АП г. Москвы призывает разгрузить учреждения ФСИН для предотвращения вспышки коронавируса в них
Открытое обращение Совета АП г. Москвы с перечислением конкретных мер по борьбе с распространением коронавируса в местах лишения свободы опубликовано на сайте палаты
Вице-президент ФПА Геннадий Шаров полагает, что прежде всего необходимо обеспечить безопасность тех, кто сейчас находится в местах лишения свободы, поскольку в условиях ограниченного пространства риск заражения очень велик. Член Совета ФПА Николай Жаров добавил, что правосудие сейчас в значительной части приостановлено, так как судьи чувствуют угрозу заражения коронавирусом, но при этом в отношении «жителей» СИЗО считают такую угрозу несущественной. Член Совета АП г. Москвы Дмитрий Кравченко полагает, что какие бы меры ни принимала ФСИН, эти места не приспособлены для интенсивной специализированной терапии и надлежащего карантинного обеспечения. Адвокаты АП г. Москвы, с которыми поговорила «АГ», инициативу своей палаты поддержали.
22 апреля Совет АП г. Москвы опубликовал открытое обращение о поддержке усилий московских адвокатов по снижению риска распространения коронавируса в местах лишения свободы.
АП г. Москвы готова участвовать в разработке постановления об амнистии
Совет напомнил, что 23 марта он рекомендовал адвокатам рассмотреть вопрос о безотлагательной подаче ходатайств (жалоб) об изменении меры пресечения в отношении находящихся под стражей доверителей на не связанную с содержанием в СИЗО, особенно в отношении пожилых людей и тех, кто страдает хроническими заболеваниями. Тогда же АП г. Москвы отмечала, что обстоятельства, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции и носящие характер форс-мажора, можно использовать как самостоятельные доводы, обращая внимание лиц, в производстве которых находится дело, на необходимость незамедлительного разрешения такого процессуального обращения.
Однако, как указано в открытом обращении от 22 апреля, предпринимаемые адвокатами г. Москвы в этом направлении усилия пока не привели к улучшению ситуации. При этом СМИ сообщают, что случаи заражения коронавирусом, несмотря на принятые карантинные меры, уже зафиксированы в учреждениях ФСИН.
Очевидно, что пандемия представляет собой серьезную угрозу как для лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание в виде лишения свободы, так и для адвокатов, посещающих этих лиц при осуществлении профессиональной деятельности, подчеркнул Совет. По мнению АП г. Москвы, в пенитенциарных учреждениях объективно отсутствует эффективная возможность предотвращать распространение инфекции, а тем более – оказывать эффективную специализированную медицинскую помощь заболевшим. При этом важно учитывать, что состояние здоровья содержащихся в этих учреждениях лиц зачастую создает для них дополнительные риски, заметил Совет.
АП г. Москвы констатировала «объективно обусловленное» снижение возможности доступа адвокатов к заключенным, а самих заключенных – к правосудию в условиях функционирования учреждений ФСИН, связанных с противоэпидемиологическими ограничениями. «Это дополнительно усугубляет ситуацию, поскольку затрудняет осуществление адвокатами профессиональной деятельности и ухудшает положение лиц, содержащихся под стражей и отбывающих наказание в виде лишения свободы», – считает Совет. В то же время АП г. Москвы подчеркнула, что ФСИН и большинство подведомственных ей учреждений стремятся не допустить полного лишения заключенных юридической помощи.
В своем обращении Совет ссылается на проведенный адвокатами АП г. Москвы обзор мировой практики в отношении заключенных в условиях распространения коронавирусной инфекции, который показывает, что общепринятым стал подход, направленный на снижение численности лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях. «В странах с самыми различными правовыми системами приняты экстраординарные меры, в частности объявление амнистии, помилование осужденных, временное освобождение следственно-арестованных и осужденных, упрощение правил условно-досрочного освобождения, более активное применение альтернативных мер пресечения и мер наказания», – подчеркивается в обращении (обзор опубликован вместе с обращением).
АП г. Москвы предложила ряд конкретных мер, более активное применение которых органами дознания, следователями и судами, по ее мнению, поспособствует предотвращению распространения коронавируса в учреждениях ФСИН. В первую очередь палата обратила внимание на необходимость использования вместо заключения под стражу альтернативных мер пресечения (домашний арест, залог и запрет определенных действий), в том числе в порядке замены для всех обвиняемых в нетяжких или ненасильственных преступлениях, а также, по возможности, для лиц, относящихся к группам риска по возрасту, состоянию здоровья или иным критериям.
Совет палаты также призывает использовать УДО, заменять неотбытую часть наказания, освобождать от наказания в связи с изменением обстановки и в связи с болезнью, применять альтернативные лишению свободы виды наказаний и условное осуждение. Кроме того, по мнению московской палаты, большую роль играют снижение количества административно арестованных и объявление амнистии. Совет подтвердил свою готовность участвовать в разработке проекта постановления Госдумы об объявлении амнистии.
Завершая свое обращение, АП г. Москвы выразила уверенность в том, что указанные ею меры, полностью соответствующие сложившимся в мире современным представлениям о гуманизме и защите прав человека, помогут защитить права адвокатов и предотвратить распространение коронавируса в местах лишения свободы.
Важно обеспечить безопасность лиц, находящихся в учреждениях ФСИН
«Инициатива АП г. Москвы не может не вызвать нашей поддержки, поскольку этот вопрос уже не раз поднимался и в адвокатском сообществе, и в СМИ. Предлагаемые меры необходимы из соображений гуманности, причем не только к лицам, содержащимся под стражей, но и к адвокатам, которые их посещают и общаются в тех условиях, в которых содержатся заключенные», – прокомментировал обращение вице-президент ФПА РФ Геннадий Шаров.
Когда увеличивается риск заражения любыми инфекционными заболеваниями, не только коронавирусом, меры профилактики, по мнению Геннадия Шарова, могут быть разными. Это не только освобождение всех лиц, которые не представляют большой общественной опасности, но и определенные мероприятия в самих местах лишения свободы. «Адвокаты не раз предлагали рекомендации и руководителям ФСИН, и начальникам конкретных пенитенциарных учреждений – речь идет и об установке дезинфицирующих устройств, и о санобработке помещений, и об обеспечении масками и другими индивидуальными средствами защиты всех участников следственных и иных действий», – подчеркнул вице-президент ФПА.
Он также отметил, что зарубежный опыт, приведенный АП г. Москвы, весьма интересен, однако хотелось бы иметь официальную информацию о том, насколько выполнены «означенные благие пожелания» и к каким результатам привели такие действия властей. «В этой ситуации вспоминаю известный отечественный кинофильм “Холодное лето пятьдесят третьего…”, отражающий нашу реальную историю. Тогда по амнистии выпустили многие тысячи уголовников, что вызвало всплеск преступности», – напомнил Геннадий Шаров. Такие акции необходимо проводить очень осторожно, особенно в нынешней ситуации, когда улицы практически опустели и криминогенная ситуация отнюдь не улучшается, считает вице-президент ФПА.
Так что прежде всего нужно думать о том, как обеспечить безопасность там, где риск заражения действительно очень велик; в местах лишения свободы, где контингент находится в ограниченном пространстве, – в первую очередь, заключил он.
На скорую разгрузку учреждений ФСИН надеяться не стоит
Член Совета ФПА, президент АП Костромской области Николай Жаров напомнил, что существенно сократить количество «тюремного населения» призывают Верховный комиссар ООН по правам человека и аналогичный комиссар Совета Европы. «Наша ФСИН тоже, вроде бы, в мировом тренде. Ее руководитель обратился в Верховный Суд с предложением не набивать людей в следственные изоляторы как сельдь бочку. Но, судя по тому, что адвоката Сергея Юрьева в очередной раз оставили под стражей, хотя он уже больше года находится в СИЗО по обвинению в ненасильственном преступлении, судебная система России решила идти своим путем», – заметил Николай Жаров.
Он подчеркнул, что правосудие уже второй месяц в значительной части приостановлено. «Потому что в отношении себя судьи чувствуют угрозу заражения коронавирусом, хотя находятся на свободе. А в отношении жителей СИЗО почему-то считают такую угрозу несущественной и легко продлевают им режим подстражной изоляции. К тому же Государственная Дума официально объявила, что никакого проекта амнистии к 75-летию Победы не имеется. Значит, на скорую разгрузку учреждений ФСИН надеяться не стоит», – подытожил Николай Жаров.
В местах лишения свободы обеспечить соблюдение карантина затруднительно
Член Совета АП г. Москвы, председатель Совета молодых адвокатов Москвы Дмитрий Кравченко отметил, что, как сообщают СМИ, за истекший месяц зафиксировано рекордное количество арестов в России. «Это плохо как для арестованных или осужденных людей, подвергнутых дополнительному риску заражения, так и для адвокатов, которые их защищают и подвергаются этому же риску», – сказал он.
Дмитрий Кравченко считает, что органы власти должны предпринять все возможные усилия, чтобы разгрузить места лишения свободы, однако какие бы меры ни принимала ФСИН, эти места не приспособлены для интенсивной специализированной терапии, надлежащего карантинного обеспечения.
По его словам, инициатива подготовки обзора мировой практики в этой сфере исходила от членов Совета молодых адвокатов АП г. Москвы, которые изучили сообщения российских и зарубежных СМИ. «Не во всех случаях мы смогли проверить достоверность этих публикаций, однако, как правило, они основаны на таких солидных первоисточниках, как документы ВОЗ и структур ООН, и в них явно просматривается единая тенденция. Поэтому у нас нет оснований не доверять этим сведениям», – рассказал Дмитрий Кравченко.
Адвокаты АП г. Москвы согласились с предложенными палатой мерами
Адвокат АП г. Москвы Сергей Смирнов позицию Совета палаты полностью поддержал. «Государство должно срочно обратить внимание на следственные изоляторы и места лишения свободы в контексте борьбы с распространением COVID-19. Сейчас еще есть шанс сыграть на опережение и не бороться потом со вспышкой заболевания, ведь всем понятно, что, как только инфекция проникнет в любое из учреждений, она там распространится мгновенно», – подчеркнул адвокат.
По его мнению, в российской пенитенциарной системе фактически нет медицины, а та, что есть, не предназначена для специализированного, требующего оборудования и квалификации, лечения большого количества пациентов. «Поэтому сейчас, пока массовой вспышки нет (хотя в адвокатской среде есть информация, что уже в некоторых местах есть), необходимо срочно разгрузить и следственные изоляторы, и места лишения свободы. К тому же в условиях предпринимаемых следственными изоляторами (на примере Москвы) противоэпидемиологических мер производство следственных действий фактически остановлено, нормальное производство по уголовному делу невозможно», – считает Сергей Смирнов.
Сейчас, по его словам, необходимо как минимум освободить из-под стражи всех следственно-арестованных за ненасильственные преступления. У государства для этого есть все возможности, никаких рисков нормальному производству по делу это не несет, никто в текущих условиях не скроется – некуда, подчеркнул адвокат. Что касается отбывающих лишение свободы, то государство могло бы принять решение об освобождении тех лиц, у которых подошел срок обращения с ходатайством об УДО, или о замене неотбытой части иным видом наказания, а также тех, кто осужден за ненасильственные преступления, полагает адвокат.
«Если государство ставит своей целью сдерживание распространения инфекции, такие меры необходимы, в противном случае мы получим неконтролируемое распространение COVID-19 по всей пенитенциарной системе, это неизбежно. Вопрос только в том, когда это случится. В том, что это будет иметь тяжелейшие последствия в виде огромного количества смертей следственно-арестованных и осужденных, нет никаких сомнений», – заключил Сергей Смирнов.
«Считаю, что обращение АП г. Москвы на фоне пика бушующей эпидемии коронавируса в России архисвоевременно», – заявил «АГ» адвокат АП г. Москвы Вадим Кудрявцев. Он напомнил, что именно московская палата первой предложила по всем уголовным делам заявлять ходатайства об избрании мягких мер пресечения в отношении лиц, которые достигли возраста 65 лет. «Эта инициатива была поддержана ФПА и всем юридическим сообществом. К нашему большому сожалению, не все суды услышали ее», – добавил он.
Вадим Кудрявцев сообщил, что в Совете при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, где активную роль играют адвокаты, предложили провести «аварийную амнистию» и выпустить лиц, которые по сроку могут покинуть места лишения свободы и разгрузить тюрьмы.
Однако 22 апреля председатель постоянной комиссии СПЧ по содействию ОНК, реформе пенитенциарной системы и профилактике правонарушений Андрей Бабушкин сообщил, что в СПЧ консенсуса по поводу амнистии пока что нет. По его словам, комиссия прорабатывала различные варианты амнистии. «Например, такой: освободить условно-досрочно тех, у кого наступил соответствующий срок и кто характеризуется положительно. Снизить на год наказание всем положительно характеризующимся осужденным. Остальным, кроме злостных нарушителей порядка отбытия наказания, снизить срок на полгода», – указал Андрей Бабушкин. В любом случае, считает он, есть и другие шаги для снижения численности заключенных. Так, можно перевести на домашний арест или еще более мягкие меры пресечения всех, кто привлечен за ненасильственные преступления и не причастен к деятельности организованной преступности.
Вадим Кудрявцев отметил, что в апреле суды продолжали заключать обвиняемых под стражу: «Из них 43% составляли лица, обвиняемые по экономическим статьям и уголовным статьям средней тяжести, арестованы несколько несовершеннолетних, что в период пандемии просто недопустимо». По его мнению, это вынудило руководителя ФСИН России обратиться к председателю Верховного Суда с просьбой о применении более мягких мер пресечения, использовании домашнего ареста и залога.
«В своей работе мы уже применили эти нововведения и добились домашнего ареста для обвиняемого в одном из судов Московской области. Я думаю, что в это время надо активно объединять усилия всем: и ФСИН, и правозащитникам, и адвокатам, и судьям. Ведь все мы живем в одном государстве, и болезнь может коснуться каждого», – подчеркнул Вадим Кудрявцев.