Депутат Госдумы Сергей Жигарев рассказал, как могут измениться критерии для предоставления «антиковидных» мер поддержки бизнеса
Депутат Госдумы Сергей Жигарев рассказал, как могут измениться критерии для предоставления "антиковидных" мер поддержки бизнеса
25 июня 2020
Наталья Ключевская
franky242 / Depositphotos.com |
Темы развития экономики и поддержки бизнеса в условиях пандемии с конца марта текущего года вошли в число приоритетных тем, обсуждаемых практически на каждом президентском, правительственном и парламентском заседании по теме борьбы с новой коронавирусной инфекцией. Уже 2 апреля постановлением Правительства РФ были утверждены меры по обеспечению устойчивого развития экономики, большинство из которых направлено на поддержку субъектов МСП. А на следующий день появился конкретный перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434).
По мере изменения эпидемиологической ситуации в стране и ужесточения ограничительных мер расширялся и перечень мер поддержки бизнеса, а также список кодов ОКВЭД 2, по которым определяются категории ее получателей. При этом вопросы развития экономики и поддержки бизнеса не теряют своей актуальности даже в условиях постепенного снятия ограничительных мер.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
О современной ситуации в российской промышленности и бизнесе, а также планах Правительства РФ по восстановлению экономики после пандемии рассказал в ходе онлайн-конференции 23 июня Председатель Комитета Госдумы РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Жигарев. Депутат подчеркнул, что пандемия коронавируса, безусловно, оказала негативное влияние на российскую промышленность и бизнес, которое усугубилось введенными ранее санкциями и падением цен на нефть. "Это затронуло большую часть российской экономики", – подчеркнул эксперт. Однако, по его мнению, есть и плюсы от пандемии. Во-первых, она дала толчок развитию медицины и фармацевтики. Во-вторых, повысила спрос на товары и услуги интернет-компаний, за несколько месяцев существенно увеличив долю сегмента интернет-торговли в России – с 7% до 22%.
Относительно плана Правительства РФ по восстановлению экономики после пандемии парламентарий отметил, что из 16 млн человек, задействованных в МСБ, те меры Правительства РФ, которые поддержала Госдума, затронули напрямую порядка 6 млн человек. Напомним, речь идет о предоставлении налоговых льгот, субсидий, кредитных каникул, мораториев на банкротство, на налоговые санкции за непредставление документов и на проверки, продлении сроков предоставления налоговой отчетности и т. д. (с перечнем основных мер господдержки бизнеса в период пандемии COVID-19 можно ознакомиться по ссылке). "Были приняты все меры из тех, которые мы, исходя из возможностей нашего бюджета, могли принять", – заключил Сергей Жигарев.
Кроме того, парламентарий рассказал о планах властей в части обсуждения возможности изменения критериев предоставления мер поддержки бизнесу. В настоящее время перечень предприятий, которые могут получить введенные в связи с пандемией меры господдержки, определяется перечнем определенных кодов по ОКВЭД 2. Предприниматели предлагают другую схему определения субъектов МСБ, пострадавших от ограничительных мер, – по падению выручки (например, если выручка в апреле 2020 года по сравнению с апрелем прошлого года упала более чем на 30%). Этот вопрос сейчас прорабатывается, в частности, ведется поиск финансовых возможностей реализации такой инициативы. "Думаем, что найдем точки соприкосновения", – заключил депутат.
При ответе на вопрос "Как долго российская экономика будет ощущать последствия пандемии, какие внутренние и внешние факторы будут оказывать на это влияние?" Сергей Жигарев акцентировал внимание на разработке лекарства против новой коронавирусной инфекции. Именно от этого, по мнению эксперта, будет зависеть развитие бизнеса и восстановление экономики в целом. "До тех пор, пока лекарства не будет, будут продолжать действовать ограничения в таких сферах, как туризм, обслуживание, рестораны, фитнес и т. п.", – отметил он, добавив, что пока люди не будут уверены в возможности физиологически справиться с COVID-19, особой динамики в развитии бизнеса не будет.
Председатель думского комитета подчеркнул, что разработкой лекарства занимаются все страны мира. Та страна, которая первой представит на мировой рынок качественную и эффективную вакцину, получит экономические, политические и человеческие преференции, уверен депутат. "Россия находится в этой гонке, и все эту гонку приветствуют", – заявил он. А после появления лекарства (ориентировочный период его появления на российском рынке – сентябрь этого года) и возможности вакцинации бизнес сможет вернуться к показателям хотя бы осени 2019 года.
Также в ходе выступления депутат оценил:
- влияние пандемии на развитие цифровой экономики в России – он отметил, что цифровая экономика настолько динамично развивается, что это во многом меняет качество жизни россиян;
- достоинства цифровых программ по "удаленному офису", включая сокращение издержек на бизнес, высвобождение личного времени и затрат работников на проезд;
- необходимость принятия поправок в части госзакупок и закупок госкомпаний – она обусловлена тем, что порядка 30% закупок осуществляют субъекты МСБ, по государственным и муниципальным закупкам – это почти 3 трлн руб., по госкорпорациям – около 5 трлн руб.;
- перспективы упрощения госзакупок, включая их постепенный перевод в цифровой формат (эти меры направлены на увеличение количества потенциальных участников закупок, упрощение доступа к ним, а также оптимизацию процесса сбыта субъектами МСБ своей продукции);
- планы по реализации эксперимента "Налог на профессиональный доход" с 1 июля – депутат считает, что целесообразно дать отсрочку на введение этого налога на территории всей страны как минимум до 1 января 2021 года. "Он правильный, но в условиях пандемии и кризиса не очень своевременный", – отметил эксперт, анонсируя разработку инициативы в части отсрочки реализации эксперимента по НПД;
- уникальность Федерального закона от 24 апреля 2020 г. № 123-ФЗ о развитии искусственного интеллекта в Москве, аналогов которого нет в других странах, хотя похожие системы тестируются – спикер подчеркнул, что к нему нужно относиться как к эксперименту и быть готовыми к каким-то сбоям;
- направленность экономического блока поправок в Конституцию Российской Федерации – "это, в первую очередь, закрепляет обязательства государства перед социально незащищенными слоями населения".
Говоря об объеме мер поддержки, оказываемых бизнесу в условиях пандемии, Сергей Жигарев подчеркнул, что сколько бы мер поддержки не предоставлялось, предпринимателям всегда их будет мало. В связи с этим он озвучил некоторые дополнительные меры, которые считает необходимым ввести. Во-первых, речь идет об исключении нормы, согласно которой после банкротства предпринимателя его можно вернуть в бизнес только через три года, и предоставление возможности тем компаниям и ИП, которые закрылись в период пандемии, сразу выходить на рынок – в том числе по иным направлениям бизнеса.
Во-вторых, планируется ужесточить контроль над банками в части реализации предпринимателями права получения бизнес-кредитов по сниженной ставке. "Важно, чтобы меры социальной поддержки государства – особенно через предоставление кредитно-финансовых денежных ресурсов – действительно доходили до каждого получателя", – подытожил спикер, призвав бизнесменов обращаться в Банк России с жалобами на невозможность получения предусмотренных государством мер поддержки. Причем на исключение обозначенной проблемы власти настроены решительно – "вплоть до отзыва лицензий у банков, которые будут спекулировать и наживаться на этой истории".
В-третьих, предполагается расширить временной период оказания бизнесу дополнительных мер поддержки с учетом тех предложений, которые поступают из регионов. Поэтому важной задачей является выстраивание связи между региональными и федеральным бюджетами, чтобы все обещания, согласованные с федеральным центром, можно было реализовать за счет выделения федеральных средств субъектам РФ.
"С одной стороны, карантин, пандемия – это ужасно, но, с другой стороны, это заставило нас обратить внимание на те вещи, которые мы уже имели, но просто ими не пользовались", – подытожил Сергей Жигарев. Речь идет о дистанционном образовании, удаленном формате работы и т. д. И самое главное, считает депутат, не потерять, а развивать все это и в постковидный период.