Госзакупки: новые возможности и новые риски


Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов

В июле вступили в силу изменения о госзакупках, которые направлены на упрощение и ускорение проводимых процедур. Так, небольшие компании получили больше возможностей в области закупочной деятельности, а антимонопольные органы стали чаще включать поставщиков в реестр недобросовестных. При этом повысился риск картельных сговоров и договорных госконтрактов.

Единственный поставщик

Предельный размер закупки у единственного поставщика с 1 июля составляет 300 000 руб., а не 100 000 руб., как раньше. Также увеличился список оснований для заключения договора с единственным поставщиком. Заказчик получил право осуществлять закупку у единственного поставщика в случае признания запроса предложений несостоявшимся из-за отсутствия поступивших предложений или их отклонения. Такую закупку придется согласовать с контролирующим органом.

«Эта мера призвана снизить организационные издержки заказчиков, однако может быть использована и для злоупотреблений. Будут ли условия, предложенные единственному поставщику, отличаться от содержавшихся в документации? Если нет, не вполне понятно, почему этот поставщик должен передумать, ведь ранее он не подал заявку на участие в процедуре. Если да, то такой выбор поставщика ограничит конкуренцию, поскольку измененные условия не были предложены остальным участникам рынка», – отметил руководитель направления «Госзакупки: сопровождение и споры» АБ
КИАП

КИАП

Федеральный рейтинг

I
группа
Страховое право

I
группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции

II
группа
Трудовое и миграционное право

II
группа
ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование

II
группа
Международный арбитраж

II
группа
Интеллектуальная собственность

II
группа
Уголовное право и процесс

III
группа
Антимонопольное право

III
группа
Арбитражное судопроизводство

III
группа
ТМТ

III
группа
Коммерческая недвижимость/Строительство

III
группа
Финансовое/Банковское право

III
группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения

III
группа
Налоговое право и налоговые споры

IV
группа
Банкротство

Профайл компании

×

Максим Бузин.

После 31 июля не потребуется извещение о закупке у единственного поставщика, обоснование выбора такого способа закупки и существенных условий контракта. Также не нужно будет проводить экспертизу поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги. Заказчику станет проще заключить контракт с единственным поставщиком, так как не придется оформлять отчет о невозможности или нецелесообразности проведения иных закупок. 

Для подавляющего большинства контрактов с единственным поставщиком сохраняется обязанность обосновать цену контракта. Вместе с тем изменения должны оказать положительное воздействие на отношения заказчиков с коммунальщиками, монополистами и гарантирующими поставщиками, чья деятельность и так достаточно жестко регулируется.

Игнат Горнштейн, старший консультант департамента юрпрактики
Alliance Legal CG 

Alliance Legal Consulting Group

Федеральный рейтинг

II
группа
Уголовное право и процесс

III
группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции

III
группа
ГЧП/Инфраструктурные проекты

IV
группа
Банкротство

Профайл компании

×

Юрист PETERKA & PARTNERS Алла Гейфман считает, что нововведения не прибавят прозрачности: «При этом отсутствие прозрачности – один из факторов, который негативно влияет на конкуренцию в сфере госзакупок».

Гарантийные обязательства

С 1 июля заказчики получили возможность требовать от поставщиков предоставления обеспечения в виде банковской гарантии или внесения денег в размере до 10% стартовой цены торгов. Срок возврата обеспечения не должен превышать 30 дней с даты исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае участия в закупке субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций – 15 дней. Поставщик может изменить способ обеспечения гарантийных обязательств или предоставить заказчику новое обеспечение взамен ранее предоставленного.

Банковская гарантия позволит облегчить доступ к закупкам небольшим компаниям и исключит возможные проблемы с получением гарантий победителями закупок. Срок предоставления гарантии будет выбирать победитель, и закончиться он должен не раньше, чем через месяц после окончания действия контракта. Риск отзыва у банка-гаранта лицензии ложится на поставщика. Если это произойдет, банк в течение месяца должен предоставить заказчику новую гарантию. 

Поставщикам необходимо внимательно изучать не только общие требования закона к банковской гарантии, но и дополнительные условия заказчика. Несоответствие может привести к отклонению такой банковской гарантии и к занесению исполнителя в реестр недобросовестных.

Влад Рудницкий, партнер PETERKA & PARTNERS

Единая информационная система

Заказчик получил право размещать в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 300 млн руб. ( в случае выполнения работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства – 2 млрд руб.). В ЕИС придется размещать всю проектную документацию, кроме случаев, когда проектирование входит в предмет контракта или проект не обязателен.

Если в отношении участника закупки установлены дополнительные требования, он направляет оператору электронной площадки электронные документы или их копии, подтверждающие соответствие таким требованиям, по каждому виду товаров, работ, услуг.

Важность вносимых изменений заключается в том, что они направлены на упрощение процедуры посредством установления более высоких размеров и объемов закупок для отдельных видов юрлиц.

Оксана Арапова, юрист КА
Юков и партнеры

Юков и Партнеры

Федеральный рейтинг

I
группа
Банкротство

II
группа
Уголовное право и процесс

III
группа
Арбитражное судопроизводство

19
место

По размеру выручки на юриста

25
место

По размеру выручки

14-15
место

По количеству юристов

Профайл компании

×

 

Субъекты малого бизнеса

С 1 июля снижена финансовая нагрузка в отношении субъектов малого бизнеса. Они могут представить заказчику обеспечение контракта в размере, определяемом в процентном соотношении к цене, по которой заключается контракт, а не в зависимости от стартовой цены.

Другой мерой стало освобождение малого бизнеса от обязанности представить заказчику обеспечение контракта, если предприниматель имеет хорошую контрактную историю – три исполненных контракта без неустоек без учета правопреемства за три года до даты подачи заявок.

На мой взгляд, изменения в сфере госзакупок направлены на упрощение и ускорение проводимых процедур. Во-первых, участникам станет проще совершать закупки. Во-вторых, повысится уровень эффективности их контроля органами власти.

Светлана Петропольская, заместитель генерального директора юркомпании URVISTA

Реестр недобросовестных поставщиков

Появилась возможность заключить контракт с участником конкурентной процедуры, занявшим второе место, в случае расторжения контракта с предыдущим поставщиком. Однако перезаключение контракта со «вторым номером» допускается только после включения предыдущего поставщика в реестр недобросовестных. Срок включения в такой реестр сокращен с 10 до 5 дней. Если изначальный контракт частично был исполнен, необходимо уменьшить цену и объем обязательств.   

Изменения будут мотивировать заказчиков и антимонопольные органы включать поставщиков в реестр для скорейшего возобновления прерванных контрактных отношений уже с новым участником. Однако сокращение срока внесения данных в реестр не способствует тщательному исследованию обстоятельств расторжения контракта.

Максим Бузин, руководитель направления «Госзакупки: сопровождение и споры» АБ
КИАП

КИАП

Федеральный рейтинг

I
группа
Страховое право

I
группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции

II
группа
Трудовое и миграционное право

II
группа
ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование

II
группа
Международный арбитраж

II
группа
Интеллектуальная собственность

II
группа
Уголовное право и процесс

III
группа
Антимонопольное право

III
группа
Арбитражное судопроизводство

III
группа
ТМТ

III
группа
Коммерческая недвижимость/Строительство

III
группа
Финансовое/Банковское право

III
группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения

III
группа
Налоговое право и налоговые споры

IV
группа
Банкротство

Профайл компании

×

 

«С одной стороны, отказ во включении в реестр недобросовестных поставщиков зачастую свидетельствует о наличии спора между сторонами и отсутствии очевидных признаков недобросовестности поставщика. В этом контексте нововведение может стать своего рода защитой от злоупотреблений заказчика, который произвольно отказался от исполнения контракта, чтобы перезаключить его с более «симпатичным» участником. С другой, практика включения поставщиков в реестр недобросовестных далека от какой-либо определенности, и вопрос зачастую решается формально не в пользу поставщика», – отметил Бузин.

Допуск к торгам

С 1 июля введен новый аукцион в сфере строительства (включающий проектную документацию), по которому поставщикам не требуется проходить стадию допуска к торгам. Вместо этого документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям заказчика, необходимо направлять оператору электронной площадки. Если заказчик не устанавливает дополнительных требований, к строительным торгам допускаются любые компании.

С одной стороны, новые правила проведения строительных тендеров повысят конкуренцию за контракты, поскольку практика незаконного отклонения заказчиками первых частей заявок уйдет в прошлое. С другой, будет расти демпинг и риски картельных сговоров.

Мария Калинина, партнер практики разрешения споров АБ
DS Law

DS Law

Федеральный рейтинг

II
группа
Семейное/Наследственное право

IV
группа
Интеллектуальная собственность

×

Скорректирован перечень иностранных товаров, для допуска которых в целях осуществления госзакупок установлены специальные условия. В обновленный перечень включены волоконно-оптические кабели. Одновременно исключены такие товары, как мебель, матрасы, а вместо отдельных наименований овощей и фруктов в перечень добавлены позиции «Овощи и культуры бахчевые, корнеплоды и клубнеплоды» и «Культуры многолетние».

Унитарные предприятия

Бюджетные, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия смогут осуществлять закупки за счет средств, полученных в качестве дара, пожертвования, по завещанию. Для этого нужно внести соответствующие изменения в положение о закупке и в план закупки. 

Для организаций культуры, науки и образования увеличится максимальная сумма закупки у единственного поставщика с 400 000 руб. до 600 000 руб. Изменится годовой объем таких закупок - теперь он должен быть менее 5 млн руб. либо менее 50% совокупного годового объема закупок заказчика (но не больше 30 млн руб.). К учреждениям культуры, осуществляющим закупки у единственного поставщика с учетом этих правил, отнесены дома народного творчества и ремесел. Для заключения контракта с единственным поставщиком на поставку культурных ценностей для пополнения государственных фондов, закупки произведений литературы и искусства определенных авторов и исполнителей не потребуется обоснования.

Вносимые изменения расширят основания для закупок у единственного поставщика, разрешая учреждениям культуры закупать таким способом музыкальные инструменты, оборудование и материалы для создания сценических эффектов.

Анастасия Чередова, старший юрист коммерческой группы юрфирмы
VEGAS LEX

VEGAS LEX

Федеральный рейтинг

I
группа
Коммерческая недвижимость/Строительство

I
группа
ГЧП/Инфраструктурные проекты

I
группа
Транспортное право

I
группа
Природные ресурсы/Энергетика

II
группа
Арбитражное судопроизводство

II
группа
Антимонопольное право

II
группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения

II
группа
Налоговое право и налоговые споры

II
группа
Банкротство

III
группа
ТМТ

4
место

По размеру выручки

5
место

По размеру выручки на юриста

3
место

По количеству юристов

Профайл компании

×

 

Контроль за закупками

С 1 июля Правительство наделено полномочиями:

  • по утверждению единого порядка осуществления контроля в сфере закупок на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
  • по определению порядка оценки эффективности деятельности органов контроля в сфере закупок.

Единый порядок должен регулировать организацию, предмет, форму, сроки, периодичность проведения проверок и оформление их результатов. При организации и осуществлении проверок учитывается отнесение субъекта контроля к определенной категории риска.

Органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, получат право осуществлять полномочия органов местного самоуправления муниципального района и городского округа на основании соглашений между субъектами РФ и муниципальными образованиями.

C одной стороны, принятые меры позволят обеспечить формирование единых правил, методологии и практики осуществления контроля в сфере закупок на всех уровнях, а также избежать задержек в процедурах из-за жалоб. С другой, эти поправки фактически отменяют общественный контроль за госзакупками.

Алла Гейфман, юрист PETERKA & PARTNERS 

Общественные организации или объединения юридических лиц больше не смогут пожаловаться в ФАС или суд на действия участников картельных соглашений, а также чиновников, организующих закупки. Обжаловать условия и результаты закупок смогут только сами участники закупок. «Это может привести к росту количества договорных госконтрактов», – считает Гейфман. 

При поступлении обращения от общественного объединения или объединения юрлиц закупки не будут приостанавливаться – такие заявления приравняют к обычной информации о нарушениях. «Вероятность, что предписание об отмене закупки просто не успеют вынести, увеличится. Его не выдадут, если контракт заключен до окончания проверки, а на ее проведение у контролеров будет 30 дней», – резюмировала Гейфман. 

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля