В Госдуму внесен законопроект, регулирующий майнинг цифровых валют
По мнению разработчиков поправок, установление отдельных требований к такой деятельности позволит легально осуществлять ее, декларировать полученный доход, а также обеспечивать исчисление и уплату налогов в бюджеты всех уровней
Одна из адвокатов обратила внимание на необходимость наличия правового регулирования майнинга в России, однако, по ее мнению, проект выглядит утопическим и противоречащим специфике майнинга. Второй отметил, что поправки открывают возможность использования добытой в РФ криптовалюты в качестве средства платежа, но пока только в рамках экспериментального правового режима. Третья считает, что законопроект станет очередным звеном в регулировании процессов использования гражданами цифровых средств платежа, позволит и дальше проводить политику легализации цифровых валют на территории страны.
17 ноября в Госдуму был внесен проект изменений в Закон о цифровых финансовых активах (законопроект № 237585-8), разработанный в целях закрепления в законодательстве порядка и условий создания (распределения) цифровой валюты.
Проектом вводится определение «майнинг цифровой валюты», под которым понимается деятельность по проведению математических вычислений путем эксплуатации вычислительных устройств и программно-аппаратных средств для внесения записей в информационную систему, использующую технологию распределенного реестра, имеющих целью создание цифровой валюты и (или) получение вознаграждения в цифровой валюте. Также разъясняется, что следует понимать под «майнинг-пулом».
Согласно поправкам создание цифровой валюты в РФ – это действия с использованием объектов российской информационной инфраструктуры и (или) пользовательского оборудования, размещенного на территории России, направленные на возникновение цифровой валюты.
Проект предусматривает запрет рекламы или предложения в иной форме неограниченному кругу лиц как цифровых валют, так и товаров (работ, услуг) в целях организации выпуска и обращения цифровой валюты (за исключением майнинга).
Предусматривается, что требования к деятельности физических и юридических лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, в том числе участников майнинг-пула, будут устанавливаться Правительством РФ по согласованию с Банком России, а контроль (надзор) за соблюдением установленных требований предлагается возложить на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный правительством.
В соответствии с законопроектом в случае получения цифровой валюты в результате майнинга лицо, осуществляющее майнинг, в том числе участник майнинг-пула, обязано предоставить информацию о получении цифровой валюты, а также информацию об уникальной последовательности символов, используемых для учета операций с цифровой валютой, зачисляемой в результате майнинга, лицу, осуществляющему майнинг (адрес-идентификатор), в порядке и сроки, установленные законодательством РФ о налогах и сборах.
Планируется установить, что цифровая валюта, полученная в результате майнинга, может быть отчуждена лицом, осуществившим майнинг данной цифровой валюты, при условии, что при совершении сделок с ней не используются объекты российской информационной инфраструктуры. Исключения будут составлять случаи совершения сделок в соответствии с установленным экспериментальным правовым режимом.
Проектом уточнено, что к отчуждению цифровой валюты, если при совершении сделок с ней не используются объекты российской информационной инфраструктуры, а лица, осуществляющие майнинг цифровой валюты, соответствуют необходимым требованиям, не будут применяться положения Закона о валютном регулировании и валютном контроле.
В пояснительной записке отмечается, что в соответствии с нормами Закона о ЦФА регулирование вопросов, связанных с выпуском и оборотом цифровых валют, должно быть обеспечено в рамках дополнительного законодательного регулирования, которое на данный момент отсутствует. Однако, как считают авторы проекта, несмотря на отсутствие такого регулирования майнинг цифровых валют активно развивается в России.
«Введение предлагаемого законопроектом регулирования деятельности по майнингу, а также установление отдельных требований к такой деятельности позволят легально осуществлять указанную деятельность, декларировать полученный доход, а также обеспечивать исчисление и уплату в бюджеты всех уровней соответствующих налоговых платежей. Кроме того, это позволит нивелировать правовые риски, связанные с данной деятельностью», – полагают разработчики поправок.
По мнению авторов законодательной инициативы, принятие законопроекта позволит сформировать правоприменительную практику, которая, в том числе, будет способствовать обеспечению дальнейшего комплексного регулирования вопросов, связанных с выпуском и оборотом цифровых валют.
Адвокат КА МКА «Сед Лекс» Валерия Аршинова в первую очередь обратила внимание на необходимость правового регулирования майнинга в России. Она поделилась, что «майнеры» еще в 2018 г. неоднократно говорили, что готовы платить налоги и легально «производить» и продавать криптовалюту.
Однако представленный законопроект, по мнению адвоката, выглядит утопическим и противоречащим специфике майнинга. Валерия Аршинова пояснила, что понятие, приведенное в проекте, свидетельствует о недостаточном понимании законодателем существа майнинга. Она отметила, что майнинг – это сложная деятельность, различающаяся в зависимости от видов протоколов, Proof-of-Work (PoW) и Proof-of- Stake (PoS) и, соответственно, создаваемой криптовалюты. Кроме того, сама процедура майнинга различна и зависит от видов оборудования и используемых средств, добавила адвокат.
«В настоящее время существуют тысячи майнинговых ферм, особенно в регионах с низкой стоимостью электроэнергии, и “подогнать” их деятельность под нормы закона и создать “майнинг-пул” будет весьма проблематично. Это также касается установления владельцев вычислительных устройств, указанных в законе (кто под ними понимается?), а также объектов российской информационной инфраструктуры и (или) пользовательского оборудования (что под этим понимается?)», – прокомментировала Валерия Аршинова.
Адвокат подчеркнула, что одно из ключевых положений законопроекта – запрет на рекламу и (или) предложение в иной форме неограниченному кругу лиц цифровых валют. По мнению Валерии Аршиновой, этот запрет означает блокировку использования криптообменников и криптобирж в России.
«На мой взгляд, законопроект вызывает больше вопросов, чем содержит ответов. Можно ли российским гражданам “майнить” на оборудовании, находящимся за рубежом? По каким критериям будут разделяться понятия “организация выпуска и (или) выпуск, организация обращения цифровой валюты” и “майнинг”? Кто будет обеспечивать криптобезопасность в майнинг-пуле? Будут ли введены налоговые вычеты, учитывая весомые затраты майнеров? Каким образом будут обеспечиваться передача и хранение информации о получении цифровой валюты, а также об уникальной последовательности символов, используемых для учета операций с цифровой валютой, зачисляемой лицу, осуществляющему майнинг (адрес-идентификатор), если даже сейчас отсутствует механизм декларирования криптовалюты?» – задалась вопросами Валерия Аршинова.
Адвокат, управляющий партнер «Зельдин и партнеры» Михаил Зельдин отметил, что майнинг существует как явление не первый год, но эта деятельность до сих пор законодательно не урегулирована. Адвокат отметил, что законопроект № 127303-8, которым предлагалось законодательно закрепить понятия майнинга и NFT-токена, в октябре был отклонен.
Михаил Зельдин указал, что рассматриваемый законопроект выводит майнинговую деятельность из-под запрета и разрешает рекламу товаров для ее осуществления. В то же время рекламу самих цифровых валют (криптовалют) и всего, что связано с их обращением, планируется запретить, подчеркнул он. «Законопроект также открывает возможность использования добытой в России криптовалюты в качестве средства платежа, но пока только в рамках экспериментального правового режима. Такой режим может быть установлен для отдельных лиц правительством или Центробанком в соответствии с Законом об экспериментальных правовых режимах», – добавил адвокат.
Адвокат АА МГКА «Власова и партнеры» Людмила Космовская отметила, что за последние 15 лет распространение оборота цифровых активов, в том числе среди непрофессиональных участников финансового рынка, растет кратными темпами. Адвокат подчеркнула: сегодня все крупные финансовые организации и инвестиционные фонды развивают направление цифровых активов; при этом область их правового регулирования также не стоит на месте. «Почти 10 лет назад США, Сингапур, Швейцария и Германия на законодательном уровне урегулировали вопрос использования криптовалют совместно с вопросами налогообложения. В ряде стран уже с 2015 г. криптовалютой можно расплачиваться за материальные активы», – рассказала она.
Людмила Космовская добавила, что законопроектом вводится ряд новых для российской правовой системы понятий и терминов, достаточно давно вошедших в мировой оборот финансовых инструментов. Также в проекте наблюдается планирование законодателем оборота криптовалют как части общей стратегии развития экспериментального правового режима для отдельных направлений цифровых инноваций. Как считает адвокат, основная цель законопроекта – заложить правовой базис в регулирование майнинга (начального звена в производстве криптовалюты). Законодатель наделяет полномочиями на контроль за майнингом федеральный орган исполнительной власти, а также Банк России как профессионального участника рынка финансовых инструментов, пояснила Людмила Космовская.
«По замыслу поправок во главу угла поставлены условия о запрете использования в процессе майнинга (производства криптовалюты) объектов российской информационной инфраструктуры. Это сделано для выравнивания общих условий для участников рынка цифровых активов и недопущения использования мощностей госинфраструктуры, а также в целях контроля за налогообложением майнинга как процесса», – прокомментировала адвокат.
Она обратила внимание, что в практике российских судов уже начинают появляться первые решения по делам, связанным с оборотом криптоактивов, но ввиду небольшого опыта правоприменения Закона о цифровых финансовых активах и его достаточно узкого трактования суды зачастую принимают решения в отрыве от существующей мировой практики, руководствуясь аналогией закона в российском праве.
Людмила Космовская поделилась, что профильные органы Правительства РФ также выходят с инициативами о скорейшем урегулировании данной отрасли. Так, например, Минфин направил в Правительство РФ проект федерального закона о цифровой валюте. Использование цифровых валют в качестве средства платежа на территории РФ будет по-прежнему запрещено. В рамках предлагаемого Минфином регулирования цифровые валюты рассматриваются исключительно в качестве инструмента для инвестиций, уточнила она.
«Данный законопроект станет очередным необходимым звеном в регулировании процессов использования гражданами цифровых средств платежа, позволит и дальше проводить политику легализации цифровых валют на территории России, что особенно важно в условиях закрытого рынка финансовых инструментов на фоне мировой санкционной политики», – подытожила Людмила Космовская.