохранительных органов, которые, по его мнению, в этом нуждаются.

В заключение своего комментария Владимир Лукин упомянул о том, что так или иначе демонстрации будут проходить, «ибо такова реальность и законы страны». А законопроект, как сообщил сенатор, поспособствует соблюдению прав и единству всех сторон.

Председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов положительно оценил идею законопроекта. В комментарии «АГ» он сообщил, что похожие предложения уже ранее высказывалась СПЧ. «Еще в 2017 году СПЧ подготовил доклад, который стал итогом анализа практики реализации гражданами права на свободу собраний. В качестве одной из мер по обеспечению прав граждан мы предложили идентификационные знаки на одежде и обмундировании Росгвардии. Инициатива также касалась и тех полицейских, которые носят бронежилеты и другие защитные средства, скрывающие их нагрудный жетон. Мы предлагали, чтобы даже при ношении защитной амуниции идентификационный номер был виден. Например, можно размещать его на касках или бронежилетах», – сообщил Михаил Федотов.

Председатель СПЧ подчеркнул, что такая «внутренняя» идентификация позволит командованию и следственным органам устанавливать, кто участвует в том или ином инциденте. «Это нужно в первую очередь, чтобы была полная ясность при рассмотрении дел с участием сотрудников полиции и сотрудников Росгвардии», – пояснил Михаил Федотов. Также председатель СПЧ отметил, что, по его мнению, мер, предложенных в законопроекте Владимира Лукина, будет достаточно для того, чтобы обеспечить необходимую идентификацию полицейских и росгвардейцев.

Советник ФПА, к.ю.н., доцент Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина Сергей Насонов сообщил, что принятие подобного законопроекта – давно назревшая необходимость. «Европейские стандарты требуют, чтобы практика использования представителями правоохранительных органов средств деидентификации личности (маски, капюшоны и т.д.) во время выполнения их профессиональных обязанностей строго контролировалась государством и использовалась только в исключительных случаях, которые должным образом обоснованы. Одним из средств такого контроля выступают указанные номера, позволяющие в случае расследования фактов жестокого обращения со стороны полиции установить личность виновных в этом», – пояснил Сергей Насонов.

Советник ФПА указал, что важность указанных поправок обусловлена тем, что эффективное расследование жестокого или унижающего достоинство обращения является позитивным обязательством Российской Федерации, которое она возложила на себя при ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод. «Отсутствие адекватных средств идентификации сотрудников полиции и Росгвардии влечет неэффективность подобного расследования, что приводит к признанию Европейским Судом нарушения ст. 3 Конвенции, независимо от доказанности самого факта жестокого или унижающего достоинства обращения», – заключил Сергей Насонов.

Метки записи:  
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля