Что решил Совет по кодификации: новеллы для госконтрактов, ОСАГО и семейные проблемы


Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов

21 марта Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при президенте оценил новые законодательные инициативы. Совет поддержал предложения увеличить компенсацию за вред здоровью по ОСАГО и частично поменять подход к заключению госконтрактов. Также эксперты дали заключение на законопроект о ГЧП и обсудили инициативы, касающиеся прав детей. Но ни один из проектов не был одобрен окончательно.

Новшества договора ОСАГО

Совет по кодификации при президенте представил экспертное заключение, касающееся поправок в закон об ОСАГО. Он одобрил целый ряд содержащихся в нем положений. Юристы поддержали увеличение страховой суммы по риску причинения вреда жизни и здоровью граждан до 2 млн руб. Также в совете решили, что правильно не разрешать заключать больше одного договора ОСАГО в отношении одного автомобиля.

Стоимость договора должна определяться не характеристиками машины, а статистикой аварийности и навыками управления водителя, согласились эксперты.

Но были и замечания. В частности, при определении страховых тарифов не надо учитывать, привлекался ли водитель к административной ответственности за нарушение ПДД, считают в совете. Такой фактор не позволяет адекватно рассчитать тариф, когда в договоре ОСАГО не прописаны конкретные водители. При этом эксперты указали: если автомобилист неоднократно привлекался к ответственности за вождение в нетрезвом виде, то для него тариф по ОСАГО должен быть выше. 

Ограничивать ответственность страховщиков за несвоевременную выплату страховки в совете не захотели. «Неустойка – эффективный способ стимулировать страховщиков к исполнению обязанностей в срок», – указано в экспертном заключении. Законопроект отправили на доработку.

Усовершенствование системы закупок

Также в Совете по кодификации оценили изменения в закон о госзакупках (44-ФЗ), которые должны оптимизировать процесс и сэкономить бюджетные средства. В нем предлагается разрешать заключить контракт со вторым участником закупки при расторжении соглашения с победителем. Есть и другое новшество – предложение при закупке исходить не из минимальной цены контракта, а из стоимости единицы. Это окажется полезным, когда объём работ или товаров не определен четко. 

Так законодатель делает конструкцию более гибкой, указал представитель Минэкономразвития. Но эксперты пришли к выводу, что, несмотря на важность изменений, четкости предложениям пока недостает. А гибкости достаточно и в ГК, отметили они, указав на риски подхода. В числе последних – судебная практика. Так, если в договоре не согласовано условие о количестве товара, суд может легко признать его незаключенным.

Нечетким оказалось и предложение о финансовых санкциях для тех участников закупок, документы которых часто оказываются не в порядке. С них предлагается списывать деньги в бюджет. Это административно-правовая ответственность, заключили эксперты ИЦЧП им. Алексеева, но основания и порядок ее применения требуют серьезной доработки.

Семейные проблемы

Совет по кодификации также обсудил два законопроекта, касающихся Семейного кодекса. Один из них предлагал изменить правила изъятия детей у родителей, а второй должен был обязать родителей после развода финансово участвовать в обеспечении ребенка жильем. 

Законопроект с предложением новой редакции гл. 12 Семейного кодекса, в которой говорится о правах и обязанностях родителей, предложила депутат Ольга Баталина. Основная мысль законопроекта – лишать родительских прав только в случае, когда уже было их ограничение. В это время предлагается помочь родителю разрешить проблемную ситуацию. Однако в совете не увидели плюсов в такой инициативе. По сути, на практике это приведет к тому, что даже в тяжелой ситуации родительские права можно будет только ограничить. А это едва ли пойдет на пользу ребенку, которому грозит реальная опасность, решили юристы. Законопроект не поддержали.

В Минюсте предложили изменить ст. 86 СК. В ней идет речь о ситуациях, когда родители предоставляют содержание детям сверх алиментов. В министерстве решили защитить жилищные права несовершеннолетних детей при разводе родителей, привлекая родителя, который живет отдельно, к обеспечению ребенка жильем. Сейчас участие родителей в дополнительных расходах возможно по соглашению или по решению суда. Обычно для этого нужны исключительные обстоятельства. Но на деле норма используется редко. Проект предлагал отнести к исключительным также и те, которые характеризуют положение родителя. Но эксперты увидели в этом возможность защитить интересы не столько ребенка, сколько его отца или мать. Ситуацию можно изменить через корректировку судебной практики, отметили в совете.

Ипотечный кредит за сельхозугодья

Совет по кодификации представил заключение по законопроекту, в рамках которого разрешается использовать земли сельхозназначения как залог для получения ипотечного кредита. 

Согласно сегодняшним правилам, такие земли не могут быть залогом при оформлении займа на покупку недвижимости. Причина в том, что банк должен иметь возможность реализовать права на заложенную недвижимость за 270 дней, а в случае с землями сельхозназначения такой возможности может не быть. Процесс взыскания длительный. Также банки не могут забирать заложенные сельхозземли до конца периода сельхозработ. Чтобы достичь баланса между правами банка и залогодателя, было предложено сохранить за последним право на продукцию и ее реализацию. 

Хотя идеи проекта поддержаны, в документе много неясностей, решили эксперты. Чтобы их устранить и вписать новое право в существующую систему правоотношений, документ предложили доработать.

ГЧП и электронный банкинг

Те же юристы дали рекомендации в отношении проекта о ГЧП, предложенного Минэкономразвития. Цель инициативы – привлечь частные инвестиции в объекты социальной сферы и снизить процент оспаривания концессионных соглашений. Одним из критических замечаний стала возможность ситуации, при которой концессионер получает плату лишь до тех пор, пока проект не перестал быть безубыточным. Такой подход неверен, счел представитель Минэкономразвития Вадим Чубаров.

Законопроект о совершении сделок с использованием электронной платформы, который касается в первую очередь интернет-банкинга, тоже раскритиковали. В совете признали, что нормирование отношений в этой области нужно, но предложенная форма регулирования неверная. Можно было обойтись не законом, а дорожной картой. Такой вариант и предлагается в программе «Цифровая экономика РФ» или «Стратегии развития информационного общества на 2017–2030 годы». При этом появления новых норм в ГК юристы не хотят. Содержательная сторона сделок и так регулируется гражданским законодательством, указали они.

Метки записи:   , ,
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля