Апелляция признала незаконным обыск в жилище адвоката, защищавшего коллегу
Орловский областной суд, в частности, напомнил, что обыск в жилище адвоката возможен лишь после возбуждения в отношении него уголовного дела или привлечения его в качестве обвиняемого, если дело возбуждено в отношении других лиц
В комментарии «АГ» адвокат Алексей Меркулов отметил, что произвольное толкование норм процессуального права со стороны правоохранительных органов в собственных интересах было фактически пресечено состоявшимся решением облсуда. Член Комиссии АП Орловской области по защите профессиональных прав адвокатов Николай Ноздрин, который был представителем адвоката в облсуде, выразил согласие с выводами апелляции. В свою очередь президент АП Орловской области Сергей Мальфанов сообщил, что палата оказала методическую помощь коллеге при подготовке жалоб в процессуальном порядке.
Как стало известно «АГ», Орловский областной суд изготовил мотивированное апелляционное постановление от 11 мая по апелляционной жалобе адвоката АП Орловской области Алексей Меркулова на постановление суда, разрешившего проведение обыска в его жилище в рамках уголовного дела в отношении его коллеги, которого он защищал.
3 февраля в отношении адвокатов Ахмеда Атаева и Адама Муртазова было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 159 УК РФ. 15 марта следователь по особо важным делам отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР по Орловской области К. обратился в суд с ходатайством о проведении обыска в жилище адвоката Алексея Меркулова, защищавшего Адама Муртазова. По мнению следствия, обвиняемый мог в ходе обыска в его служебном кабинете передать свой телефон адвокатам Алексею Меркулову или Александру Висягину, участвовавшим в этом следственном действии.
На следующий день Советский районный суд г. Орла удовлетворил ходатайство. В постановлении (имеется у редакции) суд указал, что у следствия имеются достаточные основания для проведения обыска в жилище адвоката Алексея Меркулова в целях изъятия искомого мобильного телефона. 17 марта в жилище адвоката и его машине был произведен обыск в присутствии сотрудников ФСБ России, но без представителя АП Орловской области. При этом на момент проведения следственных действий Алексей Меркулов уже не был защитником Адама Муртазова.
Алексей Меркулов обжаловал постановление суда в Орловский областной суд. В апелляционной жалобе (есть у «АГ») адвокат со ссылкой на ч. 1 ст. 450.1 УПК указал, что обыск, осмотр и выемка в отношении адвоката и его жилья производятся только после возбуждения в отношении него уголовного дела или привлечения его в качестве обвиняемого, если уголовное дело возбуждено в отношении других лиц, и в присутствии обеспечивающего неприкосновенность предметов и сведений, составляющих адвокатскую тайну, члена Совета адвокатской палаты субъекта РФ, на территории которого производятся указанные следственные действия, или иного представителя, уполномоченного президентом этой адвокатской палаты.
«Несмотря на прямой запрет на проведение обыска в моем жилище при указанных обстоятельствах, суд грубо нарушил данное требование закона и разрешил заведомо незаконный обыск», – подчеркивалось в жалобе. В ней также отмечалось, что суд фактически не ограничил объем изымаемой при обыске информации изъятием только информации, касающейся преступления, вменяемого Адаму Муртазову.
11 мая Орловский областной суд частично удовлетворил жалобу адвоката. Со ссылкой на п. 2 Постановления
Пленума ВС РФ от 1 июня 2017 г. № 19 «О практике рассмотрения судами ходатайств о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан (ст. 165 УПК РФ)» и п. 8 ч. 1 ст. 447 УПК апелляционный суд напомнил, что адвокат относится к категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, предусмотренный гл. 53 Кодекса.
Облсуд также упомянул, что обыск, осмотр и выемка в отношении адвоката (в том числе в его жилых, служебных помещениях, используемых для ведения адвокатской деятельности) производятся только после возбуждения в отношении него уголовного дела или привлечения его в качестве обвиняемого, если уголовное дело возбуждено в отношении других лиц, и в присутствии обеспечивающего неприкосновенность предметов и сведений, составляющих адвокатскую тайну, члена Совета адвокатской палаты субъекта РФ, на территории которого производятся указанные следственные действия, или иного представителя, уполномоченного президентом этой адвокатской палаты (ст. 450.1 УПК РФ).
В связи с этим апелляция отменила постановление нижестоящего суда о проведении обыска в жилище адвоката Алексея Меркулова и прекратила производство по постановлению следователя о возбуждении перед судом ходатайства о разрешении производства такого следственного действия.
В комментарии «АГ» адвокат Алексей Меркулов отметил, что произвольное толкование норм процессуального права со стороны правоохранительных органов в собственных интересах было фактически пресечено состоявшимся решением облсуда. «Указанная порочная практика нарушения закона в интересах следствия должна быть не просто прекращена. Задача адвоката – не только защитить свои личные права и интересы, но и сделать это так, чтобы подобное не повторилось впредь. Считаю важным не останавливаться на достигнутом, необходимо также обжаловать действия и решения следователя, сами обыски, требовать реабилитации, возмещения морального вреда, привлечения всех правоохранителей, допустивших такие нарушения, к ответственности, вплоть до уголовной. Благодарю своих коллег и руководство АП Орловской области, принявших активное участие в судебных заседаниях по обжалованию незаконного решения. Около 15 адвокатов присутствовали в заседании суда, выписали ордера на представление моих интересов, чем продемонстрировали профессиональную солидарность, не оставили меня наедине со своими проблемами», – сообщил он.
Член Комиссии АП Орловской области по защите профессиональных прав адвокатов Николай Ноздрин, который также был представителем Алексея Меркулова в областном суде, выразил согласие с выводами апелляции. «Орловский областной суд вынес законное и обоснованное апелляционное постановление в рассматриваемом случае, наша палата принимала активное участие в защите профессиональных прав нашего коллеги», – отметил он.
В свою очередь президент АП Орловской области Сергей Мальфанов сообщил, что после обращения адвоката Алексея Меркулова Комиссией палаты по защите профессиональных прав адвокатов был сделан вывод о том, что обыск в его жилище и автомобиле были санкционированы судьей районного суда незаконно. «Наша палата оказала методическую помощь коллеге при подготовке соответствующих жалоб в процессуальном порядке, представительство его интересов в апелляционной инстанции осуществлялось членом Комиссии АП Орловской области по защите профессиональных прав адвокатов Николаем Ноздриным. В ходе судебного заседания в апелляции участвовало также около 20 коллег, поддержавших Алексея Меркулова, в итоге областной суд согласился с доводами апеллянта и обоснованно отменил обжалуемое судебное постановление», – отметил он.
Сергей Мальфанов добавил, что еще три обыска были проведены по месту жительства, в т/с и адвокатском офисе председателя Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП Орловской области Александра Висягина в связи с исполнением им обязанностей представителя палаты при обыске у адвоката Адама Муртазова: «Три эти обыска также были признаны незаконными».