ФСИН предлагает предусмотреть в УИК дистанционные свидания с адвокатом
Ведомство рассказало Совету по правам человека о предпринимаемых и потенциальных мерах по предупреждению распространения COVID-19 в ИК и СИЗО
Советник ФПА РФ Сергей Насонов подчеркнул, что меры по борьбе с коронавирусом не должны нарушать право обвиняемого на получение юридической помощи от защитника и право на свидание со своим адвокатом. По его словам, ФСИН в состоянии обеспечить реализацию этих прав с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических предписаний. Один из адвокатов заметил, что обозначенные ФСИН законодательные инициативы, несмотря на свою актуальность, законодателями до сих пор не рассматриваются. Второй полагает, что при дистанционном общении с адвокатом гарантировать сохранение адвокатской тайны невозможно.
Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека опубликовал информационную справку ФСИН России о мерах, принимаемых для предупреждения распространения коронавирусной инфекции в территориальных органах службы и подведомственных ей учреждениях.
ФСИН рассказала о своих обращениях в госорганы
В документе сказано, что на 1 апреля 2020 г. в исправительных учреждениях находились более 417 тыс. осужденных, почти 100 тыс. человек содержались в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме СИЗО. На ту же дату на учете в уголовно-исполнительных инспекциях состояло 486 тыс. человек, в исправительных центрах – 5 тыс. человек. «Численность подозреваемых, обвиняемых, осужденных, содержащихся в следственных изоляторах, объективно не зависит от ФСИН России, а обусловлена уровнем раскрываемости преступлений и складывающейся судебной практикой», – подчеркнуло ведомство.
ФСИН сообщила, что обратилась в Верховный Суд, МВД, Следственный комитет, Минюст и Генеральную прокуратуру с просьбой о расширении практики избрания в отношении обвиняемых в совершении преступлений небольшой, средней тяжести и экономических преступлений мер пресечения, не связанных с изоляцией от общества. Ведомство также предложило Министерству юстиции обратиться в Госдуму с просьбой об объявлении амнистии.
Кроме того, ведомство направило в Минюст предложения об изменении ст. 85 УИК и ст. 35 Закона о службе в уголовно-исполнительной системе, а также Закона об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. Федеральная служба исполнения наказаний предлагает расширить перечень случаев введения режима особых условий в исправительных учреждениях, в том числе при возникновении пандемий и эпидемий, аналогичных распространению заболевания, вызванного коронавирусом.
ФСИН также подготовила дополнения в ст. 89 УИК и ст. 18 Закона о содержании под стражей, которыми предлагается предусмотреть дистанционные свидания с адвокатами «с возможностью сохранения адвокатской тайны, необходимые для обеспечения возможности неукоснительного соблюдения прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе при введении режима особых условий».
В Минпромторг России направлена информация о дополнительной потребности ФСИН России в дезинфицирующих средствах, средствах индивидуальной защиты, бесконтактных термометрах и медицинском оборудовании.
Общение через стекло
ФСИН рассказала, что в исправительных учреждениях и СИЗО организовано взаимодействие с судами для приоритетного рассмотрения дел о предоставлении УДО. Максимальному количеству осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях, предоставлено право постоянного проживания за пределами учреждения со своими семьями.
До особого распоряжения приостановлено участие подозреваемых и обвиняемых в судебных заседаниях с выездом за пределы учреждения, проблема решается увеличением количества судебных заседаний с использованием ВКС.
ФСИН также сообщила о введении особого порядка допуска в свои учреждения. Любые свидания, встречи с защитниками, следователями, дознавателями проходят в комнатах краткосрочных свиданий через стекло. И только в исключительных случаях по письменному заявлению прибывших лиц – в помещениях следственных кабинетов СИЗО при наличии масок, бахил и перчаток. После окончания встречи помещение обрабатывается дезинфицирующим раствором, а воздух в нем обеззараживается бактерицидными облучателями. Въезжающий транспорт также обрабатывают дезинфицирующим раствором, в проходных коридорах КПП есть дезинфицирующие коврики и маты.
При введении карантина возможны видеосвидания
В следственных изоляторах регионов с наиболее сложной эпидемиологической обстановкой введен режим особых условий. Речь идет о Москве, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, Московской, Мурманской, Свердловской и Ленинградской областях, а также о республиках Дагестан, Карелия, Коми и Марий-Эл. Аналогичные меры реализованы в трех изоляторах ФСИН России (СИЗО-1 и СИЗО-2 в Москве и СИЗО-З в Санкт-Петербурге).
В некоторых учреждениях управлений ФСИН по республикам Марий Эл и Мордовия, Пермскому краю, Кировской, Липецкой, Московской, Орловской, Рязанской, Саратовской, Тамбовской, Еврейской автономной областям и по Москве введен карантин. Также определены отдельные СИЗО для приема вновь прибывших подозреваемых, обвиняемых и осужденных в УФСИН России по г. Москве и УФСИН России по Московской области. Увеличен срок пребывания на карантине с 15 до 20 дней.
В период действия режима особых условий и карантина приостановлены проведение краткосрочных и длительных свиданий, выезды за пределы учреждений, прием посылок, бандеролей и передач. При наличии возможности осужденным предоставляются видеосвидания.
При этом Федеральная служба исполнения наказаний утверждает, что во всех подведомственных ей учреждениях Москвы эпидемиологическая обстановка стабильная.
Подробнее о средствах защиты и лекарственном фонде
ФСИН сообщила, что личный состав переведен на казарменное положение (сотрудники размещены на территории учреждений), обеспечен масками, перчатками и дезинфицирующими средствами. Кроме того, ограничено проведение собраний и служебных совещаний с участием работников, для проведения таких мероприятий используется видео-конференц-связь. Сотрудники, прибывающие из зарубежных стран со сложной эпидемиологической обстановкой, находятся на самоизоляции, ведомство не допускает их к службе и устанавливает лиц, с которыми такие работники контактировали.
Запрещено проведение культурно-массовых и иных мероприятий, усилен контроль за работой и санитарным состоянием камерных помещений, пищеблоков, котельных, источников водоснабжения, раздевалок и мест, где принимают пищу сотрудники.
Созданы дополнительные силы для транспортировки лиц, у которых обнаружена коронавирусная инфекция, организовано изготовление защитных масок для работников УИС, подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Проводятся ежедневные медицинские осмотры работников с измерением температуры тела, лиц с повышенной температурой немедленно изолируют.
ФСИН также напомнила о своем приказе от 19 марта 2020 г. № 196 «О неотложных мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (СOVID-19)». Подчеркивается, что с учетом мнения специалистов Роспотребнадзора и Минздрава разработан и утвержден директором ФСИН Комплексный план организационно-практических, санитарно-противоэпидемических и лечебно-диагностических мероприятий при угрозе возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции в учреждениях и органах УИС.
В учреждениях УИС разработаны и согласованы с органами управления здравоохранения субъектов РФ планы маршрутизации направления подозреваемых, обвиняемых и осужденных с подозрением на коронавирусную инфекцию в медицинские учреждения, организовано проведение лабораторных исследований по выявлению коронавируса. Также организовано взаимодействие с учреждениями Роспотребнадзора по вопросам проведения противоэпидемических мероприятий и лабораторных обследований, обмена эпидемиологическими данными.
Кроме того, разработан план поэтапного развертывания дополнительного коечного фонда в медицинских организациях УИС с возможностью увеличения количества коек при ухудшении эпидемиологической ситуации и создан неснижаемый запас лекарственных препаратов, дезинфицирующих средств, термометров, масок, перчаток и бахил, подготовлено медицинское оборудование, в том числе аппараты ИВЛ, концентраторы кислорода и пульсоксиметры.
На производственных объектах сокращено количество осужденных, работающих в одной смене, обеспечен дезинфекционный режим, а в СИЗО выделены дополнительные камеры для изоляции лиц, находившихся в условиях риска заражения коронавирусной инфекцией.
Во ФСИН России и территориальных органах созданы оперативные штабы, утверждены планы по неотложным мерам, направленным на предупреждение распространения коронавирусной инфекции. В круглосуточном режиме организована работа горячей линии с целью мониторинга информации об эпидемиологической ситуации в учреждениях УИС.
Карантин не может препятствовать получению юридической помощи от защитника
Советник ФПА РФ Сергей Насонов отметил, что информационная справка затрагивает актуальную проблему минимизации проявлений случаев заражения вирусом 2019-nCoV лиц, содержащихся в учреждениях ФСИН России. «Именно эти лица находятся в особой группе риска, и последствия возможной вспышки инфекции в учреждениях ФСИН будут катастрофичными. Очевидно, что самый эффективный способ предотвращения этого – сокращение числа лиц, которым в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также сокращение численности “тюремного населения”», – считает адвокат.
Поэтому следует поддержать обращение ФСИН России в Верховный Суд, Министерство внутренних дел, Следственный комитет, Министерство юстиции и Генеральную прокуратуру об оказании содействия по расширению практики избрания в отношении обвиняемых в совершении преступлений небольшой, средней тяжести и экономических преступлений мер пресечения, не связанных с изоляцией от общества, указал Сергей Насонов.
Вместе с тем, добавил он, задача сокращения численности заключенных под стражу обвиняемых по указанным категориям преступлений решается не только путем расширения практики избрания альтернативных мер пресечения судами, но и путем изменения уже избранной меры пресечения в виде заключения под стражу следователями, у которых есть такое полномочие (ст. 110 УПК РФ). «Следственный корпус смог бы существенно сократить численность содержащихся под стражей лиц по указанным категориям преступлений, обращаясь в суды не с ходатайствами о продлении сроков содержания обвиняемых под стражей, а с просьбой применения судом альтернативных мер пресечения. Это более быстрый и эффективный путь, нежели ждать изменения судебной практики. Сам суд по своей инициативе изменить избранную меру пресечения не вправе, – пояснил советник ФПА РФ. – Именно сейчас возникла острейшая потребность реально, насколько это возможно, расширить применение судами мер пресечения, альтернативных заключению под стражу».
Он согласился и с предложением ФСИН об амнистии, так как это единственный способ снижения плотности лиц, содержащихся в учреждениях УИС. «Из отчета следует, что во многих следственных изоляторах введены карантин и режим особых условий, реализуются специальные мероприятия, что, несомненно, является одной из эффективных мер борьбы с инфекцией. Вместе с тем такого рода ограничения на должны нарушать права обвиняемых на получение юридической помощи от своих защитников и права на свидание со своими адвокатами. Представляется, что следственные изоляторы и иные учреждения ФСИН в состоянии обеспечить реализацию этих прав с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических предписаний», – заключил Сергей Насонов.
Адвокаты по-разному оценили предпринимаемые меры
Адвокат АК «Бажинов и Партнеры» Георгий Скурятин посчитал меры, предпринимаемые ФСИН России, по масштабам беспрецедентными, но полностью соответствующими уровню существующей опасности и направленными на недопущение широкого распространения коронавирусной инфекции в колониях и изоляторах. «О проведении карантинных мероприятий в учреждениях ФСИН становится известно при посещении лиц, которые в них содержатся. Без маски, перчаток и бахил в СИЗО не попадешь, свидания предоставляются в помещениях комнат краткосрочных свиданий через стекло. Достаточны ли принимаемые ФСИН России меры предупреждения коронавирусной инфекции, станет ясно в ближайшее время», – отметил он.
ФСИН указала на ряд своих законодательных инициатив, направленных на снижение количества содержащихся в учреждениях УИС лиц, на обеспечение возможности неукоснительного соблюдения прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных на получение квалифицированной юридической помощи, однако ни одна из них законодателями не рассматривается, несмотря на свою актуальность, заметил Георгий Скурятин. «Амнистии в связи с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне также не было. Если учесть, что амнистии, приуроченные к юбилею Победы, в нашей стране давно стали традицией, по этому поводу можно только сожалеть», – сказал он.
Адвокат АП г. Москвы Алексей Новиков полагает, что меры, принимаемые в учреждениях ФСИН, можно считать оправданными только в части. «К примеру, ограничение посещения адвокатами заключенных в ряде субъектов РФ нарушает право на защиту, предусмотренное Конституцией. Отменены краткосрочные и длительные свидания, передачи, посылки, то есть все, что необходимо для нормального психоэмоционального состояния заключенных. Граждане, арестованные в зимний период, в настоящий момент банально лишены возможности сменить одежду на сезонную, ФСИН такую одежду не выдает. При желании можно найти выход. Например, производить санитарную обработку передаваемых заключенным продуктов питания и одежды», – пояснил он.
Инициативу о предоставлении дистанционных свиданий с адвокатами якобы с возможностью сохранения адвокатской тайны Алексей Новиков назвал опасной. «Дистанционное общение с адвокатом абсолютно не может гарантировать сохранение адвокатской тайны. Не может быть в принципе гарантий того, что ресурс, на котором будет проходить общение, не будет использоваться как оперативно-разыскными органами, так и, например, хакерами или оппонентами», – уверен адвокат. По его словам, данная мера не только недостаточно проработана с точки зрения соблюдения основных конституционных прав граждан и УПК РФ, но и не учитывает отсутствие должной материальной базы и механизмов, необходимых для ее реализации.