Что делать, если недвижимое имущество признано «неактивом»?
Что делать, если недвижимое имущество признано "неактивом"?
15 июля 2019
RomarioIen / Depositphotos.com |
По общему правилу в составе нефинансовых активов, в том числе в составе основных средств, можно учитывать только те объекты, которые отвечают понятию "актив", приведенному в СГС "Концептуальные основы". Если же основное средство больше не является "активом", его надо списать со счета 0 101 00 000 и отразить на забалансовом счете 02 (письмо Минфина России от 22 мая 2019 г. № 02-06-10/36983).
Но как быть, если "неактивом" комиссия признала недвижимое имущество, например, не используемое по причине несоответствия уставной деятельности учреждения? Ведь согласно требованиям Инструкции (утв. приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н) выбытие с балансового учета объекта недвижимости возможно только при наличии документов, подтверждающих государственную регистрацию права.
В такой ситуации оптимальным вариантом решения вопроса будет не списание объекта на забалансовый учет, а инициирование его передачи в казну. Как указал Верховный Суд, орган по управлению имуществом не может отказаться принимать в казну объект имущества, если учреждение-балансодержатель не использует и не планирует использовать.
Указанный подход наиболее правомерен, поскольку, даже не отвечая критериям актива в учреждении, такое имущество по-прежнему входит в состав активов соответствующего публично-правового образования, а обладая полезным потенциалом, по решению органа по управлению имуществом вполне может быть передано в оперативное управление и использоваться другим учреждением.
Процедуру изъятия недвижимого имущества из оперативного управления в казну желательно провести в течение отчетного года – наличие "неактива" на балансе при проверке годовой бухгалтерской отчетности увеличивает риск возникновения претензий у ревизоров.