Гиперссылка на Перечень НПА с обязательными требованиями к ведению бизнеса должна быть на главной странице веб-сайта надзорного ведомства
Гиперссылка на Перечень НПА с обязательными требованиями к ведению бизнеса должна быть на главной странице веб-сайта надзорного ведомства
28 сентября 2020
AndrewLozovyi/ Depositphotos.com |
Что содержится в Перечне нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, и где его "вывешивать"? Минэкономразвития России представило проект правил (только для федеральных ведомств), которые отвечают на оба вопроса (Проект Постановления Правительства РФ "О порядке размещения и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти... перечней нормативных правовых актов (их отдельных частей), содержащих обязательные требования"):
- на каждый отдельный вид надзора/контроля должен быть составлен свой "собственный" Перечень;
- Перечень должен содержать не только реквизиты НПА и ссылки на его структурные элементы (номера статей, частей, пунктов, подпунктов), но и ссылки на актуальные тексты этих НПА на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru);
- Перечень должен содержать также категории лиц, обязанных соблюдать эти требования, и коды их деятельности (из ОКВЭД),
- Перечень должен содержать, кроме того, сведения о наказаниях за неисполнение обязательных требований,
- Перечень должен содержать формы проверочных листов и гиперссылки на разъяснения, руководства, МР;
- все Перечни одного ведомства должны быть доступны в одной вкладке путем перехода по гиперссылке с главной страницы официального сайта;
- Перечни публикуются на сайте ведомства в 10-дневный срок со дня их утверждения. Вообще, окончательный планируемый срок для размещения готовых Перечней на сайтах ФОИВ – до 1 января 2021 г.;
- актуализация Перечней должна проводиться не позднее даты вступления в силу нового НПА (который либо изменяет, либо отменяет что-то в текущем Перечне).
Отметим, что обязанность разрабатывать и публиковать Перечни НПА с обязательными требованиями имеется у надзорных органов уже давно. Правда, сведений в этих перечнях гораздо меньше, чем предложено проектом. Кроме того, с Перечнями связан еще один нюанс – законодательство не требует, чтобы эти Перечни были исчерпывающими. То есть бизнес не защищен от ситуации, когда обязательное требование существует, его исполнение проверяется, его неисполнение влечет ответственность, при этом в соответствующем Перечне оно не упомянуто (мы подробно рассказывали об этой проблеме ранее). Эта проблема не решена и новым Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации": в нем сказано лишь, что на официальных сайтах органов госвласти размещается Перечень НПА, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках госконтроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений. Запрет на применение нормы, которая по какой-либо причине не включена в Перечень, не установлен. При этом ни "старый" Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", ни "новый" Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" не позволяют отменять результаты проверки, во время которой проверялось исполнение норм такого НПА, который не упомянут в Перечне НПА (по Закону о госконтроле, нужно отменять результаты проверки, во время которой оценивалось соблюдение положений, не являющихся обязательными требованиями; однако статус обязательного требования зависит лишь от его природы и не связан с фактом его включения в какой-либо перечень).
Кроме того, Минэкономразвития России уже начало разработку проектов постановлений Правительства РФ "О проверочных листах контрольных (надзорных) органов" (ID проекта 02/07/08-20/00106695) и "Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (ID проекта 02/07/08-20/00106698), о чем и объявило на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, но их тексты пока не опубликованы.