АП Иркутской области просит проверить наличие оснований для возбуждения уголовных дел в отношении адвоката

Такое обращение палата направила областному прокурору для того, чтобы он взял под личный контроль расследование уголовных дел в отношении адвоката Анны Балахничёвой, которую следователь обвинила в причинении ей боли

АП Иркутской области просит проверить наличие оснований для возбуждения уголовных дел в отношении адвоката

В комментарии «АГ» Анна Балахничёва сообщила, что подала заявление в правоохранительные органы о наличии в действиях следователя признаков неуважения к суду, выразившегося в оскорблении участников судебного разбирательства. Президент АП Иркутской области Олег Смирнов сообщил о готовности оказывать помощь адвокату по мере необходимости.

Как стало известно «АГ», 13 мая АП Иркутской области направила в адрес прокурора Иркутской области Андрея Ханько обращение (есть у «АГ») с просьбой провести проверку наличия поводов и оснований для возбуждения уголовных дел в отношении адвоката Анны Балахничёвой по признакам совершения преступлений, предусмотренных ч. 2. ст. 296, ч. 1 ст. 318 УК РФ. Президент АП Олег Смирнов также сообщил о возбуждении данных уголовных дел в Федеральную палату адвокатов.

Возбуждение уголовного дела

Как ранее сообщала «АГ», 24 марта Анна Балахничёва вместе со старшим следователем следственного отдела ОМВД России по Тайшетскому району Мариной Усик участвовала в судебном заседании Тайшетского городского суда по рассмотрению ходатайства органов предварительного следствия о продлении срока содержания под стражей обвиняемой А.

После проведения судебного заседания Марина Усик пыталась вручить адвокату уведомления о планируемых следственных действиях с участием ее подзащитной. Анна Балахничёва посчитала, что следователь пытается вручить ей документы ненадлежащим образом, и отказалась их принимать, после чего вышла из зала судебного заседания, закрыв за собой входную дверь. За ней шла Марина Усик, которая позже заявила о том, что адвокат при выходе нанесла ей дверью удар по левой руке.

На следующий день в отношении адвоката было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 296 УК, а 26 марта по подозрению в совершении данного преступления Анна Балахничёва была задержана. 27 марта ей было предъявлено обвинение.

В постановлении о возбуждении уголовного дела (имеется у «АГ») указано, что адвокат испытывала неприязненные отношения к старшему следователю ввиду осуществления ею производства предварительного расследования по уголовному делу в отношении подзащитной А. и уклонялась от получения уведомлений о планируемых следственных мероприятиях.

Ранее Анна Балахничёва рассказала «АГ» свою версию произошедшего 24 марта события: после судебного заседания к ней подошла Марина Усик и подала уведомление, которое адвокат приняла, а затем следователь хотела дополнительно вручить ей еще документы, на что Анна Балахничёва сообщила, чтобы та отправила их по почте, так как ранее она заявляла ходатайства о направлении уведомлений надлежащим образом. После этого, по словам адвоката, следователь достала телефон и начала снимать ее на камеру, та в свою очередь прикрывалась рукой и несколько раз просила убрать телефон, объясняя, что они находятся в зале судебного заседания, а она является участником процесса. Следователь же ответила, что имеет право на съемку.

Анна Балахничёва рассказала «АГ», что она опасалась того, что видео с ее участием будет куда-то представлено и использовано против нее. «Я не оскорбляла следователя, разговаривала с ней сугубо на “вы”. Выходя из зала судебного заседания, я прикрыла за собой дверь, мне не было известно, что следователь шла за мной. При этом мной исполнялся регламент судебного пристава, который ранее разъяснялся прокурору и в соответствии с которым надо закрывать за собой дверь в зале судебного заседания. Я не закрывала дверь специально для того, чтобы кого-то ударить, не желала этого и не могла видеть, что кто-либо идет за мной», – уточняла адвокат.

Сразу после задержания Анна Балахничёва уведомила Адвокатскую палату Иркутской области о ситуации. Руководство палаты подключило к данному делу местного адвоката – Сергея Лесковца – для защиты интересов обвиняемой.

Суд отказался заключать под стражу адвоката

После задержания адвоката старший следователь СО по г. Тайшету СУ СК России по Иркутской области П. подал ходатайство об избрании в отношении Анны Балахничёвой меры пресечения в виде заключения под стражу. Следователь мотивировал это тем, что адвокат обвиняется в совершении преступления, имеющего повышенную степень общественной опасности, поскольку оно совершено лицом с особым правовым статусом, в отношении следователя, в связи с производством последней предварительного расследования по уголовному делу, где она представляет интересы обвиняемой А. Кроме того, отмечалось, что совершенное преступление относится к категории средней тяжести и за его совершение предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет.

Следователь просил учесть, что 27 марта в СО по Иркутскому району СУ СК России по Иркутской области был зарегистрирован рапорт об обнаружении признаков преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 318 УК РФ, по факту применения насилия в отношении представителя власти при задержании и доставлении Анны Балахничёвой в следственное управление. Тогда же по данному факту в отношении адвоката было возбуждено еще одно уголовное дело.    

28 марта Тайшетский городской суд отказал в удовлетворении ходатайства следователя об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу Анны Балахничёвой. Он заключил, что не представлено достаточно доказательств в подтверждение доводов следователя о том, что адвокат может продолжить заниматься преступной деятельностью, поскольку объективно данные доводы не подтверждены представленными суду материалами. Кроме того, суд добавил, что не представлено достаточных доказательств того, что Анна Балахничёва самостоятельно либо через третьих лиц может оказать давление на потерпевшую Марину Усик или свидетелей по данному уголовному делу, которые также являются сотрудниками полиции.

В тот же день старший следователь П. вынес постановление, которым в отношении Анны Балахничёвой была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.

Обращение в адвокатскую палату

4 апреля Анна Балахничёва направила в АП Иркутской области Олегу Смирнову обращение (есть у «АГ»), в котором указала, что в отношении нее возбуждены незаконные, необоснованные, немотивированные уголовные дела по ч. 3 ст. 296, ч. 1 ст. 318 УК РФ, к причастности которых она не имеет никакого отношения. Адвокат отметила, что в отношении нее и ее сожителя были применены недозволенные меры по задержанию. Она также поделилась, что, предположительно, указанные уголовные дела связаны непосредственно с ее активной позицией по защите законных прав ее доверителей в рамках уголовных дел, где они являются потерпевшими и в то же время обвиняемыми.

В обращении Анна Балахничёва подробно описала, что происходило в судебном заседании 24 марта, она также привела свои доводы о предположительной связи ее активной позиции по защите прав ее доверителей с возбужденными в отношении нее уголовными делами.

Адвокат также пояснила, почему ее задержание было произведено незаконно. Она указала, что при задержании двое из сотрудников полиции кричали на нее, требовали пройти в автомобиль, угрожали физической расправой. «Один из мужчин, явно находившийся в неадекватном состоянии, стал на меня набрасываться, грубо разговаривать, угрожать, явно провоцируя меня на защитные действия. При этом все угрозы я воспринимала как реальные, боялась оставить жилище без присмотра, поскольку с учетом ранее поступавших мне угроз, о которых я ранее указала, я опасалась, что эти люди могут подкинуть мне что-нибудь противозаконное или украсть принадлежащее мне имущество», – отмечала Анна Балахничёва.

Адвокат добавила, что параллельно с этим около дома по месту ее жительства задержали ее сожителя: «Они положили его на капот автомобиля и в таком положении продержали его более трех часов. Принудительно изъяли у него отпечатки пальцев и отвезли его на освидетельствование на предмет алкогольного или наркотического опьянения», – указывала она. Анна Балахничёва также сообщила, что при ее задержании была предпринята попытка изъять из семьи и поместить в специальное учреждение ее несовершеннолетнего сына: у лиц, которые производили ее задержание, на руках имелось соответствующее постановление о передаче ребенка органам опеки и попечительства.

«Возбуждение двух уголовных дел в течение суток свидетельствует о “заказном” характере действий сотрудников правоохранительных органов в отношении меня как адвоката. В действиях следователя и оперативных сотрудников имеет место быть провокация, осуществление видеосъемки без согласия, месть за активную позицию по защите прав и законных интересов доверителей. При передвижении на автомобиле по г. Иркутску я заметила, что меня постоянно преследуют неизвестные люди, которые открыто производят видеосъемку на свои сотовые телефоны меня, моего автомобиля, а также членов моей семьи, что дает основания полагать о проведении в отношении меня ОРМ», – указала адвокат в обращении.

Анна Балахничёва попросила руководство адвокатской палаты оказать содействие в защите ее профессиональных прав, оказать возможную поддержку и дать поручение Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов при Совете АП Иркутской области о принятии мер для оказания юридической помощи (защиты) по возбужденным в отношении нее уголовным делам в защиту ее прав. Также она попросила принять меры по обеспечению представительства ее интересов для защиты в уголовном судопроизводстве.

Помимо этого, адвокат попросила подготовить и передать соответствующие обращения от имени Совета АП Иркутской области в органы законодательной, исполнительной, судебной власти, в правоохранительные органы Иркутской области и РФ, ФПА РФ, СМИ в целях пресечения нарушения и восстановления ее профессиональных прав. «Ввиду того что имеется реальная угроза безопасности для меня и членов моей семьи, прошу Вас осуществить взаимодействие с органами государственной власти для принятия необходимых мер по обеспечению моей безопасности и безопасности членов моей семьи в порядке, установленном действующим законодательством», – обратилась Анна Балахничёва.

Одновременно с обращением в адвокатскую палату Анна Балахничёва направила обращение к уполномоченному по правам человека в Иркутской области, который, насколько ей известно, планирует обратиться в прокуратуру по данной ситуации.

Совет палаты обратился к областному прокурору и в ФПА РФ

25 апреля заявление адвоката было рассмотрено Советом АП Иркутской области, члены которого единогласно приняли решение направить в адрес прокурора Иркутской области Андрея Ханько обращение с просьбой провести проверку наличия поводов и оснований для возбуждения уголовных дел в отношении Анны Балахничёвой. Также Совет принял решение направить в адрес вице-президента ФПА РФ Генри Резника сообщение о возбуждении уголовных дел в отношении адвоката.

13 мая президент АП Иркутской области Олег Смирнов направил обращение к областному прокурору, в котором отмечается, что факт возбуждения уголовных дел в отношении адвоката имел большой общественный резонанс, активно освещался в СМИ. В обращении подчеркивается, что в соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона об адвокатуре вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещаются.

Внимание прокурора было обращено на то, что ситуация уже была рассмотрена на заседании Совета АП Иркутской области. «Не ставя цели входить в обсуждение вопроса законности и обоснованности возбуждения уголовного дела и проведения следственных действий в отношении адвоката, Совет полагает, что ряд доводов адвоката заслуживают внимания и нуждаются в проведении дополнительной проверки, поскольку могут свидетельствовать о нарушении его профессиональных прав и воспрепятствовании профессиональной деятельности», – указано в обращении.

В число упомянутых нарушений Совет палаты включил:

  • наличие угроз привлечения адвоката к уголовной ответственности со стороны следователей;
  • возможное возбуждение уголовного дела в отношении адвоката в качестве мести за исполнение своих профессиональных обязанностей при защите доверителей по другим уголовным делам;
  • отсутствие законных оснований для обращения органов следствия в суд с ходатайством о применении меры пресечения в отношении адвоката в виде заключения под стражу, что установлено постановлением суда об отказе в удовлетворении соответствующего ходатайства следователя;
  • привлечение в качестве свидетелей по уголовному делу оперативных сотрудников, в отношении которых адвокатом подавались жалобы и заявления о привлечении к уголовной ответственности;
  • неполучение адвокатом копии постановления о возбуждении уголовного дела;
  • несоответствие требованиям уголовно-процессуального закона действий следователя по фиксации вручения уведомления адвокату об участии в следственных действиях на личный мобильный телефон.

В связи с этим Олег Смирнов просил Андрея Ханько провести проверку наличия законных поводов и оснований для возбуждения уголовных дел в отношении Анны Балахничёвой, взять под личный контроль расследование данных уголовных дел, а также при выявлении фактов нарушения профессиональных прав адвоката принять меры прокурорского реагирования.

В тот же день президент палаты направил вице-президенту ФПА РФ, председателю Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов Генри Резнику сообщение о ситуации и о возбуждении уголовных дел в отношении Анны Балахничёвой. Он отметил, что ситуация находится на контроле у Совета и Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП Иркутской области.

В комментарии «АГ» Олег Смирнов отметил, что действия, предпринятые адвокатской палатой, необходимы в такой ситуации. «Важно провести надлежащую проверку оснований возбуждения этих уголовных дел, проверить их обоснованность, взять на контроль расследование. Адвокату мы сообщили, чтобы она с нами взаимодействовала, поскольку мы будем оказывать помощь по мере необходимости», – поделился он.

Комментарий адвоката

Анна Балахничёва в комментарии «АГ» рассказала, что с момента возбуждения уголовного дела никаких следственных действий, кроме очной ставки, проведено не было. «На очной ставке потерпевшая Марина Усик не могла показать конкретное место, куда я ей якобы ударила дверью. Она показывала три разных места, которые в принципе не могли каким-либо образом причинить ей боль, она не могла даже удариться в эти места», – пояснила адвокат. Она указала, что заключение эксперта также показало, что никаких повреждений у потерпевшей не было обнаружено.

Анна Балахничёва поделилась, что по ее ходатайству при очной ставке следователем, расследовавшим уголовное дело в отношении нее, для ознакомления была предоставлена видеозапись, которую снимала Марина Усик на свой телефон в судебном заседании. «На записи видно, что я иду не поворачиваясь, расстояние от меня до следователя было примерно 8 метров, видно, что я не смотрю в ее сторону и, соответственно, не понимаю, что она рядом и может удариться», – уточнила она.

Адвокат также рассказала, что ею было подано заявление в правоохранительные органы в отношении Марины Усик о наличии признаков состава преступления ч. 1 ст. 297 УК РФ. «Когда следователь выбежала из зала суда, она выкрикнула мне: “Вы что, совсем с ума сошли?!” – при моих клиентах. Я восприняла указанное оскорбление как неуважение ко мне как к человеку, имеющему психическое заболевание», – пояснила Анна Балахничёва.

В заявлении адвокат указала, что следователь постоянно повышала на нее голос, осознавая, что она является защитником – участником судебного разбирательства. Анна Балахничёва отметила в заявлении, что следователь Марина Усик дискредитировала ее деловую репутацию, унизила ее честь и достоинство, подорвала ее авторитет как адвоката перед ее доверителями и иными лицами. Адвокат также пояснила, что при этом чувствовала себя неловко и униженной перед своими доверителями, была очень расстроена, что впоследствии негативно сказалось на ее здоровье.

Анна Балахничёва сообщила, что в Совет АП Иркутской области поступило обращение генерал-майора С. (руководителя Марины Усик), в котором он просил установить, срывала ли адвокат следственные действия. «Я была удивлена этим обращением, потому что все сведения, которые там имеются, – ложные. Я предоставила в Квалификационную комиссию адвокатской палаты опровержения по этому поводу, документально подтвердила обратное. Я запросила сведения из СИЗО, которые свидетельствуют о том, что всего было 14 посещений, и всего лишь три раза на них явилась следователь. У нее не было никаких оснований для того, чтобы мне вручать уведомление о планируемых следственных действиях в суде, потому что я всегда являлась, как только она вызывала», – прокомментировала адвокат. Она подчеркнула, что, несмотря на то что 24 марта она так и не получила уведомление, в назначенную дату она все-таки пришла на следственные действия, а вот следователь вновь не явилась.

Квалифкомиссия отказала в обращении С., не выявив в действиях Анны Балахничёвой никаких нарушений в этой части.

Метки записи:   ,

Оставить комментарий

avatar
  
smilegrinwinkmrgreenneutraltwistedarrowshockunamusedcooleviloopsrazzrollcryeeklolmadsadexclamationquestionideahmmbegwhewchucklesillyenvyshutmouth
  Подписаться  
Уведомление о