ЕСПЧ озвучил принципы новой стратегии рассмотрения дел
Особое внимание будет уделяться «значимым» делам, которые могут привести к изменению международного или внутреннего законодательства, касаются нравственных/социальных вопросов или же проблем в области прав человека
По мнению одного из адвокатов, можно только поприветствовать намерение ЕСПЧ по более быстрому рассмотрению дел, имеющих важное значение для соблюдения прав человека, которые все чаще ущемляются в России. Другая отметила, что формирование Европейским Судом группы «значимых дел» будет полезно в том числе юристам, которые работают на национальном уровне.
17 марта председатель Европейского Суда Роберт Спано выступил с речью перед Комитетом министров Совета Европы, сообщив о внедрении новой стратегии по рассмотрению дел. Он отметил, что ЕСПЧ нуждается в смене парадигмы, и отныне Суд будет все больше уделять внимания укреплению своей политики по приоритизации с упором на быстрое выявление дел, значимых для заявителей и для государств – членов СЕ. «Успех Суда больше будет измеряться в первую очередь не по общему количеству дел, рассмотренных за конкретный период, а скорее по количеству рассмотренных значимых дел в рамках нашей приоритетной политики, которые важны для заявителей, каждого государства-члена, а также для расширения европейского правового пространства», – в частности, отметил председатель ЕСПЧ.
В опубликованном на сайте Европейского Суда сводном документе с описанием основных аспектов новой стратегии под названием «Суд, который имеет значение» отмечено, что она базируется на более целенаправленном подходе к обработке потенциально «значимых» дел.
В документе напоминается, что действующая политика ЕСПЧ определяет семь категорий дел – начиная от наиболее срочных (I категория) и заканчивая наименее важными (VII категория). Дела, подпадающие под категории I–III, рассматриваются Судом путем вынесения постановлений или решений, которые в основном принимаются Большой Палатой или палатой из семи судей. Повторяющиеся дела и заведомо неприемлемые дела по категориям V–VII оперативно обрабатываются с помощью различных механизмов отбора и новых методик, успешно внедренных с 2010 г.
Среди дел IV категории могут быть значимые дела, которые будут выявляться на основе гибких критериев, а также списка примеров. Такими критериями могут выступать следующие обстоятельства: завершение дела может привести к изменению международного или внутреннего законодательства, а также уточнению правоприменительной практики; дело касается нравственных/социальных вопросов или же проблем в области прав человека.
При наличии одного из этих признаков ЕСПЧ может принять во внимание резонансность дела – освещалось ли оно в СМИ – или его политическую подоплеку. Новая стратегия преследует две цели: во-первых, обеспечение более оперативного рассмотрения приоритетных дел категорий I–III и «значимых» дел из IV категории. Этого планируется достигнуть за счет более активного использования ресурсов Суда и строгого внутреннего контроля.
Также Страсбургский суд планирует обеспечить сбалансированную и продуктивную результативность за счет стандартизации и оптимизации обработки случаев рассмотрения дел категории IV, которые будут рассматриваться составами из трех судей. При этом будет обеспечиваться эффективная фильтрация дел, подпадающих под категории V–VII.
Цель новой стратегии сводится к установлению гарантий того, что деятельность Суда будет оцениваться не на основе количественных показателей, а на основе качественных – например, по числу рассмотренных «значимых» дел, которые касаются основных правовых вопросов, актуальных для конкретного государства-ответчика и для Конвенции в целом.
В комментарии «АГ» адвокат АП г. Москвы Валерий Шухардин пояснил, что Европейский Суд продолжает политику реформирования собственной работы по обработке обращений, которая была начата еще в 2009 г., когда возникла проблема с накопившимся в архиве ЕСПЧ большим количеством дел, поступивших за несколько лет, которые оставались без движения. «Введение механизма приоритетности рассмотрения дел, создание новой секции на начальной стадии рассмотрения обращения, так называемой фильтражной секции, ускорили рассмотрение дел по устоявшейся прецедентной практике Суда. За несколько лет ЕСПЧ значительно уменьшил количество нерассмотренных дел, и теперь он продолжил эту политику путем изменения приоритетности дел и определения показателей эффективности своей работы», – отметил он.
По словам эксперта, теперь приоритетностью будут пользоваться дела, которые имеют особое значение. «При этом Суд упростил процедуру рассмотрения дел, которые не попадают в такие категории: решения по ним будут приниматься не семью судьями, а только тремя, что увеличит количество рассмотренных дел. Можно только поприветствовать такие решения Суда, поскольку быстрое рассмотрение дел, особенно имеющих важное значение для соблюдения прав человека, которые все чаще ущемляются в нашей стране, будет иметь эффективное значение и влияние на российскую правовую систему», – убежден Валерий Шухардин.
Партнер АБ «Ахметгалиев, Хрунова и партнеры» Ирина Хрунова отметила, что для оптимизации процесса рассмотрения скопившихся жалоб Страсбургский суд предпринял ряд весьма эффективных мер. «На практике я сама вижу, что по некоторым делам Европейский Суд выносит свои решения гораздо быстрее, чем раньше. Например, недавно я получила уведомление из Суда о том, что в апреле этого года он рассмотрит по существу мою жалобу, которая была подана мной летом 2019 г. Да, я понимаю, что это не самая сложная категория дела, но получить уведомление за два года – это хороший показатель работы ЕСПЧ. Ускорилась сама регистрация дела, раньше на это требовалось около пяти или шести лет, но в настоящее время первичный ответ из Суда приходит в разы быстрее, что позволяет заявителям и их защите оперативно сориентироваться в отстаивании своих прав. Также хочу добавить, что внедрение формуляра значительно облегчило процесс обращения в ЕСПЧ, поскольку данная мера научила адвокатов и юристов излагать самую суть жалобы по существу», – отметила она.
По словам адвоката, формирование Европейским Судом группы «значимых» дел будет полезно в том числе юристам, которые работают на национальном уровне. «В таких делах ЕСПЧ может обозначить свою позицию не на одном деле, а на группе из нескольких, в которой в каждом деле похожие, но все-таки свои обстоятельства. Тем самым Суд вынесет решение, в котором даст оценку российской практике с рядом особенностей», – резюмировала Ирина Хрунова.