Генпрокурор РФ считает, что правоохранители не справляются с противодействием киберпреступлениям
По его мнению, соответствующие органы демонстрируют низкую способность противостоять новому виду преступности, хотя возможности раскрывать эти преступления, в том числе с применением современных технологий, имеются
На заседании коллегии Генпрокуратуры выступил и Владимир Путин, который также обратил внимание на рост количества преступлений, связанных с использованием информационных технологий. Президент указал на необходимость выработать комплекс мер по снижению числа подобных деяний
17 марта в Генеральной прокуратуре РФ состоялось расширенное заседание коллегии, посвященное итогам работы органов прокуратуры за 2019 г. На нем выступили Президент РФ Владимир Путин и генеральный прокурор Игорь Краснов.
Говоря о важности защиты прав граждан, президент упомянул о реформе Конституции. «Вынесенные на общероссийское голосование поправки в Конституцию РФ усиливают и конкретизируют социальный характер нашего государства, а значит, и возрастает ваша ответственность за соблюдение социальных прав граждан», – отметил он. Добавим, что вечером 17 марта Владимир Путин подписал Указ «О назначении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ». 22 апреля 2020 г. гражданам предстоит ответить всего на один вопрос: «Вы одобряете изменения в Конституцию Российской Федерации?»
Далее президент указал, что в 2019 г., впервые начиная с 2016 г., общее число преступлений в стране выросло. Увеличилось и количество нераскрытых преступлений. По словам Владимира Путина, таким остается каждое второе преступление. Особое внимание он уделил негативной динамике деяний, связанных с использованием информационных технологий. «Речь в том числе идет о покушении на частную жизнь граждан, их имущество, средства, размещенные на счетах в банках», – пояснил он. Владимир Путин сообщил о необходимости выработать систему, комплекс мер по снижению числа подобного рода преступлений. В то же время он подчеркнул, что нужно избежать появления барьеров для прогресса.
Президент сообщил, что в 2019 г. органы прокуратуры выявили более 213 тысяч нарушений законов в сфере терроризма и экстремизма. Деятельность четырех иностранных неправительственных организаций была признана нежелательной, по материалам прокуроров суды запретили деятельность трех экстремистских организаций.
Владимир Путин также указал, что в последние годы Генеральная прокуратура взяла курс на усиление прокурорского надзора за соблюдением прав осужденных в местах лишения свободы. Однако, заметил президент, как показывает практика, нарушений прав осужденных по-прежнему очень много. «Прошу совместно с Федеральной службой исполнения наказаний принять комплексные меры по обеспечению безопасности осужденных, профилактике правонарушений в учреждениях уголовно-исполнительной системы, активнее взаимодействовать с Советом по развитию гражданского общества, уполномоченными по правам человека в субъектах РФ, представителями гражданского общества», – обратился глава государства к собравшимся.
В своем докладе Игорь Краснов указал, что в постоянном режиме должна продолжаться работа по защите законных интересов предпринимателей. По его словам, в прошедшем году за различные нарушения в этой сфере по инициативе прокуроров возбуждено 166 уголовных дел, к дисциплинарной и административной ответственности было привлечено около 40 тысяч лиц.
«С одной стороны, это результат работы, с другой – характеристика текущего состояния законности. Хотя позитивные подвижки применения прокурорского фильтра как средства избавления бизнеса от чрезмерного внимания госорганов заметны. Если шесть лет назад при формировании сводного плана проверок отклонялось более половины предложений контролеров (это 460 из 857 тысяч), то на сегодняшний день только каждая пятая – 94 из 478 тысяч, притом что самих предложений о проведении проверок за это время стало вдвое меньше. То есть это "улица с двусторонним движением" – совершенствуется надзорный опыт, повышается ответственность контролеров», – подчеркнул Игорь Краснов.
Вместе с тем, добавил он, в зоне личной ответственности прокуроров должны оставаться вопросы обоснованности уголовного преследования предпринимателей, изъятия у них документов и иного ограничения их прав, а также надзор за оперативно-разыскной деятельностью.
«Продолжается галопирующий рост преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий. В прошедшем году их учтено почти на 70 процентов больше, а за последние пять лет количество возросло более чем в 25 раз – с 11 до 295 тысяч. Причем их общая раскрываемость составила менее четверти, это 24 процента, а, например, так называемое кибермошенничество, по сути, вообще не раскрывается, 9 процентов всего раскрываемость», – обозначил проблему генпрокурор.
По его мнению, правоохранительные органы демонстрируют низкую способность противостоять новому виду преступности. «А безнаказанность, как известно, рождает рецидив. Хотя возможности раскрывать эти преступления, в том числе с применением современных технологий, у субъектов оперативно-разыскной деятельности имеются, – подчеркнул Игорь Краснов. – Во всяком случае, примеров, когда с их помощью раскрываются преступления террористического характера, убийства и другие тяжкие преступления, достаточно много. Здесь все зависит от добросовестности и профессионализма сотрудников, в первую очередь оперативных служб, эффективности надзора за оперативно-разыскной деятельностью со стороны прокуроров».
Дополнительно Генеральный прокурор РФ указал, что число выявленных нарушений непосредственно при производстве предварительного расследования по-прежнему остается значительным. «Прокурорам следует оперативно реагировать на случаи волокиты в ходе следствия, чрезмерные сроки расследования, факты нарушения прав потерпевших от преступлений, а также лиц, в отношении которых принимаются меры процессуального принуждения», – полагает Игорь Краснов.
Относительно противодействия правонарушениям экстремистской и террористической направленности он отметил, что в 2019 г. прокуроры работали в условиях изменившегося законодательства. «В связи с декриминализацией ряда деяний вдвое (с 1265 до 585) снизилось количество уголовно наказуемых экстремистских проявлений», – прокомментировал ситуацию генпрокурор. По его словам, в прошлом году по результатам рассмотрения требований прокуроров заблокировано более 81 тыс. интернет-ресурсов с информацией, содержащей террористические, экстремистские угрозы, включая призывы к массовым беспорядкам и насилию, с 45 тыс. сайтов противоправная информация была удалена.
Игорь Краснов также сообщил, что в 2019 г. гособвинители участвовали в рассмотрении более 770 тыс. уголовных дел (в первой инстанции), абсолютное большинство разбирательств завершилось обвинительными приговорами – 73%. «Удалось добиться более взвешенного подхода прокуроров к даче согласия на рассмотрение дел в особом порядке. Их число существенно снизилось. Вместе с тем о явных недоработках свидетельствует рост числа уголовных дел, возвращенных судами в порядке ст. 237 УПК <....> а также лиц, преследование которых прекращено судом по реабилитирующим основаниям. Думаю, следует разобраться в причинах и подкорректировать работу прокуроров на стадиях расследования и утверждения обвинительного заключения», – указал генеральный прокурор. В свою очередь грамотное и справедливое представление прокурором доказательств в суде должно способствовать повышению авторитета органов прокуратуры, всей правоохранительной и судебной системы, заключил Игорь Краснов.