Госзакупки: новые возможности и новые риски
Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов
В июле вступили в силу изменения о госзакупках, которые направлены на упрощение и ускорение проводимых процедур. Так, небольшие компании получили больше возможностей в области закупочной деятельности, а антимонопольные органы стали чаще включать поставщиков в реестр недобросовестных. При этом повысился риск картельных сговоров и договорных госконтрактов.
Единственный поставщик
Предельный размер закупки у единственного поставщика с 1 июля составляет 300 000 руб., а не 100 000 руб., как раньше. Также увеличился список оснований для заключения договора с единственным поставщиком. Заказчик получил право осуществлять закупку у единственного поставщика в случае признания запроса предложений несостоявшимся из-за отсутствия поступивших предложений или их отклонения. Такую закупку придется согласовать с контролирующим органом.
«Эта мера призвана снизить организационные издержки заказчиков, однако может быть использована и для злоупотреблений. Будут ли условия, предложенные единственному поставщику, отличаться от содержавшихся в документации? Если нет, не вполне понятно, почему этот поставщик должен передумать, ведь ранее он не подал заявку на участие в процедуре. Если да, то такой выбор поставщика ограничит конкуренцию, поскольку измененные условия не были предложены остальным участникам рынка», – отметил руководитель направления «Госзакупки: сопровождение и споры» АБ
КИАП
КИАП
Федеральный рейтинг
I
группа
Страховое право
I
группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции
II
группа
Трудовое и миграционное право
II
группа
ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование
II
группа
Международный арбитраж
II
группа
Интеллектуальная собственность
II
группа
Уголовное право и процесс
III
группа
Антимонопольное право
III
группа
Арбитражное судопроизводство
III
группа
ТМТ
III
группа
Коммерческая недвижимость/Строительство
III
группа
Финансовое/Банковское право
III
группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения
III
группа
Налоговое право и налоговые споры
IV
группа
Банкротство
Профайл компании
×
Максим Бузин.
После 31 июля не потребуется извещение о закупке у единственного поставщика, обоснование выбора такого способа закупки и существенных условий контракта. Также не нужно будет проводить экспертизу поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги. Заказчику станет проще заключить контракт с единственным поставщиком, так как не придется оформлять отчет о невозможности или нецелесообразности проведения иных закупок.
Для подавляющего большинства контрактов с единственным поставщиком сохраняется обязанность обосновать цену контракта. Вместе с тем изменения должны оказать положительное воздействие на отношения заказчиков с коммунальщиками, монополистами и гарантирующими поставщиками, чья деятельность и так достаточно жестко регулируется.
Alliance Legal Consulting Group
Федеральный рейтинг
II
группа
Уголовное право и процесс
III
группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции
III
группа
ГЧП/Инфраструктурные проекты
IV
группа
Банкротство
Профайл компании
×
Юрист PETERKA & PARTNERS Алла Гейфман считает, что нововведения не прибавят прозрачности: «При этом отсутствие прозрачности – один из факторов, который негативно влияет на конкуренцию в сфере госзакупок».
Гарантийные обязательства
С 1 июля заказчики получили возможность требовать от поставщиков предоставления обеспечения в виде банковской гарантии или внесения денег в размере до 10% стартовой цены торгов. Срок возврата обеспечения не должен превышать 30 дней с даты исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае участия в закупке субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций – 15 дней. Поставщик может изменить способ обеспечения гарантийных обязательств или предоставить заказчику новое обеспечение взамен ранее предоставленного.
Банковская гарантия позволит облегчить доступ к закупкам небольшим компаниям и исключит возможные проблемы с получением гарантий победителями закупок. Срок предоставления гарантии будет выбирать победитель, и закончиться он должен не раньше, чем через месяц после окончания действия контракта. Риск отзыва у банка-гаранта лицензии ложится на поставщика. Если это произойдет, банк в течение месяца должен предоставить заказчику новую гарантию.
Поставщикам необходимо внимательно изучать не только общие требования закона к банковской гарантии, но и дополнительные условия заказчика. Несоответствие может привести к отклонению такой банковской гарантии и к занесению исполнителя в реестр недобросовестных.
Единая информационная система
Заказчик получил право размещать в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 300 млн руб. ( в случае выполнения работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства – 2 млрд руб.). В ЕИС придется размещать всю проектную документацию, кроме случаев, когда проектирование входит в предмет контракта или проект не обязателен.
Если в отношении участника закупки установлены дополнительные требования, он направляет оператору электронной площадки электронные документы или их копии, подтверждающие соответствие таким требованиям, по каждому виду товаров, работ, услуг.
Важность вносимых изменений заключается в том, что они направлены на упрощение процедуры посредством установления более высоких размеров и объемов закупок для отдельных видов юрлиц.
Юков и Партнеры
Федеральный рейтинг
I
группа
Банкротство
II
группа
Уголовное право и процесс
III
группа
Арбитражное судопроизводство
19
место
По размеру выручки на юриста
25
место
По размеру выручки
14-15
место
По количеству юристов
Профайл компании
×
Субъекты малого бизнеса
С 1 июля снижена финансовая нагрузка в отношении субъектов малого бизнеса. Они могут представить заказчику обеспечение контракта в размере, определяемом в процентном соотношении к цене, по которой заключается контракт, а не в зависимости от стартовой цены.
Другой мерой стало освобождение малого бизнеса от обязанности представить заказчику обеспечение контракта, если предприниматель имеет хорошую контрактную историю – три исполненных контракта без неустоек без учета правопреемства за три года до даты подачи заявок.
На мой взгляд, изменения в сфере госзакупок направлены на упрощение и ускорение проводимых процедур. Во-первых, участникам станет проще совершать закупки. Во-вторых, повысится уровень эффективности их контроля органами власти.
Реестр недобросовестных поставщиков
Появилась возможность заключить контракт с участником конкурентной процедуры, занявшим второе место, в случае расторжения контракта с предыдущим поставщиком. Однако перезаключение контракта со «вторым номером» допускается только после включения предыдущего поставщика в реестр недобросовестных. Срок включения в такой реестр сокращен с 10 до 5 дней. Если изначальный контракт частично был исполнен, необходимо уменьшить цену и объем обязательств.
Изменения будут мотивировать заказчиков и антимонопольные органы включать поставщиков в реестр для скорейшего возобновления прерванных контрактных отношений уже с новым участником. Однако сокращение срока внесения данных в реестр не способствует тщательному исследованию обстоятельств расторжения контракта.
КИАП
Федеральный рейтинг
I
группа
Страховое право
I
группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции
II
группа
Трудовое и миграционное право
II
группа
ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование
II
группа
Международный арбитраж
II
группа
Интеллектуальная собственность
II
группа
Уголовное право и процесс
III
группа
Антимонопольное право
III
группа
Арбитражное судопроизводство
III
группа
ТМТ
III
группа
Коммерческая недвижимость/Строительство
III
группа
Финансовое/Банковское право
III
группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения
III
группа
Налоговое право и налоговые споры
IV
группа
Банкротство
Профайл компании
×
«С одной стороны, отказ во включении в реестр недобросовестных поставщиков зачастую свидетельствует о наличии спора между сторонами и отсутствии очевидных признаков недобросовестности поставщика. В этом контексте нововведение может стать своего рода защитой от злоупотреблений заказчика, который произвольно отказался от исполнения контракта, чтобы перезаключить его с более «симпатичным» участником. С другой, практика включения поставщиков в реестр недобросовестных далека от какой-либо определенности, и вопрос зачастую решается формально не в пользу поставщика», – отметил Бузин.
Допуск к торгам
С 1 июля введен новый аукцион в сфере строительства (включающий проектную документацию), по которому поставщикам не требуется проходить стадию допуска к торгам. Вместо этого документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям заказчика, необходимо направлять оператору электронной площадки. Если заказчик не устанавливает дополнительных требований, к строительным торгам допускаются любые компании.
С одной стороны, новые правила проведения строительных тендеров повысят конкуренцию за контракты, поскольку практика незаконного отклонения заказчиками первых частей заявок уйдет в прошлое. С другой, будет расти демпинг и риски картельных сговоров.
DS Law
Федеральный рейтинг
II
группа
Семейное/Наследственное право
IV
группа
Интеллектуальная собственность
×
Скорректирован перечень иностранных товаров, для допуска которых в целях осуществления госзакупок установлены специальные условия. В обновленный перечень включены волоконно-оптические кабели. Одновременно исключены такие товары, как мебель, матрасы, а вместо отдельных наименований овощей и фруктов в перечень добавлены позиции «Овощи и культуры бахчевые, корнеплоды и клубнеплоды» и «Культуры многолетние».
Унитарные предприятия
Бюджетные, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия смогут осуществлять закупки за счет средств, полученных в качестве дара, пожертвования, по завещанию. Для этого нужно внести соответствующие изменения в положение о закупке и в план закупки.
Для организаций культуры, науки и образования увеличится максимальная сумма закупки у единственного поставщика с 400 000 руб. до 600 000 руб. Изменится годовой объем таких закупок - теперь он должен быть менее 5 млн руб. либо менее 50% совокупного годового объема закупок заказчика (но не больше 30 млн руб.). К учреждениям культуры, осуществляющим закупки у единственного поставщика с учетом этих правил, отнесены дома народного творчества и ремесел. Для заключения контракта с единственным поставщиком на поставку культурных ценностей для пополнения государственных фондов, закупки произведений литературы и искусства определенных авторов и исполнителей не потребуется обоснования.
Вносимые изменения расширят основания для закупок у единственного поставщика, разрешая учреждениям культуры закупать таким способом музыкальные инструменты, оборудование и материалы для создания сценических эффектов.
VEGAS LEX
Федеральный рейтинг
I
группа
Коммерческая недвижимость/Строительство
I
группа
ГЧП/Инфраструктурные проекты
I
группа
Транспортное право
I
группа
Природные ресурсы/Энергетика
II
группа
Арбитражное судопроизводство
II
группа
Антимонопольное право
II
группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения
II
группа
Налоговое право и налоговые споры
II
группа
Банкротство
III
группа
ТМТ
4
место
По размеру выручки
5
место
По размеру выручки на юриста
3
место
По количеству юристов
Профайл компании
×
Контроль за закупками
С 1 июля Правительство наделено полномочиями:
- по утверждению единого порядка осуществления контроля в сфере закупок на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
- по определению порядка оценки эффективности деятельности органов контроля в сфере закупок.
Единый порядок должен регулировать организацию, предмет, форму, сроки, периодичность проведения проверок и оформление их результатов. При организации и осуществлении проверок учитывается отнесение субъекта контроля к определенной категории риска.
Органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, получат право осуществлять полномочия органов местного самоуправления муниципального района и городского округа на основании соглашений между субъектами РФ и муниципальными образованиями.
C одной стороны, принятые меры позволят обеспечить формирование единых правил, методологии и практики осуществления контроля в сфере закупок на всех уровнях, а также избежать задержек в процедурах из-за жалоб. С другой, эти поправки фактически отменяют общественный контроль за госзакупками.
Общественные организации или объединения юридических лиц больше не смогут пожаловаться в ФАС или суд на действия участников картельных соглашений, а также чиновников, организующих закупки. Обжаловать условия и результаты закупок смогут только сами участники закупок. «Это может привести к росту количества договорных госконтрактов», – считает Гейфман.
При поступлении обращения от общественного объединения или объединения юрлиц закупки не будут приостанавливаться – такие заявления приравняют к обычной информации о нарушениях. «Вероятность, что предписание об отмене закупки просто не успеют вынести, увеличится. Его не выдадут, если контракт заключен до окончания проверки, а на ее проведение у контролеров будет 30 дней», – резюмировала Гейфман.