В новом КоАП пропишут обязательное участие адвоката в производстве по отдельным делам о правонарушениях

Это следует из опубликованной Правительством РФ Концепции нового Кодекса об административных правонарушениях

В новом КоАП пропишут обязательное участие адвоката в производстве по отдельным делам о правонарушениях

Адвокаты сошлись во мнении, что действующий КоАП РФ изжил себя и нуждается в замене, однако обратили внимание, что концепция не дает ответы на все вопросы, например о том, как именно планируется решить проблемы в правоприменительной практике. При этом один из них заметил, что опубликованный документ больше похож на протокол разногласий о том, что должно быть написано в концепции кодифицированного акта, без фиксации итоговых выводов. В свою очередь, представители ФПА РФ поддержали предложение об обязательном участии адвокатов в производстве по делам об административных правонарушениях.

10 июня Правительство РФ опубликовало Концепцию нового КоАП РФ, о разработке которой «АГ» неоднократно сообщала в своих публикациях.

Актуальность Концепции нового КоАП РФ

Напомним, ранее «АГ» писала о том, что Концепция нового КоАП РФ предусматривает разделение административного законодательства на материальное и процессуальное, направлена на совершенствование процедуры рассмотрения дел и обеспечение адекватности наказания совершенному правонарушению. Разработкой Концепции занимался Минюст России совместно с Минэкономразвития при участии заинтересованных органов власти и экспертных организаций.

В появлении Концепции были заинтересованы юридическое сообщество и бизнесмены. Так, большинство опрошенных «АГ» адвокатов поддержали инициативу по изменению административного законодательства. Они отметили, что действующий КоАП РФ нуждается в системной переработке, однако предположили, что обновленный кодекс не решит проблем, поскольку менять нужно прежде всего отраслевое законодательство.

Как сообщается на сайте Минюста РФ, Концепция определяет основные подходы к реформированию законодательства об административных правонарушениях, призвана обеспечить ясность и согласованность норм будущего кодекса, не допустить избыточного государственного принуждения в сфере привлечения к административной ответственности.

Уточнение институтов административного законодательства

Согласно основным предложениям Концепции новый КоАП РФ будет поделен на две части: общую и особенную.

Разработчики документа предлагают выделить категории административных правонарушений в зависимости от их характера и степени общественной вредности. Например, административные правонарушения повышенной степени общественной вредности могут быть отнесены к категории грубых. Также предлагается закрепить определения следующих видов административных правонарушений: длящиеся, продолжаемые, однородные, неоднократные, повторные и малозначительные. Индивидуальных предпринимателей планируется выделить в качестве самостоятельных субъектов административных правонарушений.

Озвучена необходимость уточнения административного наказания в виде конфискации имущества. Административное приостановление деятельности хотят исключить из перечня видов наказаний, включив его в перечень мер обеспечения производства по делам о правонарушениях. Кроме того, планируется существенно сократить предельный срок применения такой обеспечительной меры, которая при этом может быть введена только судом.

В целях сокращения числа привлекаемых к административной ответственности граждан планируется выносить им предупреждение за впервые совершенные без отягчающих обстоятельств правонарушения, не являющиеся грубыми. Данный подход предлагается также распространить на ИП, юрлиц и их работников в случае замены административного штрафа предупреждением.

Также отмечено, что при подготовке нового кодекса необходимо решить вопрос о целесообразности назначения административного штрафа ниже низшего предела с учетом имущественного и финансового положения правонарушителя. При предотвращении вышеуказанным лицом вредных последствий правонарушения либо добровольном устранении или возмещении вреда/ущерба штраф должен назначаться в минимальном размере или заменяться на предупреждение.

При наличии смягчающих обстоятельств размер административного штрафа должен уменьшаться за каждое из них, а при наличии отягчающих обстоятельств он может быть увеличен. Размеры уменьшения или увеличения административного штрафа за каждое смягчающее или отягчающее обстоятельство должны устанавливаться КоАП.

Отмечено, что освидетельствование на состояние алкогольного опьянения должно иметь самостоятельный предмет правового регулирования и применяться не только в отношении водителей транспортных средств, но и иных правонарушителей.

Новые гарантии по делам об административных правонарушениях

Планируется предусмотреть обязательное участие адвоката в производстве по отдельным делам об административных правонарушениях (в частности, по которым предусмотрена возможность назначения гражданину административного ареста) в целях оказания квалифицированной юридической помощи.

В новом КоАП предлагается выделить отдельные главы об особенностях освобождения от административной ответственности, от административного наказания, замены административного наказания, отсрочки, рассрочки и приостановления его исполнения. Отмечена необходимость закрепления в кодексе института реабилитации лица, незаконно привлеченного к административной ответственности.

Стадия принудительного исполнения административных наказаний, влекущая негативные последствия для привлеченных к административной ответственности лиц, должна носить исключительный характер и применяться в случае их уклонения от исполнения административных наказаний.

Предлагается распространить механизм уплаты в размере половины суммы наложенного административного штрафа не только на правонарушения в области дорожного движения, но и на иные виды, за исключением некоторых (например, грубых, влекущих угрозу жизни и здоровью граждан, либо при назначении оборотных штрафов).

Планируется ввести упрощенный механизм исполнения постановлений о назначении административных штрафов на суммы до 10 тыс. руб. Данный порядок не потребует возбуждения исполнительного производства, а будет происходить в автоматическом режиме исключительно за счет денежных средств, находящихся на счетах должника в банке и иной кредитной организации.

Адвокаты в целом положительно оценили Концепцию нового КоАП

По словам адвоката АП г. Москвы Александра Леманна, КоАП РФ действительно нуждается в замене, и об этом свидетельствует слишком большое количество постоянно вносимых в него правок.

«Очень важно максимально четко и правильно прописать все процедурные нюансы – если новый КоАП будет допускать двоякое толкование, то из гуманного он может превратиться в еще более репрессивный, чем сейчас. Общеизвестно, что, если существует опасность серьезной материальной ответственности (когда богатые должны будут платить соразмерно своим большим доходам), есть риск, что доходы будут умышленно занижаться, а часть доходов может даже уйти в серую зону. Кто и как будет отслеживать уровень доходов людей, из Концепции пока непонятно. Главное, чтобы не пострадали люди с невысоким достатком. Они сегодня платили, условно, пятьсот рублей, а завтра с учетом изменений законодательства они при той же экономической ситуации будут платить тысячу. Это не совсем правильно с учетом экономической ситуации в стране», – подчеркнул он.

По мнению эксперта, из Концепции пока не совсем понятно, как именно планируется решить проблемы в правоприменительной практике. «Снижающими эффективность действующего КоАП факторами являются как раз накопившиеся проблемы в правоприменительной практике на стадиях возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях. Однако большинство лиц, привлекаемых к административной ответственности за нарушение ПДД, при наличии одного лишь протокола об административном правонарушении всегда видят в решении суда одну и ту же фразу «у суда нет оснований не доверять сотруднику ГИБДД», – отметил Александр Леманн. Он выразил опасение, что новый КоАП, пусть даже самый совершенный и инновационный, опять будет по-своему трактоваться и применяться судебной системой, которая и сама нуждается в модернизации.

Адвокат АП Ставропольского края Нарине Айрапетян отметила, что реформационные методы в виде внесения изменений в отдельные нормы КоАП нарушают целостность, структурность и системность самого кодекса либо приводят к своеобразному диссонансу с иными нормативно-правовыми актами. «Изменения должны быть революционного характера, то есть коренным образом менять не только формулировку норм, но подходы к пониманию и правоприменению», – отметила она. Эксперт считает, что положения Концепции нового КоАП РФ предопределены существующими недостатками, являются по своей сути логичными и объективно необходимыми: «Ранее вносимые в кодекс изменения привели к тому, что он выглядит как разрозненная “многолоскутная” субстанция, с множеством неурегулированных пробелов».

Нарине Айрапетян отметила, что изложенный в документе лояльный и гуманный подход, предлагаемый к применению касательно некоторых вопросов, свидетельствует о большей ориентации не на карательную, а на превентивную цель, что не может не воодушевлять. «Если в предыдущих редакциях основными инициаторами реформирования ставились задачи создания превенции против развития криминальных и уголовно-правовых ситуаций путем в том числе декриминализации части преступлений, то новая Концепция послужит профилактикой административно-правовых ситуаций», – резюмировала адвокат.

Адвокат АП г. Москвы Святослав Пац выразил недоумение относительно текста опубликованного документа: «Как можно было назвать документ “Концепцией нового Кодекса РФ об административных правонарушениях”, если в нем отсутствует само определение понятия “административное правонарушение” – рабочая группа всего лишь предлагает уточнить его для разграничения с понятием “преступление”». По мнению эксперта, в документе нет основополагающего элемента, необходимого для разработки кодифицированного акта. «Рабочая группа не смогла согласовать, что же именно будет относиться к административным правонарушениям, чем административное правонарушение отличается от преступления», – считает он.

«Не меньшим шоком стало сохранение в Концепции возможности принятия нормативных правовых актов по отдельным вопросам, связанным с административной ответственностью, с оговоркой, что это должно быть прямо предусмотрено новым кодексом. Очевидно, повторение в будущем существующего в наши дни печального положения, когда на федеральном уровне есть КоАП и есть отраслевые законы, устанавливающие не только составы административных по своей правовой природе правонарушений, но и порядок привлечения к административной (по своей правовой природе) ответственности, прямо предполагается предложенной Концепцией», – отметил Святослав Пац.

Адвокат также не согласился с разработчиками документа в части сохранения существующего в настоящее время дуализма процессуальных форм рассмотрения судами общей юрисдикции и арбитражными судами дел о привлечении к административной ответственности или об обжаловании постановлений о привлечении к административной ответственности. «Независимо от того, суд общей юрисдикции или арбитражный суд рассматривает дело об административном правонарушении (включая обжалование вынесенного постановления), лица, участвующие в таком деле, должны иметь равные правовые гарантии должного разрешения дела, включая процессуальные сроки, порядок и количество инстанций обжалования, порядок вступления в законную силу правоприменительных актов», – отметил он.

В связи с этим Святослав Пац пришел к выводу о том, что Концепция нового КоАП представляет собой не полноценную концепцию будущего кодифицированного акта, а протокол разногласий о том, что должно быть написано в ней, без фиксации итоговых выводов.

В ФПА поддержали обязательное участие адвокатов в делах по административным правонарушениям

Как сообщает пресс-служба ФПА, вице-президент Федеральной палаты адвокатов Геннадий Шаров позитивно отнесся к идее усовершенствовать КоАП РФ, который был принят в конце 2001 г.

Он также положительно оценил предложение Концепции об обязательном участии адвоката в отдельных делах, по которым предусмотрена возможность применения наказания в виде административного ареста. «Для самих адвокатов это означает расширение сферы участия в производстве по отдельным делам, что, конечно, следует расценить как положительное явление, особенно если речь идет о бесплатной помощи лицам, нуждающимся в поддержке квалифицированного юриста», – отметил вице-президент ФПА.

С целесообразностью разработки новой редакции КоАП РФ согласен и советник ФПА, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Игорь Пастухов: «Действительно, из-за постоянных изменений КоАП РФ возникают несогласованности в соразмерности разных составов правонарушений и санкций. Желание усилить ответственность за одни правонарушения не учитывает общего соотношения в системе наказаний; какие-то процедуры следовало бы пересмотреть; нужно учесть позиции ЕСПЧ, считающего некоторые наши составы корреспондирующими уголовным преступлениям».

Он также поддержал предложение об обязательном участии адвоката в производстве по делам об административных правонарушениях, по которым возможно заключение под стражу. «В СПЧ этот вопрос рассматривался, был предложен даже конкретный текст законопроекта, мы его поддержали на комиссии по гражданскому участию в правовой реформе. Такой концептуальный подход мы, безусловно, поддерживаем», – сообщил Игорь Пастухов.

Метки записи:   ,
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля