Адвокатам АП КБР, чьи права нарушили полицейские, предъявлены обвинения

31 мая старший следователь первого отдела по расследованию особо важных дел СУ СК России по КБР вынес постановления о привлечении адвокатов Ратмира Жилокова и Дианы Ципиновой в качестве обвиняемых по ч. 1 ст. 318 УК РФ

Адвокатам АП КБР, чьи права нарушили полицейские, предъявлены обвинения

В комментарии «АГ» защитники адвокатов поделились планами относительно отстаивания интересов своих доверителей, в частности сообщив о намерении обжаловать избранную меру пресечения. Заместитель председателя Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов Вадим Клювгант отметил, что уголовное дело против адвокатов из КБР иллюстрирует возмутительный произвол силовых структур в лице органов полиции, а затем следствия.

Как стало известно «АГ», 31 мая адвокатам АП Кабардино-Балкарской Республики Диане Ципиновой и Ратмиру Жилокову предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 318 УК РФ («Применение насилия, не опасного для жизни и здоровья, в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей»).

Конфликт полицейских и адвокатов

Напомним, как писала ранее «АГ», 20 мая сотрудники межмуниципального отдела МВД России «Урванский» задержали, заковали в наручники и насильно доставили в здание отдела адвоката АП Кабардино-Балкарской Республики Ратмира Жилокова. В целях защиты прав задержанного в отдел МВД прибыли его коллеги Наталья Магова, Диана Ципинова и Людмила Кочесокова.

По заявлению адвокатов, несмотря на предъявление ордеров, удостоверений и паспортов, защитникам не удалось оказать квалифицированную юридическую помощь задержанному адвокату из-за воспрепятствования этому нескольких полицейских во главе с их начальником Радионом Шогеновым. При этом полицейские затащили Диану Ципинову в здание отдела и заковали в наручники, продержав ее там до приезда сотрудников собственной безопасности МВД. По словам Натальи Маговой, в адрес ее коллеги поступали различные оскорбления и угрозы сексуального насилия от сотрудников полиции.

25 мая адвокаты Наталья Магова, Диана Ципинова и Людмила Кочесокова направили в АП КБР обращение в целях защиты своих нарушенных прав, в котором изложены детали инцидента. Адвокаты указали, что у всех них после случившегося имеются видимые телесные повреждения, и подчеркнули, что действия виновных полицейских должны быть квалифицированы по ч. 3 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»).

В связи с чрезвычайностью происшествия президент ФПА Юрий Пилипенко обратился к министру внутренних дел РФ Владимиру Колокольцеву и назвал данный инцидент грубейшим нарушением профессиональных прав адвокатов и требований закона, а действия сотрудников полиции – не только недопустимыми, но и требующими принципиальной оценки руководства МВД.

Впоследствии президент АП КБР Юрий Гегиев в своем обращении к главе МВД по КБР от 27 мая указал, что сотрудники МО МВД России «Урванский» воспрепятствовали осуществлению адвокатами защиты Ратмира Жилокова в нарушение ч. 4 ст. 49 УПК РФ. По его мнению, вышеуказанные факты свидетельствуют о грубом нарушении профессиональных прав и законных интересов четырех адвокатов республиканской палаты. Аналогичного содержания документы были направлены в прокуратуру и Управление Минюста КБР, а также в республиканскую Общественную палату.

Задержание адвокатов из-за возбуждения уголовного дела

Далее «АГ» сообщала о том, что в ночь на 29 мая правоохранительные органы задержали адвокатов АП КБР Диану Ципинову и Ратмира Жилокова, подозреваемых в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 318 УК РФ, и поместили их в ИВС.

По словам защиты адвокатов, 28 мая в 19 часов к Ратмиру Жилокову приехали сотрудники ОСБ МВД по КБР, чтобы вручить ему повестку о явке к следователю к 20 часам. В ходе телефонного разговора со следователем Ратмир Жилоков узнал про возбуждение уголовного дела и предупредил Диану Ципинову о том, что в ее отношении также возбуждено уголовное дело. «Адвокат тоже не знала об этом, так как за несколько часов до этого, когда она была в СУ СКР по КБР, ей ничего не говорили на этот счет», – ранее сообщал адвокат Арсен Сижажев, защищающий обоих своих коллег.

Комментируя пресс-службе Федеральной палаты адвокатов задержание адвокатов, вице-президент ФПА, председатель Комиссии Совета ФПА по защите прав адвокатов Генри Резник назвал этот случай вопиющим и сообщил, что Федеральная палата адвокатов берет это дело на особый контроль. По мнению Генри Резника, задержание адвокатов Ципиновой и Жилокова является незаконным. При этом он дал отдельную оценку обвинениям Дианы Ципиновой в применении насилия в отношении полицейского. «Сопротивление женщины мужчине – сотруднику полиции, первым применившему в отношении нее физическую силу, считаю полностью оправданным», – сказал Генри Резник.

Уголовное дело находится на контроле СКР и Общественного совета при МВД

С 29 мая ситуация находится под контролем председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина, который поручил руководству территориального следственного управления тщательно разобраться во всех обстоятельствах произошедшего, дав в рамках расследования уголовного дела обоснованную правовую оценку действиям всех участников конфликта.

30 мая председатель Общественного совета при Министерстве внутренних дел РФ, адвокат Анатолий Кучерена сообщил, что ситуация вокруг конфликта между адвокатами и полицией в Кабардино-Балкарии взята Советом на контроль, а служба собственной безопасности МВД России начала расследование этого инцидента. «Если выяснится, что сотрудники полиции превысили свои полномочия и действительно применили силу в отношении адвокатов, то будут приняты меры в отношении как самих сотрудников, так и их руководителей», – сказал Анатолий Кучерена.

Суд запретил адвокатам совершать определенные действия

30 мая Нальчикский городской суд КБР рассмотрел ходатайства следствия об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу Ратмиру Жилокову и Диане Ципиновой. В итоге суд отклонил ходатайства следствия в связи с необоснованностью его доводов и отсутствием доказательств, но назначил подозреваемым меру пресечения в виде запрета определенных действий.

Таким образом, суд обязал обоих адвокатов самостоятельно являться по вызовам следователя, в производстве которого находится уголовное дело, с обязательным уведомлением контролирующего органа и наложил на них следующие запреты:

  • отправлять и получать любые почтово-телеграфные отправления, использовать все виды средств связи и Интернет-сети (за исключением использования телефонной связи для вызова скорой помощи, сотрудников правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также для общения с сотрудниками контролирующего исполнение запретов органа и следствием);
  • общаться без разрешения следователя, в производстве которого находится уголовное дело, с любыми лицами, за исключением ряда лиц.

Также адвокатам запрещено до 27 июля без разрешения следователя выходить за пределы жилья до 7 часов и находиться за его пределами после 22 часов. В связи с избранием новой меры пресечения Ратмир Жилоков и Диана Ципинова были освобождены из-под стражи в зале суда.

Суть предъявленных обвинений

31 мая старший следователь первого отдела по расследованию особо важных дел СУ СК России по КБР вынес два постановления (есть у «АГ») о привлечении адвокатов в качестве обвиняемых по ч. 1 ст. 318 УК РФ.

Из одного из них следует, что 20 мая Ратмир Жилоков подъехал к помещению, расположенному в г. Нарткала, где осуществлялась незаконная деятельность по организации и проведению азартных игр. По версии следствия, прибыв на место, адвокат предложил одетому в форменную одежду заместителю начальника полиции по охране общественного порядка ОМВД по Урванскому району Тимуру Нагоеву отойти в сторону, снять форму и выяснить отношения «на кулаках», после чего стал приближаться к полицейскому.

В постановлении также отмечено, что Нагоев предупредил Жилокова о том, что является сотрудником полиции, и о возможности применения к нему физической силы в случае совершения противоправных действий. Тем не менее, несмотря на такое предупреждение, адвокат вплотную приблизился к вышеуказанному полицейскому и нанес ему головой удар в надбровную область лица, причинив последнему тем самым телесное повреждение в виде кровоподтека. «Этими умышленными действиями Жилоков совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 318 УК РФ», – отмечено в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого.

Аналогичное обвинение предъявлено Диане Ципиновой. Как следует из соответствующего постановления, вечером 20 мая в ОМВД России по Урванскому району прибыли два адвоката – Людмила Кочесокова и Диана Ципинова. По версии следствия, защитникам было отказано в свободном доступе в здание, поскольку они не представили адвокатские ордера. «Кроме того, согласно указу Главы КБР № 19 УГ от 18.03.2020 “О введении на территории Кабардино-Балкарской Республики режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)” не допускается нахождение двух и более лиц в организациях без соблюдения санитарно-эпидемиологических норм», – отмечено в документе.

В нем также указано, что той же ночью адвокаты вместе со своей коллегой Натальей Маговой вновь прибыли к зданию полиции и потребовали впустить их в него, так как они имеют статус адвоката и им не может быть ограничен доступ в вышеуказанный объект. «Тогда же Кочесокова, Магова и Ципинова, воспользовавшись тем, что из здания ОМВД России по Урванскому району выходил один из сотрудников полиции, самовольно прошли в досмотровую часть, расположенную на первом этаже здания <…>. При этом Ципинова производила видеозапись помещения здания полиции на своем сотовом телефоне со встроенной видеокамерой», – отмечено в постановлении.

В связи с этим, указано в документе, начальник отдела полиции Радион Шогенов потребовал от адвокатов покинуть здание, но они не отреагировали на его законные требования и самовольно проникли в холл отдела полиции, где находились несколько сотрудников полиции. Полицейские, видя, что адвокаты не реагируют на их «законные требования прекратить нарушать общественный порядок» и покинуть помещение, с применением физической силы выдворили адвокатов из здания ОМВД.

Комментарии отдельных представителей защиты адвокатов

Как сообщила «АГ» адвокат Елизавета Шак, защищающая Ратмира Жилокова, в ближайшее время планируется обжаловать избранную ему меру пресечения. «Ввиду наложенных судом ограничений мой доверитель не может исполнять профессиональные обязанности адвоката, в то же время он является единственным кормильцем четверых малолетних детей и имеет на иждивении двух родителей-пенсионеров», – отметила она.

По словам адвоката, в дальнейшем защита будет ссылаться на факт несовершения Жилоковым инкриминируемого ему преступления из того, что на восстановленной видеозаписи с телефона Дианы Ципиновой отчетливо видно, что у потерпевшего отсутствуют травмы лица, на которые ссылается обвинение. «Таким образом, мой доверитель не совершал вменяемого ему преступления, а Тимур Нагоев вводит в заблуждение следствие относительно причиненных ему телесных повреждений», – убеждена Елизавета Шак.

Один из адвокатов Дианы Ципиновой, Хасан Бороков, также сообщил «АГ» о намерении ее защиты обжаловать меру пресечения в вышестоящем суде.

Реакция адвокатского сообщества на уголовное преследование адвокатов

В комментарии «АГ» заместитель председателя Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, вице-президент АП г. Москвы Вадим Клювгант отметил, что уголовное дело против адвокатов из КБР иллюстрирует возмутительный произвол силовых структур в лице органов полиции, а затем следствия.

«Адвокат при осуществлении своей профессиональной деятельности – неприкосновенная фигура в том смысле, что вмешательство в его профессиональную деятельность, воспрепятствование ей в каких бы то ни было формах недопустимы и запрещены. Это прямо сказано в Законе об адвокатской деятельности и адвокатуре, который должен неукоснительно соблюдаться всеми в любых ситуациях. К сожалению, это требование закона не подкреплено какими-либо мерами ответственности за его нарушение, что создает почву для произвола и злоупотреблений, включая недопуск адвокатов к доверителям и даже применение физической силы в отношении адвокатов», – отметил он.

Он напомнил, что адвокатская корпорация уже не первый год настаивает на введении уголовной ответственности (для должностных лиц – повышенной) за подобные нарушения профессиональных прав адвокатов, схожей с той, которая предусмотрена уголовным законом за воспрепятствование журналистской деятельности. Однако мощное противодействие силовиков введению такой законодательной гарантии блокирует ее реализацию.

«Действия должностных лиц полиции в отношении кабардино-балкарских адвокатов, особенно в отношении Дианы Ципиновой, по моему мнению, откровенно незаконны. Делать же в этой ситуации из адвокатов обвиняемых – это двойной произвол. Исходя из известных обстоятельств и с учетом доводов самих адвокатов и их защиты, в предъявленном им обвинении нет никакой убедительности и обоснованности, поскольку речь там нужно вести, судя по всему, не о “насилии в отношении представителей власти”, а о незаконном противодействии адвокатской деятельности и о правомерной защите адвокатов от нападения, угроз и оскорблений. Не вижу оснований сомневаться в обоснованности именно такой позиции защиты. В связи с этим, как и многие коллеги, полагаю, что нужно всеми силами добиваться прекращения уголовного преследования адвокатов. Более того, следствие должно разобраться, где там на самом деле жертвы, а где виновные, которые должны понести ответственность в рамках закона», – подчеркнул Вадим Клювгант

Российское адвокатское сообщество также выразило возмущение уголовным преследованием своих коллег. На сайте ФПА РФ сообщается, что Фонд адвокатов уже разместил открытое обращение к Генеральному прокурору РФ Игорю Краснову, председателю Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину, министру внутренних дел РФ Владимиру Колокольцеву в связи с грубым нарушением профессиональных и общегражданских прав адвокатов КБР, которые стали жертвами необоснованного физического насилия и уголовного преследования.

«Мы, представители адвокатского сообщества России, выражаем свою солидарность с нашими коллегами в Кабардино-Балкарской Республике и категорически осуждаем действия по их преследованию. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности адвоката, его преследование за осуществление такой деятельности посягают на фундаментальные конституционные права граждан и являются угрозой для правосудия», – указывается в обращении. В документе также содержатся требования прекратить незаконное преследование, провести всестороннюю и объективную проверку изложенных в обращении фактов нарушения профессиональных и общегражданских прав адвокатов, привлечь к ответственности виновных лиц.

Редакция «АГ» связалась с АП КБР, однако получить комментарий ее президента не удалось из-за проводимого в палате заседания Совета по факту предъявления обвинений адвокатам.

Метки записи:   ,
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля