Адвоката поместили под стражу по подозрению в преступлении, совершенном 14 лет назад
Один из защитников отметил, что уголовное дело было возбуждено только после того, как его подзащитный стал адвокатом
Как сообщили «АГ» в АП Краснодарского края, палата в курсе ситуации и следит за ней. Задержанный адвокат и его представители не обращались за помощью в палату, однако одним из защитников, вступивших в дело, является заместитель руководителя комиссии по защите прав адвокатов.
11 февраля Ленинский районный суд г. Краснодара вынес постановление об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу адвокату АП Краснодарского края Георгию Фирсову, который является подозреваемым по делу, возбужденному по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК.
Как следует из материалов дела, 21 июня 2006 г. адвокат купил на деньги сожительницы Д. в размере 7,5 млн имущество и оформил его на своего сына. В 2011 г. Георгий Фирсов посредством договора дарения передал имущество своей жене К., которая направила бывшей сожительнице супруга телеграмму с требованием выселиться из домовладения. 21 мая 2013 г. Ленинский районный суд г. Краснодара признал договор купли-продажи недействительным в части, а договор дарения жилого дома – ничтожным и признал за Д. право собственности на недвижимость.
22 июня 2020 г. руководитель СУ СК РФ по Краснодарскому краю возбудил уголовное дело в отношении Георгия Фирсова по ч. 4 ст. 159 УК. А 12 января 2021 г. было вынесено постановление о розыске подозреваемого. Из документа следовало, что по месту жительства адвоката был осуществлен выезд с целью уведомления адвоката о необходимости явки в следственный отдел, однако выяснилось, что там никто не проживает, а дом находится на стадии строительства. По месту регистрации адвоката оказывается юридическая помощь адвокатами КА «Законъ». Таким образом, следствие пришло к выводу, что место нахождения Георгия Фирсова неизвестно.
Уже 18 января Георгий Фирсов обратился в Ленинский районный суд г. Краснодара с жалобой в порядке ст. 125 УПК на постановление об объявлении его в розыск. Рассмотрев жалобу, суд отметил, что ему не было представлено доказательств того, что Георгий Фирсов по месту регистрации не находится и скрылся от органов следствия. Более того, адвокат регулярно информирует и представляет следователю доказательства своих болезней – листки нетрудоспособности. Суд удовлетворил жалобу Георгия Фирсова и признал незаконным и необоснованным постановление следователя.
8 февраля адвокат был задержан в зале суда во время рассмотрения жалобы в порядке ст. 125 УПК по уголовному делу в отношении одного из его подзащитных. На следующий день следователь СО по Западному округу г. Краснодара СУ СК РФ по Краснодарскому краю В. Абрамов вынес постановление о возбуждении перед судом ходатайства об избрани меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении подозреваемого.
11 февраля Ленинский районный суд г. Краснодара удовлетворил ходатайство следователя и заключил Георгия Фирсова под стражу до 8 апреля. Судья сослалась на ст. 97, 99, ч. 1 ст. 108 УПК и п. 5 Постановления Пленума ВС от 19 декабря 2013 г. № 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и запрета определенных действий», согласно которым в качестве оснований для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу могут быть признаны такие фактические обстоятельства, которые свидетельствуют о реальной возможности совершения обвиняемым, подозреваемым действий, указанных в ст. 97 УПК РФ, и невозможности беспрепятственного осуществления уголовного судопроизводства посредством применения в отношении лица иной меры пресечения.
Суд отметил, что исследовал все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения ходатайства, в том числе данные, характеризующие личность подозреваемого. Сведений о наличии у Фирсова заболевания, препятствующего нахождению под стражей, не представлено, указала первая инстанция.
В комментарии «АГ» один из защитников Георгия Фирсова, адвокат АП Краснодарского края Алексей Аванесян отметил, что сторона защиты намерена обжаловать постановление об избрании меры пресечения. Постановление обосновано тем, что Георгий Фирсов находился в федеральном розыске. При этом доводы о том, что он кому-то угрожал, не подтвердились, в том числе и представителем потерпевшего.
«В суде было установлено, что в розыск он был объявлен незаконно. Мы принесли ряд документов, подтверждающих, что он болел, а также представили переписку защитника со следователем, в которой имелась скан-копия справки о том, что он находился на больничном. Кроме того, подтвердили, что Георгий Фирсов либо оказывал юридическую помощь, либо был в больнице. Мы сделали скриншоты и заверили в судах Крыма, Краснодарского края, Краснодара, где у него были процессы. Пригласили двух свидетелей, которые ежедневно приходили в офис к Георгию Фирсову. Судья сказала, что не будет их допрашивать. Когда в качестве свидетеля вызвали супругу, судья разрешила задать только один вопрос о том, возражает ли она, что в случае избрания домашнего ареста ее супруг будет жить вместе с ней и их совместными детьми», – рассказал Алексей Аванесян.
«Мы несколько раз поймали следователя на лжи. Я говорил, что документы подписаны разными лицами. Следователь сказал, что у него изменилась подпись. На вопрос о том, когда, в каком году, он ответить не смог. Также он сказал, что искал Георгия Фирсова, направлял по месту жительства полицейских, которые допросили свидетеля – женщину, живущую в этом доме. Она пояснила, что никогда не видела Георгия Фирсова. Мы нашли и представили рапорт, согласно которому следователь сам ездил по месту жительства и увидел там недостроенный дом. При этом следователь ошибся номером дома, поэтому розыск признали незаконным», – отметил адвокат.
Помимо прочего Алексей Аванесян указал, что в 2011 г. за потерпевшей Д. было признано право собственности. С этого года и до 2020 г. выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по ее заявлениям. «В 2019 г. Георгий Фирсов приобрел статус адвоката и в 2020 г. Следственный комитет возбудил дело», – подчеркнул защитник, высказав предположение, что это может быть местью со стороны правоохранителей.
Председатель комиссии по защите профессиональных прав адвокатов Ростислав Хмыров рассказал «АГ», что в деле участвует в качестве защитника его заместитель Антон Пуляев, однако обращения в палату от Георгия Фирсова или его представителей об оказании помощи не поступало.
На вопрос о том, планирует ли защита обращаться в АП Краснодарского края, Антон Пуляев ответил: «Если защитники посчитают нужным обратиться, мы это сделаем. Но в целом я и так участвую в деле».